В чем смысл искусства?

Валерия Соколова
  · 18,7 K
Глеб Симонов
Топ-автор
15,3K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Работаю арт-директором в Нью-Йорке.  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Наверняка все читали в детстве сказки.

Так вот, в каждой сказке есть такой момент, когда условный протагонист, уже долгое время странствующий по свету, случайным образом набредает на хату какого-то старого интроверта, хранящего секрет, как победить лихо шестикрылое, не первый год сеющее на районе хаос, и за убиение которого обещаны полцарства и политически выгодный брак.

И старый интроверт этот даёт условному протагонисту квест на добычу какой-нибудь редкой заморской привет-травы или просит его выяснить три когда-то забытых слова — в общем, посылает его за чем-то, что самому старому интроверту наверняка нахрен не нужно, ибо все свои квесты он давно выполнил, и теперь измывается над проходимцами одного невинного лулза ради.

И условный протагонист идёт, прёт через болота и дали, рвёт об мёртвый терновник тельняшку на условной протагонистской груди, продаёт последние сапоги за билет на собачьи сани, отбивается по ночам от каннибалов, медведей, и комаров размером с дубину, и таки добывает квестовый айтем, и приносит его старому интроверту, и старый интроверт ему говорит спасибо, и уже готовится закрыть дверь.

А как же секрет, спрашивает условный протагонист?

Традиционные сказки в этом месте всё упрощают, но мы-то с вами знаем: суть квеста была в самом квесте. Чтобы условный протагонист отрастил уже наконец хребет и одолел змиево отродье на чистом энтузиазме.

Очень многие вещи понимаются только одним опытом. В смысле вашим личным. Они не поймутся вами из биографий миллионеров, инструкций, селф-хелпа, ревью на "Кинопоиске", заветов великого Ленина или слухов вашей прабабки. Даже ваша собственная идеология, как бы проработана она ни была, формируется скорее из вашего опыта, нежели из сугубо теоретических построений (то есть, люди чаще всего верят просто в то, что с ними произошло). 

Путешествие героя подразумевает, что герой таки путешествует, и в процессе путешествия понимает что-то, что ничем больше, кроме как прямым действием, он бы для себя не открыл.

Так что же искусство, спросит дорогой читатель?

Искусство создает то, что можно назвать положением. Определенное высказывание о мире. Модель. Арка. Точно так же, как и сюжет выше.

Всякие взаимодействия с положениями подобного рода – всегда являются опытом прямого действия того, кто его производит, и затем того, кто это воспринимает и прорабатывает. Просто плохое искусство не способно ничего к вашему уже существующему опыту прибавить, а настоящее искусство способно. 

Настоящее искусство — это воробей, влетевший в театр, это лабиринт, соразмерный жизни того, кто в него попал, это НЛО, которое приземлилось. Оно задаёт вопросы, о которых вы не подозревали, что они существуют, и решает эти вопросы способом, который никогда не пришел бы вам в голову. Потому что ваш мир ограничен вашим пониманием, ваше понимание ограничено вашим языком, а ваш язык ограничен вашим опытом. На картины смотрят затем же, зачем ходят в горы, поют псалмы, жрут мескалин и пускаются в кругосветку.

Потому что вот буквально первое, что оно пытается вам сказать — что путешествие есть. Его надо идти.

Это работает именно потому, что взаимодействие с искусством — требует последовательного прямого действия, методичности, терпения, интерпретации. Вы никогда не узнаете, как начать понимать картины никаким иным образом, кроме как посмотрев очень много картин. Вы не научитесь понимать книги, не читая книг. К тому же, что и художник, когда работал — именно что и совершал своё личное, может быть главное путешествие. Не в чьём-то чужом пересказе, а сам, в одиночку, вот этими самыми холстами. Это лучшая, самая прямая и самая ценная порода, которая вам доступна, и доступна она вам вот прямо сейчас, даром, и никто не уйдёт обиженным. Не её проблема, что вы её не берёте.

Когда же вы пуститесь в путь — искусство будет вашим другом и проводником, вашим волком, на котором вы едете, и вашим старым интровертом, подсказывающим вам, куда идти, что делать, и где искать недостающего опыта.

А дальше, вы конечно же спросите, а дальше-то что?

