Фактически можно сказать, что на сегодняшний день существует два основных формата звука – lossy (сжатый) и lossless (без сжатия). Они подразделяются на множество типов.
Lossy занимает меньшее пространство на диске, однако ухудшает качество аудиотрека. При сжатии по протоколу MPEG (а отсюда и название mp3–mp4 для файлов, содержащих и видеоряд) обрезаются обертоны и переходные тоны, малозаметные на слух. Это облегчает файл, но одновременно и ухудшает его. Непоследнее место занимает и битрейт такого файла– степень сжатия каждой секунды аудиодорожки. Чем меньше битрейт, тем меньше места занимает файл и тем хуже качество. Таким образом, трехминутная композиция в mp3 битрейтом в 320 килобит в секунду будет занимать до 3 мегабайт на диске; аналогичная композиция битрейтом в 96 килобит будет занимать около 400 килобайт.
Lossless максимально приближен к оригинальному, аналоговому звучанию*, поэтому куда более любим звукорежиссерами. Lossless-форматы занимают гораздо больше места на диске даже по сравнению с mp3-320. Среди таких форматов чаще всего встречаются WAV (стандартный), FLAC (экономичный), AIFF (Apple). Первый используется чаще всего.
Профессиональная звукозапись производится только в формате без сжатия. Только с ним работают звукорежиссеры.
На радио ситуация несколько усложняется. Это связано со спецификой работы СМИ, а именно с оперативностью и коммерческой прибыльностью. Использование серверов повышенной емкости дорого, а потому большая часть радиостанций кодирует аудиотреки в формат mp3 битрейтом в 256 килобит в секунду. Однако это характерно прежде всего для отечественных станций. Закупаемое за границей оборудование обладает стандартными настройками, предполагающими кодирование в WAV.
Почему же разработчики программного обеспечения ориентируются на WAV? Потому что радиосигнал не может распространяться без помех. Таким образом, слушатель получает все равно немного, а иногда и значительно искаженный сигнал. Таким образом, перед вещателями встает резонный вопрос: какое качество звука будет восприниматься слушателем лучше – искаженное идеальное или же искажение искажения? По этой причине в Европе и Соединенных Штатах принят стандарт WAV (AIFF, если станция работает на оборудовании от Apple), в России – mp3 битрейтом в 256 килобит в секунду.
Аналоговая передача данных основана на физических свойствах звука. Механизм записи-воспроизведения базируется на принципах слухового восприятия человека. То есть звуковая волна колеблет мембрану (по аналогии с барабанной перепонкой в ухе) и фиксируется при помощи иглы на носителе в том виде, в каком была получена. Воспроизводится, таким образом, тоже без отклонений и изменений, связанных с цифровой перекодировкой.
3-минутный файл с битрейтом 320 килобит в секунду это 320/8*180/1024 = 7 мегабайт, а не "до трех"
Трансляция радиосигнала имеет немного суженный частотный диапазон, до 16 кГц, в связи с этим , считаю нет смысла транслировать лосслесс или даже 320 кбс MP3. Но в общем трансляция по крайней мере музыкального материала идет в MP3 320. Помню раньше, в 90х, музыку для радио трансляции "рипали" с CD, и транслировали в WAV, до сих пор в коллекции есть диски со штампом "сграблено" :)
И да. Вот еще. "При сжатии по протоколу MPEG" - нет такого протокола. Есть алгоритм сжатия. А протокол - это, к примеру, TCP/IP, http, FTP и т.д. Господи, да кто его сюда пустил вообще и как его на работу на радио взяли? Lossless не максимально приближен а и есть оригинал, только сжат без потерь.