Альбом Земфиры "Бордерлайн" - исключительное событие, из разряда тех, что случаются не каждый год. По значимости я бы сравнил его с выходом еще в советские времена альбома "По волне моей памяти" Давида Тухманова, тем более, что у них есть некоторые общие черты. Я с большой осторожностью отношусь к прилагательному "гениальный" - на мой взгляд его можно применять только к произведениям, которые проверены временем, но употребить слово "выдающийся" вполне уместно. Чем особенным отличается «Бордерлайн»:
Единая концепция просматривается и в тематике песен. Я бы её охарактеризовал как "тревога наших дней". Беспокойство, депрессия, неясное будущее - Земфира точно почувствовала настроение лета 2020 года. Не нужно даже знать, что альбом записывался в условиях пандемии и изоляции - это прекрасно передано в музыке.
Некоторым критикам не понравилось, что в «Бордерлайне» звучит много разных стилей и все они - несовременные. Это традиционное обвинение, которое не раз звучало применительно практически ко всем другим альбомам Земфиры. Она действительно никогда не ограничивала себя одним стилем. Были уходы и в блюз, и в джаз, и в рок, и в чистую попсу. Сейчас количество жанровых "отклонений" значительно прибавилось: хэви-метал в начале ("Таблетки"), кантри ("Камон"), очень современный синти-поп ("Абьюз"), трип-хоп ("Мама") и даже эмбиент ("Снег"). Отдельно нужно сказать про трек "Остин" - это "вставной номер" в очень современном жанре, который формируется у нас на глазах, уже имеет достаточно чёткие стилистические особенности, но пока не имеет внятного названия - это "музыка для компьютерных игр". В данном случае мы имеем электронный номер в стиле классической новой волны 90-х. Что важно - при всем стилевом разнообразии нет никакой эклектики - Земфира создала свой собственный саунд, который распознаётся буквально с трёх нот, даже если она не поёт.
Еще одно традиционное обвинение - якобы Земфира создает отстранённые вневременные композиции, которые не следуют за современными трендами. Вообще-то, в этом нет ничего плохого - не проходящая популярность её старых песен яркое тому доказательство. Но это не касается альбома "Бордерлайн" - здесь дело обстоит с точностью до наоборот. Это исключительно современный альбом - он весь про изоляцию, ужас пандемии и всеобщего отчуждения. Земфира любит всякие туманные иносказания и аллюзии, но здесь всё сказано прямым текстом: "Если мы выживем этим летом, то с нами уже ничего не случится" ("Этим летом"), "Закончится дождь, закончится грипп. / И кто-то умрёт" ("Пальто"). Целая песня посвящена такому явлению, как абьюз: "Приглашаю тебя завтра в собственный ад". Два года назад мы и слова такого не знали. Кто-нибудь, кроме "Касты" на российской поп-рок-сцене еще пел про насилие в семье?
Снова отдельно нужно сказать про "вставной номер" и видеоклип "Остин", сделанный на основе компьютерной игры "Homescapes". Миролюбивый сюжет игры, в котором дворецкий Остин занимается благоустройством особняка, в клипе вывернут наизнанку - в нём особняк разрушается. Видеоряд создаёт дополнительные смыслы и мы легко можем разгадать красивую и страшную притчу о современной ситуации в России (про скрытые смыслы клипа "Остин" я делал отдельную публикацию - можно почитать здесь).
Наконец, что касается техники звукозаписи - очень сложный по звуку альбом записан на высочайшем профессиональном уровне. Там также есть много интересного и необычного (подробный разбор - там же).
Хочу подчеркнуть, что никогда не являлся и не являюсь горячим поклонником творчества Земфиры. Отношение у меня к ней абсолютно спокойное, без придыхания. Но как профессиональному музыканту "Бордерлайн"слушать мне было очень интересно. Это действительно особенный альбом.
P.S. Есть ли недостатки у альбома "Бордерлайн"? На мой взгляд, обложка у него совершенно ужасная. К тому же выяснилось, что это плагиат. Неожиданный прокол - можно было бы придумать что-нибудь поинтереснее.
Спасибо за ответ, круто!) Очень интересно про тренды – какие увидели лично вы?