Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем смысл фильма "Заводной апельсин"?

КиноКинематограф
Анонимный вопрос
  · 57,8 K
Первый
студент школы культурологии НИУ ВШЭ, люблю авторский кинчик  · 20 сент 2016

Несмотря на то, что практически каждый человек, пишущий о «Заводном апельсине», склонен детерминировать его темой насилия, порождающего самое себя, и вроде как хочется пойти против всех, сказать, мол, «ну насилие это же слишком очевидно», найти настоящий глубинный посыл, но нет, стоит признать, что в случае данного фильма ключевым является действительно старое доброе оно. Кстати, позволю себе не согласиться с мнением Анастасии по двум основаниям: корректней будет говорить про фильм, т.к., во-первых, это мягко говоря, не дословный перенос на экран литературного текста (достаточно будет вспомнить решение Кубрика не включать обнадеживающий бёрджессовский финал), а во-вторых, потому что вопрос задан именно про фильм. Чтобы структурировать свой ответ, я выделю четыре основных сферы, в которых тема насилия репрезентируется в ЗА: это сферы сексуального, социального, политического и эстетического.

Фильм легко разделить на две условные части – до приговора суда и после – своего рода преступление и наказание, и сложно не заметить, насколько первая, эстетически изощренная, часть фильма практически в каждой сцене пропитана сексуальностью. Секс как форма удовлетворения животного инстинкта балансирует на тонкой грани между согласием и насилием, и если наличие согласия, как в случае с девушками из музыкального магазина, не влечет за собой тяжелых последствий, то его отсутствие, напротив, приводит к преступлению. Все это прекрасно понимают и создатели лечебной программы, прививая Алексу ассоциативное отвращение к половому влечению в том числе.

Отношения между Алексом и членами его банды репрезентируют насилие в области социального – здесь оно является инструментом власти и доминирования. И если в начале фильма право Алекса на насилие легитимируется его статусом лидера банды, то ближе к концу происходит зеркально противоположное – теперь институционально обусловленное право на насилие осуществляют его бывшие соратники, т.е. те, кто его претерпевал ранее.

Вполне очевидно, что в области политического основным агентом насилия является государство, обладающее на него монополией. Можно сказать, что на этом уровне пресловутый принцип «насилие порождает насилие» существует, однако в условиях борьбы за власть он принимает самые разные формы. По сути, в фильме поднимается старый и неизменный вопрос: может ли государство требовать от члена общества не совершать того, чем активно пользуется само?

Что же касается эстетического, то тут действительно по большей части заслуга Кубрика, и состоит она в том, что ЗА – штука однозначно культовая, и культовая она по причине одного из лучших примеров эстетизации насилия на аудиовизуальном уровне. Вряд ли можно говорить, что Кубрик первым использовал классическую музыку в качестве вдохновляющего на ультранасилие аккомпанемента (про связь классики и насилия обязательно читайте ответ Артема Рондарева, ссылка внизу), или, например, что первый использовал белоснежные одеяния для неоправданно жестоких молодых людей, однако модой на подобные звуковые и визуальные решения кинематографическое сообщество обязано именно ему. Вспомнить хотя бы «Забавные игры» Ханеке – Моцарт, молодые люди в белых одеждах, расправа над семьей – совпадение или наследие? Алекс же (благодаря блистательно сыгравшему Макдауэллу), несмотря на всю свою практически патологическую страсть к насилию, предстает перед нами отталкивающим, но в то же время обаятельным антагонистом - нельзя не отметить культовый статус его персонажа, которому в ряде случаев даже пытались подражать в реальной жизни.

Таким образом, проанализировав ЗА с разных ракурсов, приняв во внимание сознательный ход Кубрика не включать последнюю часть книги с относительным хэппи-эндом, и вспоминая финальные слова Алекса ДеЛарджа об исцелении (от исцеления), я предполагаю, что смысл фильма аккумулируется в мысль о невозможности и бессмысленности искоренить насилие в мире, когда мы так или иначе нуждаемся в его проявлениях.

TheQuestion: Need an Answer? Ask TheQuestion

К сожалению, если б все было так красиво. Во первых- сексуальную составляющую в разборе- я бы отринул, как само... Читать дальше
Продавец оргазмов, киноман  · 9 сент 2016
Корректней будет ответить, в чем заключается смысл книги "Заводной апельсин", так как фильм всё-таки является экранизацией. Энтони Бёрджесс в своём романе во главу угла поставил свободу выбора человека. По его мнению, если общество насильно заставляет социума быть положительным, вести себя как все, то человек превращается в ничто иное, как "заводной апельсин" (Кокни... Читать далее
Противник системы, живущий здесь и сейчас, фанат выдающегося и неповторимого, верю в то...  · 27 июл 2016
Сложно сказать, причин тому несколько, но я остановлюсь на основной - режиссёром является великий Стэнли Кубрик, который всегда снимал неоднозначные, где - то даже загадочные ленты. Так вот, на мой взгляд, смысл фильма в том, что главный герой - Алекс, после нетривиального метода лечения, все же начал возвращаться к "старому доброму ультранасилию". Тем самым, можно... Читать далее
Анонимный ответ29 июля 2016
По моему, смысл этого фильма вполне себе четкая иллюстрация поговорки: "Как ты относишься к людям, так и люди относятся к тебе" Кубрик, и это довольно хитро, показал "падение с Олимпа": герой, имевший власть по мере фильма её теряет, становясь марионеткой в руках правительства. Это очень чётко показано в конце, где начальник кормит героя, как ребенка с ложки, а после - э... Читать далее
Первый
Анонимный ответ8 августа 2019
Попытаюсь ответить максимально лаконично. Герои фильмов не обязаны к чему-то приходить. Кино - изначально фиксация жизни. Еще со времен Люмьеров. В жизни люди часто ни к чему не приходят (см. Левиафан например как яркий пример). Я не вижу глупости в фильме о человеческой жестокости. Потому что как раз она есть и будет. И уж в чем Кубрик точно новатор - так это в том... Читать далее
Просто любознательный подросток  · 27 июл 2016
Самое первое, что приходит в голову, это, конечно, выражение "Насилие порождает насилие". Именно на этом суждении построен, по моему мнению, фрагменты, связанные с писателем Ф. Александр. Как известно, его прототипом стал сам Бёрджесс, т.е. можно сказать, что поступки писателя - позиция автора, то, что он бы сделал на его месте. Думаю, тем самым автор напоминает об ответ... Читать далее