Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В новом альбоме Земфиры есть что-то особенное или это просто хайп?

МузыкаМаркетинг+2
Лена
  · 16,7 K
Музыкант по образованию, продюсер театральных спектаклей, фильмов, издатель, журналист.   · 3 мар 2021  · show-biz.by

Альбом Земфиры "Бордерлайн" - исключительное событие, из разряда тех, что случаются не каждый год. По значимости я бы сравнил его с выходом еще в советские времена альбома "По волне моей памяти" Давида Тухманова, тем более, что у них есть некоторые общие черты. Я с большой осторожностью отношусь к прилагательному "гениальный" - на мой взгляд его можно применять только к произведениям, которые проверены временем, но употребить слово "выдающийся" вполне уместно. Чем особенным отличается «Бордерлайн»:

  1. Это концептуальный альбом - явление редкое вообще и для российской популярной музыки - особенно (в этом я вижу параллель с диском Тухманова). По музыкальной форме его можно сравнить с маленькой симфонией. Здесь есть пролог (увертюра) и эпилог (кода), композиции выстроены по принципу сонатного аллегро - это классическая структура сонаты или симфонии. Главная тема (первые три трека) идет в развитии с нарастающей динамикой, затем - контрастная побочная тема (трек "Пальто"). Далее есть разработка и реприза - всё, как полагается в академической музыке. Поменять местами треки невозможно - они крепко сцеплены друг с другом, как детали пазла. Между некоторыми нет паузы, других объединяет общий тональный план (принцип немножко подсмотрен у "Пинк Флойд").

Единая концепция просматривается и в тематике песен. Я бы её охарактеризовал как "тревога наших дней". Беспокойство, депрессия, неясное будущее - Земфира точно почувствовала настроение лета 2020 года. Не нужно даже знать, что альбом записывался в условиях пандемии и изоляции - это прекрасно передано в музыке.

  1. Некоторым критикам не понравилось, что в «Бордерлайне» звучит много разных стилей и все они - несовременные. Это традиционное обвинение, которое не раз звучало применительно практически ко всем другим альбомам Земфиры. Она действительно никогда не ограничивала себя одним стилем. Были уходы и в блюз, и в джаз, и в рок, и в чистую попсу. Сейчас количество жанровых "отклонений" значительно прибавилось: хэви-метал в начале ("Таблетки"), кантри ("Камон"), очень современный синти-поп ("Абьюз"), трип-хоп ("Мама") и даже эмбиент ("Снег"). Отдельно нужно сказать про трек "Остин" - это "вставной номер" в очень современном жанре, который формируется у нас на глазах, уже имеет достаточно чёткие стилистические особенности, но пока не имеет внятного названия - это "музыка для компьютерных игр". В данном случае мы имеем электронный номер в стиле классической новой волны 90-х. Что важно - при всем стилевом разнообразии нет никакой эклектики - Земфира создала свой собственный саунд, который распознаётся буквально с трёх нот, даже если она не поёт.

  2. Еще одно традиционное обвинение - якобы Земфира создает отстранённые вневременные композиции, которые не следуют за современными трендами. Вообще-то, в этом нет ничего плохого - не проходящая популярность её старых песен яркое тому доказательство. Но это не касается альбома "Бордерлайн" - здесь дело обстоит с точностью до наоборот. Это исключительно современный альбом - он весь про изоляцию, ужас пандемии и всеобщего отчуждения. Земфира любит всякие туманные иносказания и аллюзии, но здесь всё сказано прямым текстом: "Если мы выживем этим летом, то с нами уже ничего не случится" ("Этим летом"), "Закончится дождь, закончится грипп. / И кто-то умрёт" ("Пальто"). Целая песня посвящена такому явлению, как абьюз: "Приглашаю тебя завтра в собственный ад". Два года назад мы и слова такого не знали. Кто-нибудь, кроме "Касты" на российской поп-рок-сцене еще пел про насилие в семье?

Снова отдельно нужно сказать про "вставной номер" и видеоклип "Остин", сделанный на основе компьютерной игры "Homescapes". Миролюбивый сюжет игры, в котором дворецкий Остин занимается благоустройством особняка, в клипе вывернут наизнанку - в нём особняк разрушается. Видеоряд создаёт дополнительные смыслы и мы легко можем разгадать красивую и страшную притчу о современной ситуации в России (про скрытые смыслы клипа "Остин" я делал отдельную публикацию - можно почитать здесь).

  1. Впервые Земфира не скрываясь делает конкретные отсылки к музыке, которая оказывает на неё влияние. Здесь есть слегка замаскированная, но всё же достаточно явная цитата из "Кино" ("Ок"), есть отсылки к "Битлз" и особенно - к Полу Маккартни ("Пальто"). Есть также множество интересных "фишек" касательно гармонии, мелодики и ритмики (если интересно, об этом можно почитать дополнительно, я делал публикацию, в которой разбирал каждый трек отдельно).

Наконец, что касается техники звукозаписи - очень сложный по звуку альбом записан на высочайшем профессиональном уровне. Там также есть много интересного и необычного (подробный разбор - там же).

Хочу подчеркнуть, что никогда не являлся и не являюсь горячим поклонником творчества Земфиры. Отношение у меня к ней абсолютно спокойное, без придыхания. Но как профессиональному музыканту "Бордерлайн"слушать мне было очень интересно. Это действительно особенный альбом.

P.S. Есть ли недостатки у альбома "Бордерлайн"? На мой взгляд, обложка у него совершенно ужасная. К тому же выяснилось, что это плагиат. Неожиданный прокол - можно было бы придумать что-нибудь поинтереснее.

Больше о современной музыке можно послушать и почитать на сайтеПерейти на show-biz.by
Менеджер продукта Яндекс 360 | Аспирант | Выпускник факультета бизнеса и менеджмента НИУ...  · 26 февр 2021  · t-do.ru/kozaibayan
Альбом «Бордерлайн» интересен как минимум фактом своего выхода, спустя 8 лет с последней пластинки Земфиры. И, скажем так, ждали его достаточно агрессивно – практически с факелами и наточенными вилами. Почему? Задолго до выхода альбома многими был провозглашен конец эпохи Земфиры. Этому суждению подыгрывало буквально всё – окончание концертной деятельности, выработка... Читать далее
Пишу тут о музыке и менеджменте подробно и понятным языком, подписывайтесь!Перейти на yandex.ru/q/profile/wladivostok-official
А как должен (и почему «должен») звучать «альбом 2021»? Очень многие пишут именно в таких формулировках, но мне... Читать дальше
Музыкальный маркетолог  · 26 февр 2021  ·
musicmarketer
Единственное, что особенного есть в этом альбоме – это сам факт его выхода спустя 8 лет. Никакой революции, в плане звучания или чего-то еще, он скорее всего он не произведет. Нравится/не нравится это уже дело вкуса. Темы песен отражают тренды. Но это скорее говорит о том, что темы актуальны для автора, а не о том, что они написаны специально ради хайпа. Земфира не в... Читать далее

Спасибо за ответ, круто!) Очень интересно про тренды – какие увидели лично вы?

разнообразные  · 19 февр 2023
8 лет альбомов не было. Были синглы кое-какие, саундтреки, но альбома не было. При этом артист не потерял своей значимости. Иные её песни живут абсолютно своей жизнью. Что говорит о том, что она - по настоящему большой и талантливый артист. И не каждому так дано. Мелькать все умеют, а вот сверкнуть внезапно и потом уйти почти что в тень и иногда чуть-чуть давать о себе... Читать далее