А не скажу я вам, дальше что. Принесите мне белый клок из хвоста лунного вепря, тогда и поговорим.

Тексты, фото, выставочные отчеты и прочее — в ФБ.Перейти на facebook.com/gleb.simonov
31 мая 2016  · 2,8 K

Ок. А как в таком случае отличить искусство от вкусовщины? И надо ли отличать?

Комментировать ответ…
Ещё 25 ответов

Делать мир ярче)Искусство бывает разным и не всё им является. Настоящие искусство - это как первая любовь , оно оставляет неизгладимый теплый свет в серце всю жизнь.

26 сентября  · < 100
Комментировать ответ…
Андрей Ларионов
Топ-автор
35,3K
мои ответы не являются "глубокомысленными" статьями для ЯДзен. пользователь...
Искусство -- познание себя и мира. Очевидной функцией речи является передача информации. Но эта очевидность закрывает важную часть роли речи -- выражение своих чувств, общение, установку связей, формирование культуры. Это тоже передача информации, но немного отличной от той, что понимается обычно -- где добыча, как её добыть. Искусство тоже средство с... Читать далее
Комментировать ответ…
Веб-редактор
Искусство — это часть культуры, которая является «общим местом» для людей, объединяет их. Также искусство — это опыт, заключенный в ту или иную форму. С помощью искусства люди общаются друг другом, передают друг другу как знания, так и эмпирический опыт. История искусства демонстрирует развитие человека в общем смысле, позволяет лучше понять... Читать далее
Комментировать ответ…
режиссер, драматург, сценарист
Хотя Эммануил Кант говорил, что у искусства нет большой цели, а есть только конкретная и маленькая задача — оказать влияние на человека здесь и сейчас, во время спектакля, я с этим позволю себе поспорить. Искусство, как мне кажется, несет в себе две важные функции. Первая – оно служит духовному, или эволюционному развитию человека. Театр, например... Читать далее
Комментировать ответ…
Миссия - снижать боль людей. Консалтинг. Люблю учиться, решать проблемы...
Я как технарь, которому дается сложно познание искусства, отвечу так - это способ выражения мыслей, чувств и эмоций, но невербальным, как правило способом. Его основное назначение - это вызывать различные эмоции после ознакомления с чем то необычным, порой даже непонятным или пугающим.  Вот взять для примера живопись Айвазовского, смотришь на мощь... Читать далее
26 мая 2016  · < 100
Комментировать ответ…
Tergiversator, hypotheticus
Чтобы лишний раз не оказаться обманутым и не поддерживать распространенные ошибки, поставленную в вопросе «нужность» следует подвести под категорию ценности. Ибо в рассуждениях о «нужности» присутствует одна неустранимая двусмысленность: это понятие может мыслиться как в категориях необходимости, так и в категориях аксиологии. Если первое для общего... Читать далее
7 июля 2017  · < 100
Комментировать ответ…
в одном тут университете

Смысл искусства в сотворении новой реальности - такой реальности, какую никто до художника, её создающего, не мог себе даже представить в воображении. Реальности - за пределами существующих представлений. (Вообще-то, в этом же - смысл настоящего научного открытия, ну да ладно, это детали.)

18 марта 2016  · < 100

У искусства и науки вообще отличий меньше, чем сходств

Комментировать ответ…
интеллектуал. дизайнер. меломан. мизантроп.

Искусство (не только изобразительное, но и все остальные) - средство коммуникации (обмена знаниями и эмоциями, обучения, хранения информации...).

Человек является высокоорганизованным разумным и социальным существом. Роль информации в его жизни многократно превышает потребности даже ближайших родственников в лице высших приматов.

12 мая 2018  · < 100
Комментировать ответ…
Интернет-журналист  · t.me/izzznanka

Сразу вспомнилась цитата Рэя Брэдбери: 

Искусство дано нам, чтобы не умереть от правды.

Точно и справедливо. Но еще можно сказать, что искусство это просто такая форма жизнедеятельности человека наравне с другими.

7 февраля 2018  · < 100

На самом деле эта фраза принадлежит Фридриху Ницше

Комментировать ответ…
Читайте также

Считаете ли Вы наивных людей глупыми, а наивность — следствием глупости?

