В чем смысл концовки фильма «Антихрист» Ларса Фон Триера?

Иван Гончаров
  ·  
5,5 K
Глеб Симонов  ·  14,5K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Темы экспертизы: живопись...  ·  n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Подтекст "Антихриста" завязан на трениях между мифологией и психоанализом, в которых мифология в конечном итоге побеждает — то есть, рациональное начало в лице героя Дефо может быть и выживает физически, но проигрывает по факту.

Во-первых, его попытки излечить Генсбург не только не увенчались успехом, но и ударили по нему же. Во-вторых, даже в своей смерти она добилась от него признания её правоты: он не просто убивает её, но и сжигает на костре. Совсем как ведьму. Ну а в-третьих, и в-самых-страшных, мифология Генсбург оказывается не внутри, а снаружи: её объективность подчёркивается всеприсутствием Трёх Скорбей — оленя, ворона и лисицы.

Иными словами, рациональное мышление, хочет сказать нам Триер, находится в полной жопе. Оно не способно ни спасти, ни объяснить, оно может только строить, пока что-то большее не пройдёт мимо, и не разнесёт это всё к чертям.

В одном из своих интервью Триер упомянул, что фильм был для него попыткой справиться с собственными патологическими фобиями, которых у Триера даже не одна, а несколько. В процессе работы он пришел к выводу, что выхода из них нет, и скорее всего, они останутся с ним на всю жизнь. Казалось бы, перспектива не слишком удачная.

Но именно эта концовка предлагает оптимистическую альтернативу. Да, мир нельзя описать рационально, и жить в нём рационально, по-видимому, тоже нельзя: мир больше, рано или поздно оно догонит. Зато внутри своей мифологии у мира, тем не менее, есть идеальное состояние, которое на мгновение удаётся увидеть Дефо. Это шествие знающих, движущихся через мир в соответствии с его неуловимыми, необъяснимыми законами и природой. Символом этого знающего оказывается женщина — не столько по гендерному признаку, сколько просто внутри символики самого фильма (известно, что шаманов во многих культурах считают или бесполыми, или двуполыми, или сменившими пол).

А самое главное, что мир, по которому они идут — это уже не "Церковь Сатаны", а нечто целиком гармонизированное, в котором уже нечего бояться, и Дефо, глядя на них, в первый раз за весь фильм открывает для себя что-то новое, и от этого нового ему становится легче.

29 июня 2016  ·  868
извините, но Ваше  "мифология Генсбург оказывается не внутри, а снаружи"  это из: "Но где же весна мифологии? В... Читать дальше
Комментировать ответ...
Реклама
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Какой фильм жанра "драма" тронул вас более всего?

Кино, история, литература

Очень трудный вопрос, но остановлюсь на фильме "Олдбой" (2003) - не перепутайте с низкопробным ремейком 2013 года.

По мне, сам фильм - явление, такого раньше никогда не видел. В нем изумительно все, абсолютно все составляющие фильма, а какие там философия и мораль... А финал картины убивает наповал. Шедевр.

16 мая 2017  ·  375
Прочитать ещё 3 ответа

В чём для вас смысл фильма Ларса фон Триера «Меланхолия»?

Ivan Prokopovich  ·  230
Эксперт в области кино.

Всё предельно просто. Планета Меланхолия - это приближающаяся смерть. У главной героини депрессия. Ей плохо, она не в состоянии ничего делать, вплоть до того, что не в силах самостоятельно принять ванну. Но когда Меланхолия т.е. смерть, уже максимально близко, она принимает это с радостью и улыбкой на лице, а окружающее наоборот - с великим фатальным  ужасом.

Идея пришла режиссеру, когда ему психотерапевт сказал, чтобы он не переживал насчёт смерти и конца света, поскольку раз уж Триера это так безумно пугает, значит он наиболее смело примет сею катастрофу в момент ее свершения.

Прочитать ещё 2 ответа

Почему в художественных фильмах похороны часто снимают на фоне дождя?

Преподаватель

Нужно понимать, что в искусстве все не просто так: имена и внешность персонажей; пустые, казалось бы, диалоги; сюжетные повороты (даже если героя вдруг сбивает машина) — не случайны. Все это, в том числе описания природы (ну и погодные условия в фильмах) служат автору для выражения его идеи, замысла.

Так, дождь на похоронах помогает зрителю лучше понять душевное состояние персонажа — ему грустно, плохо, неуютно. А может означать, что-то вроде "даже небо плачет из-за смерти такого-то".

25 февраля 2016  ·  < 100

Как вы объясните концовку фильма «Дом, который построил Джек»?

Michael Aligerous  ·  223
Кино. Культура. Критика.

Да никак. Полная бредятина. Резонерству фон Триера в этом фильме в частности, да и вообще во многих его фильмах нет предела. Я когда вышел с сеанса, я был опустошен и чуть ли не заснул... Местами да, фильм поражает своими сценами жестокости, но это чуть ли не единственная составляющая, которая обращает на себя внимание. У меня были претензии касательно мастерства драматургии, например, чтобы главный герой (в данном случае антигерой) обладал мотивацией убивать. Я же этого в фильме не увидел. Ну да он психопат с окр, бросается на людей которые слабее него, но дальше что? Не увидел так же того, чтобы этому антигерою что то мешало. Увидел только пустое резонерство и пустословие. Триер говорит в своем фильме обо всем и ни о чем (и кстати я бы поспорил насчет конечного посыла в фильме, на мой взгляд его там нет) Сам фильм невероятно пустой, люди сидели по разные стороны от меня (в частности женщины) и вздыхали от апофеоза нигилизма и жестокости (которое кстати не оправдано). Ну да ладно, к этому придирок нет, потому что критика должна быть обьективной... иными словами я не должен осуждать режиссера за то, хотел ли он показать насилие или нет. Моя критика заключается в следующем - в фильме нет той максимы и величины творческой мысли, которой лелеят некоторые "псевдоэстеты" и фанаты фон Триера. (я считаю что это действительно так, потому что зал был полон, четверь угорали, над насилием, вторая четверть детишки 18 лет, у которых видимо был прилив гормонов от этого насилия, третья четверть люди старше сорока, которые, скорее всего, попали на фильм случайно, и остальные дай бог, чего то там понимают в кино) Все понамешано, отсутвует связь, и целостность структуры. Даже если это артхаус, то тогда почему в фильме есть главное действующее лицо? (такого не может быть в артхаусе). Артхаус предпологает разширение киноязыка, но его я тоже не увидел в фильме... дешивизна... Моя оценка фильму 6 из 10. За полученное состояние саспенса и мастистость главного героя.

В чем смысл фильма «Девятые врата»?

Леша Филиппов  ·  2,0K
автор канала t.me/micmacs, редактор kino-teatr.ru и сайта «Искусства кино»  ·  t.me/micmacs

В конце XX века в кино хватало сюжетов, в которых содержалось ожидание краха человечества - будь то трагедия «Титаника», торжество мрачной изнанки в «Матрице» или долгожданная победа Люцифера в «Девятых вратах», где герой Деппа весь фильм гоняется за химерами каких-то больших вещей - Добро и Зло, Абсолютное знание, Власть и тд. Однако Роман Полански не из тех режиссеров, который любит писать с большой буквы, поэтому он проводил век фильмом о том, что вся эта погоня за ответов на вопросы сущего и вселенская дихотомия рождаются человеческим страхом одиночества и зачастую является производной личных переживаний. То есть фактически, как и Стэнли Кубрик в «С широко закрытыми глазами», он призывает решить все при помощи секса.