Перечень этих проблем не меняется уже достаточно давно:
1. Определить объект и предмет психологии.
Специалист по методологии психологии В.А. Мазилов отмечает, что разные психологические школы и теории по разному понимают психическое, что препятствует адекватной внутринаучной коммуникации и интеграции психологического знания.
2. Проблема сознания.
Мало кто будет спорить с тем, что именно сознание делает нас теми, кто мы есть. Однако еще М.К. Мамардашвили замещал, что как люди мы о сознании знаем все, а как ученые - ничего. Иначе говоря, сознание - это непосредственно данное в чувственном опыте каждому человеку ("Cogito ergo sum"), но что такое сознание? Какие критерии наличия сознания? Как доказать, что у другого человека есть сознания (проблема "философского зомби")? Не случайно Д. Чалмерс назвал проблему сознания "трудной".
3. Психофизическая проблема.
Очевидно, что деятельность центральной нервной системы теснейшим образом связана с работой психики и сознания (знать бы еще что это). Некоторые биологически настроенные ученые полагают, что сознание - продукт деятельности мозга, иной раз даже добавляют что это "побочный продукт" (эпифеномен). Однако даже они не способны объяснить, как совокупность химических и электрических реакций способно порождать мысль, идею, знание, субъективный опыт. К.В. Анохин по аналогии с коннектомом вводит понятие когнитома, как иерархическую систему психических процессов (сеть и гипер-сеть), тем самым несколько иначе ставя извечную психофизическую проблему.
4. Проблема классификации психических процессов.
Многие специалисты по общей психологии и методологии психологии отмечают неадекватность ныне существующих классификаций психических процессов. Н.В. Беломестнова демонстрирует как выглядела бы биологическая классификация, если бы ее создавали по тем же принципам, что и психологические: : «Все компоненты организма делятся на органы, состояния болезни и здоровья, функции и подсистемы». В.М. Аллахвердов сравнивают психологические классификации с "Небесной империей благодетельных знаний" Борхеса. Возникает закономерный вопрос: о какой психологии вообще может идти речь, если мы иной раз не можем отличить память от мышления?