Егор Баранов
Эксперт
719
Философ, психолог. Специализация - психоанализ, психология личности, практическая...  · zen.yandex.ru/id/5f341bde93c6f17fe68ad1ff

Это совсем разные вещи. Если вы глупый, то вы не будете утруждать себя получением знаний, и по этой причине глупые люди чаще всего говорят "я все и так знаю" - вот девиз глупости. Такого человека почти невозможно переубедить, поэтому народная мудрость заклинает не спорить с дураками.

Но если вы наивный, то это пройдёт после того, как вы проверите свои взгляды на практике и увидите, что ошибались. И часто наивность - следствие того, что вы думали о чем-то или ком-то лучше, чем они есть на самом деле. Высокие ожидания не делают вас глупым.

Записаться на личную консультацию Перейти на t.me/egorbaranov_therapy
9 сентября  · 13,3 K
Прочитать ещё 34 ответа

Есть ли у вас человек, которого вы ненавидите больше всего в жизни? За что и почему так получилось?

студентка

Осторожно, здесь простыня боли.

Ненавижу свою учительницу русского языка и литературы (будут звать ее, например, Елена Сергеевна). Я училась у нее с пятого класса, сейчас выпускаюсь. Пытаюсь вспомнить хоть один достойный урок русского языка и не могу, потому что, если хоть один и был, то потонул в количестве обычных. На таких она часто кричала.

Все началось однажды, был класс пятый или шестой, моя хорошая подруга и одноклассница пришла в школу, надев вместо белой блузки черную водолазку. В общем, получилось так, что она вся в черном. На уроке, при всех, учительница обратилась к ней и начала обвинять ее в том, что она сатанистка и рассказывать истории про своих выпускниц-чернокнижниц. До сих пор корю себя за то, что за сорок минут крика не смогла заступиться или хотя бы собрать вещи и выйти.

С классом ходили на разные конкурсы, занимались внеклассной деятельностью. Побеждали, конечно, благодаря амбициям Елены Сергеевны. Все силы были брошены на показуху, и за внешним лоском скрывалась душащая психологическая обстановка в коллективе.

Отдельная тема — подарки. Либо на праздники ей дарят то, что она заказала, либо она ходит угрюмая, орет и ненавидит весь мир. Как-то она вручила нам скидочную карту в магазин подарков и сказала, что хочет большого плюшевого медведя (знаете таких, что больше человеческого роста и за 20 тысяч?). По-моему, это единственный подарок, который ей понравился.

В этом году девятые классы скинулись и купили на Новый год всем учителям по коробке конфет и упаковке кофе "Черная карта". Упаковка была с новогодним дизайном, а сверху закреплен елочный шар, черный с золотыми полосками. За несколько дней до поздравления разбился Ту-154. Увидев подарок, она спросила: «А черный шар, это потому что самолет разбился, да?», а потом добавила, что кофе не пьет.

Я выдохнула, когда перешла в десятый к новому классному руководителю, к новым людям. Увы, ЕС руководила параллельным классом, поэтому занималась выпускным и последним звонком, так что наш класс огребал тоже.

На уроки литературы мы приносили материал про произведение или писателя и один за другим читали его, она тоже читала что-то из своих книг. Когда никто не мог ничего сказать, она кричала.

Читать я люблю, но, как только я начинала говорить без бумажки по теме, в которой знаю много интересных фактов, она перебивала и переносила диалог в другую плоскость. Еще несколько попыток уже в других направлениях, и вот я сижу молча, а она причитает, что мы ничего не знаем и не готовились.

В начале этого учебного года она кричала, что школа не должна готовить к ЕГЭ и заниматься этим она не будет. За два месяца до экзамена мы начали истерично писать сочинения и решать тесты.

Хорошо, что в начале года я нашла репетитора по русскому. Я начала много читать, появилось желание заниматься. Просто мой идеал учителя.

После каждого урока ЕС класс выходил без сил, хотя мы не делали ничего полезного. Казалось, что она просто высасывала энергию из людей.

