В чем состоит главное отличие ведьмы от других "козлов отпущения"?

Философия+4
Daria Demekhina
  · 3,8 K
д. филос. н., ст.н.с. ИФ РАН, член редколлегии философского журнала "Логос"

Главный жертвенный признак ведьмы: она  женщина.

1) Виктивным признаком обычно выступает яркое феноменологическое отличие от антропологической нормы - цвет волос, наличие родимых пятен, каких-то видимых изъянов, и т.д. В отношении ведьм сюда добавлялось нечувствие к боли, малый вес, возрастные отличия и др. "Сношение с дьяволом" (полеты на метле и животных, участие в шабашах, договор и собственно секс с демонами и дьяволом) - это скорее центральный пункт обвинения ведьм (наряду с заговорами, сглазом, причинением вреда и т.д.) в христианские времена, но не признак. В этом плане он с мужскими принципиально не отличается. Поэтому решающим и одновременно отличающим ведьму от ведьмака являлся для инквизиторов сам факт преимущественно женской греховности.

2) Здесь нужно только учитывать, что преследование ведьм не исключительно христианская тема. Женщин исключали и приносили в жертву и до этого, и в других культурах. В эти почти четыре темные века можно говорить о наложении разных по происхождению способов исключения - внутриобщинных и церковно-государственных. В результате старую веру в ведовство достаточно сложно стало отличить от сатанинского мифа. Первая без второго возможна, последний - нет. Это привело к чудовищной путанице и подменам, на которых просели даже очень крупные исследователи ведьм в 19 и 20 вв. (Ж. Мишле, М. Фуко), и основатели ряда уже современных культов (Викки, как самый яркий пример), где стигма "ведьма" определяется позитивно. Но тем самым у гонителей-христиан появляется как бы дополнительный мотив и одновременно историческое алиби: "вот видите - они сами признаются". Это достаточно сложный феномен для того, чтобы его здесь полностью проанализировать. Но основным объяснением выступает для меня рефлекс самозащиты от мужского насилия и невинные женские умения - к народному знахарству, педагогике и т.д. Оснований для того, чтобы учреждать здесь новую религию или объявлять матриархат - сколько угодно. Но причем здесь женщины как жертвы инквизиторов, сношения с демонами и пр.? На мой взгляд это только обращенная версия традиционной гонительский структуры a la Жирар.

3) Любые жертвенные признаки достаточно случайны в плане своего происхождения, но обретают необходимый, даже роковой характер в конкретный исторический момент, когда по ним избирается привелегированная жертва – “козел отпущения”. Вопрос о происхождении виктимных признаков не должен подменять действительно существенную проблему – причин воспроизведения гонительной структуры, и стереотипов, которые она задействует для своего перманентного функционирования в истории, независимо от того, кто ныне выступает в роли упомянутого “козла” – еврей, женщина или гей.

Я ничего не понял, но кажется,  белые цисгендерные мужчины опять во всём виноваты

Комментировать ответ…Комментировать…
Ещё 2 ответа
Журналист
- Есть способ, чтобы определить ведьма она или нет. - Какой? - Скажите, что мы делаем с ведьмами? - Сжигаем! - А что вы жжёте кроме ведьм? - Дерево! - А почему ведьмы горят? - Они сделаны из дерева? - Правильно. А дерево тонет в воде? - Нет! Бросим её в озеро! - А что еще плавает в воде? - Утка! - Именно, поэтому рассуждая логически, если она весит... Читать далее

А поскольку искомая ведьма действительно весила как утка...

Комментировать ответ…Комментировать…
Главное отличие в том, что Ведьма, если она действительно Ведьма, козлом отпущения никогда не будет. Даже если её таки удасться сжечь (что в принципе бывает редко... гораздо чаще попадают под раздачу те, кто "как оказалось не причём) заплатить за её смерть придётся очень, очень дорого. И не только непосредственно тем, кто будет жечь, но так же их... Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос