Собственно, смысл Дня мёртвых в приобщении ныне живущих к усопшим предкам, актуальности связи с ними через память об умерших друзьях и членах семьи, чувстве сопричастности со своим родом и его почтении. Также, быть может, в некоем стирании границ между мирами живущих и мёртвых. По мне, от этого культа веет какой-то естественностью восприятия цикла рождения и умирания. А также акцентируется внимание не на трагичности смерти как явления, а на важности того, чтобы после смерти наши близкие продолжали жить в наших умах и сердцах. Этот аспект смысла праздника хорошо раскрыт в не так давно вышедшем мультфильме "Тайна Коко".
Многие из отмечающих праздник верят, что умершие близкие могут посетить их в этот день, а потому вспоминают значимых и близких умерших в хорошем ключе, готовят алтари с их удачными или даже весёлыми фото, любимыми угощениями, таким образом привлекая души умерших навестить их. Интересно, что антураж праздника нарядный и яркий, и соответственно отношение к смерти в целом в мексиканской культуре совсем другое.
Считается, что культ смерти в истории праздника восходит к культурам майя и ацтеков, а также возможно объяснение специфического отношения мексиканцев к смерти в верованиях древних индейцев. Смерть для них была не столько противопоставлена жизни, сколько представляла собой момент передачи жизненной силы. Соответственно, черепа и скелеты воспринимались не как символы тления, а как символы возрождения к новой жизни. Отсюда, возможно, отсутствие у мексиканцев страха перед лицом смерти или неприязни перед ее образами, напротив, черепа и скелеты украшены цветами и узорами: череп, как символ ухода, умирания, завершения, украшенный цветами, в которых образ зарождения, жизни, процветания. И в этом, как по мне, великая мудрость невозможности рассвета без заката, рождения без умирания.
Изображения смерти в мексиканском фольклоре восходят в основном к католической традиции. Самый яркий пример — средневековый мотив "пляски смерти", представлявший королей и епископов в "посмертном хороводе" с простолюдинами. В XIX веке эти образы плавно перекочевали из религиозной сферы в политику. Смерть, уравнивающая всех без разбора, стала инструментом сатиры и социальной критики. Смерть, особенно в виде игривого, подвижного, а зачастую и приплясывающего скелета, стала неофициальным символом Мексики.
Больше об отражении в мексиканской культуре отношения к смерти в следующей статье: http://guide.travel.ru/mexico/166043.html И хотя в ней не только про это (здесь некий обзор и анализ путешествия в Мехико), тема культа смерти проходит сквозь статью красной нитью.