В XI веке началась кодификация права Древнерусского государства. К тому времени на Руси уже сложились феодальные отношения и различные классы общества. Собственно, поэтому и потребовалась кодификация права, поскольку обычное право (око за око и т.д.) уже не удовлетворяло интересам усложнившегося феодального общества.
Точную разницу в правовом положении установить сложно, ведь составители древнерусских правд при составлении кодексов сразу переходили к сути. Для них не было нужны отдельные статьи с описанием правового статуса и отличий - они просто пользовались этими словами, точно зная, кто смерд, а кто людин.
Мы же можем лишь по контексту понять смысл этих слов. Так вот "людин" - это форма единственного числа от слова "люди". А люди - свободные полноправные члены общины. Община - это коллектив, связанный круговой порукой, общими обязательствами. Важно, что слово "людин" употребляется вместе с названиями других полноправных сословий, например "аще будет болярин или людин или варягъ".
Слово же "смерд" в "Русской правде" упоминается в контексте зависимого сословия, например, "если смерд умрет, то наследство князю" или "если смерд мучает смерда без княжеского повеления". По контексту видно, что смерды - свободные, но зависимые от князя люди. По сути это первые крепостные.
Также надо упомянуть, что вира за убийство людина - 40 гривен. А за убийство смерда такое же, как и за холопа - полностью лишённого прав раба - "за смерда и холопа 5 гривен,а за робу - 6 гривен". Отличие в 8 раз.
Кто же были по происхождению людины, смерды и русские?
Холоп, смерд и людин...холоп - не обязательно раб, но в прямой зависимости от князя или боярина,хозяина (боевые холопы и домашние), смерд -крестьянин на выделеном (аренда) или собственном участке земли, но в пределах юрисдикции князя\боярина...людина - свободный член общины мастеров\ремесленников....
Смерд это свободный крестьянин работающий на земле феодала ( боярина), платящий налог (десятину), обязан отрабатывать барщину ( в будущем крепостные). Людин свободный крестьянин (мастеровой, ремесленник, артель и тд.) работающий на своей земле (хуторяне ,кулаки в будущем) , налог платит , барщину не отрабатывает.
отсюда выражение, - "идти в люди", т.е. в наем к другим, работать на чужой земле. Не забываем, что в то время было коптское право и вершило правосудие на ограниченной территории собрание старейшин, а никак не князь или боярин. Последние все - есть находники, т.е. пришлые, по сути разбойники-захватчики. Земля на Руси и даже раньше принадлежала смердам и их общинам.
Все в школу ходили все ответ знают. Осознавать не желают- так легче жить.
Наши почт. ящики(головы и сердца)так забиты...места для понятия-СОБСТВЕННОСТЬ (2основн вида) там нет
а это значит что мы даже не «смерды». Шк.прогр. 5-6 класс.
Ответ на вопрос- есть а воспринять и сохранить - не получается.
Что то напоминает какую то брахмапутру. Или она была и в дреаней Руси?
Разница в том, что существовало параллельно два подтипа социализации общества. Людины относились к родовой матрилокальной части, соответственно были местными жителями и полноправными членами общества. Смерды были пришлыми, соответственно относились к патриархальной части общества, а потому находились в ведении князя, но вне касты воинов, на положении малоценного члена общества.