Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём суть литературы абсурда, в частности, творчества Хармса?

Искусство и культураЛитератураАбсурд
Аня Даровских
  · 9,3 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 19 июл 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Всё-таки есть литература абсурда, и есть Хармс.

Литература абсурда описывает мир как лишенный каких-либо причинно-следственных связей. Где дважды два может быть и равно четырём, но лично вам от этого легче не будет — для собственной человеческой жизни во всём этом смысла не больше, чем в случайном наборе знаков. Осмысленный мир пал, всё разъединено, все действия бесполезны, все дороги ведут в тупик. Ужас-ужас.

Тремя китами литературы абсурда как правило называют Кафку, Беккета и Ионеско. Называют заслуженно. Но по сравнению с тем, что делал Хармс, их описание мира — это розовый рай с гуриями и массажем.

У Хармса дважды два равно тю-тю-тю. Это в лучшем случае. В худшем оно равно Машкин убил Кошкина.

Все абсурдисты так или иначе интерпретируют мир, и приходят к выводу, что интерпретировать его невозможно. Хармс обрубает этот процесс на шаг раньше, ещё перед попыткой интерпретации. Спектакля не будет, нас всех тошнит. Наверное, самая гармонизированная история у Хармса — короткий эпизод про двух человек, один из которых купил польский батон, и шел к себе восвояси — просто потому что там больше ничего не происходит. Во всех историях, где что-то происходит, не происходит ничего хорошего: они описывают быт, который всегда прерывается или смертью, или чьим-то вторжением.

И всё это описывается с какой-то отчуждённой как будто бы детской простотой непосредственного восприятия, которая эту неинтерпретированность и даёт. Дети ведь не строят модели мира — они его просто смотрят, при этом не понимая, что происходит. Взрослый человек понимает, что происходит, но всегда попутно интерпретирует. Хармс делает действительно уникальный стык — простого неразбирающего описания, при полном понимании чудовищных вещей, которые там творятся. Именно поэтому им веришь — с одной стороны, но с другой, тем они и страшнее. У большинства абсурдистов насилие и смерть всё-таки остаются трагедией. У Хармса они тю-тю-тю.

А самое главное — что если, читая Хармса в подростковом возрасте, он может восприниматься как какой-то дикий авангард, намеренное искажательство и гротеск, то успев немного пожить, понимаешь, что Хармс всё-таки описывал жизнь, эту самую нашу с вами.

Можно, наверное, сказать, что только её кусок — но это именно тот кусок, который всегда застревает в горле.

Первый
Для меня Хармс не абсурд, а просто более тонкая и изощрённая ирония и пародия на жизнь, чувства, образ мыслей людей. Атмосфера почти та же самая, что и у его современников : Ильф и Петров, Зощенко, Тэффи, но поданы они гораздо более «отстранёно», то есть так, как если бы это происходило во сне, но не бредовом, а просто странном. Словно попадаешь в сюжет не с начала, а... Читать далее
Могу показать вам, где зимуют раки.  · 23 июл 2016

Я думаю, этот отрывок из писем Хармса достаточно ёмко описывает всю суть его творчества. "Когда я пишу стихи, то самым главным мне кажется не идея, не содержание и не форма, и не туманное понятие "качество", а нечто еще более туманное и непонятное рационалистическому уму, но понятное мне и, надеюсь, Вам…"

Если вспомнить где, когда и как жил Хармс, а также как он умер, станет ясно, что он не абсурдист, а сугубо реалист.  См. например, рассказ "Реабилитация". Реализм же. 

Жизнерадостные абсурдисты тогда в Союзе Писателей заседали.