Позже пришло понимание того, как этот человек манипулировал детьми. Ее настроения колебались от "ненавижу всех, буду отворачиваться, когда со мной здороваются в коридоре" до какого-то приторно-льстивого, когда она таращила глаза, а из ее огромного тела вырывался тоненький голос. Она говорила о своих болезнях, хваталась за таблетки, пугала всех небесной карой. Постоянно говорила, что всем завышает оценки, хотя оценок не было вовсе. Если мы делали какие-то работы, то единицы из них проверялись. Праздником был разбор ошибок в классе. 

Все это сопровождалось регулярными напоминаниями о том, что она звезда (прямо так и сказала в самом начале обучения: "я здесь единственная звезда, а вы и ваши родители сверкаете только на моем фоне"). Постоянно упоминала, что она из семьи интеллигентов из Сибири, учитель года, столько людей выпустила и каждый благодаря ей квалифицированный специалист, а некоторые даже могут по знакомству "взломать этот контакт" и посмотреть, какие гадости мы про нее пишем.

Мне очень страшно, что этот человек работает в школе. Мало того, что она не дает никаких знаний, так еще и живет ярлыками, которые навесили в классе. Она поддерживает стереотипное мышление подростков, пытаясь казаться "в теме". Грустно, если для кого-то она является примером для подражания.

Говорят, что "с матерком, с ветерком" она хорошо вытаскивает двоечников и персонажей социального дна. Думаю, она была бы отличным преподавателем где-нибудь в колонии для несовершеннолетних.

Как-то перед сном я размышляла о ней. Подумала, что прощаю ее. И так повторяла себе, что прощаю. А еще вспомнила, что как-то зарекалась, что если напишу русский язык на 100 баллов, то подарю ей фаллоимитатор для снятия стресса и выскажу все, что думаю.

Я люблю свою школу, всех учителей, кроме нее, потому что это самый мерзкий и бесполезный человек в моей жизни. Может, она просто состарилась, а раньше была лучше. Может, со своим ближайшим окружением она очень мила. Я не знаю. Но я искренне рада, что еще немного и мы больше не встретимся.

Кстати, русский сдала на сотку.

25 июня 2017  · 28,6 K
Прочитать ещё 64 ответа

Способен ли человек в здравом уме отрицать существование Бога? Или у всех атеистов искажение восприятия бытия?

интегральная политическая теория; космизм; диалектика

Может, конечно же может, ведь здравый ум – это ум критичный, а значительная часть информации о богах обычно представлена в сомнительной религиозной и мифологической форме. Поэтому вопрос о Боге чаще всего возникает не в качестве философского, а только в связи с нравственной автономией человека от внешнего авторитета (в данном случае религиозного) – а действительно: можно иметь весьма полную и целостную картину мира, в которой однако существование Бога не есть необходимое, и такая картина также может соответствовать здравому смыслу.

4 сентября  · 20,5 K
Прочитать ещё 55 ответов

Как вы упустили возможность, которая изменила бы вашу жизнь?

Эсквайр. Ё.

Однажды, это было вечером в Крыму, я вдохнул полной грудью ароматного крымского воздуха и понял: если я сейчас разбегусь и взмахну руками, то взлечу. И отныне смогу летать. Было тёмно-синее небо, слева голубые горы, справа золотой месяц низко над морем. Я сделал только шаг и - нет, у меня не получится, так не бывает. И даже не попробовал. Мне было 11 лет.

23 марта 2017  · 35,2 K
Прочитать ещё 33 ответа

Какой самый мерзкий поступок, на ваш взгляд, вы совершили в своей жизни?

Пишу мистические рассказы, рисую карикатуры, оформляю иллюстрациями книги. Мой...

Мерзкий поступок был сделан мной не специально. Я была в гостях у своего парня, и сильно напилась. Осталась ночевать, естестенно, у него. Часа в четыре утра неведомая сила скинула меня с кровати, а ноги сами по себе побежали в сторону туалета. Я рыгала так, что непроизвольно, пардон, обосралась. Благо, трусов на мне в этот момент не было. Я, как шкодливый кот, насрала своему парню на коврик, который лежал в туалете. Мне было так плохо, что я мало того, что не смыла рвоту, так еще и не стала заморачиваться с уборкой дерьма. Утром коврик вымыл мой парень. Он ругал кота. Естественно, я не призналась, что на коврик насрала я, а не кот.

Люди, не напивайтесь до скотского состояния.

6 июня  · 411,0 K
Прочитать ещё 105 ответов