Ваххабизм и салафизм - это одно и то же?

Пахом Епифанцев
  ·
5,3 K
Религия, Идеология, Пропаганда.

Ваххабизм -- это салафизм. Но течение салафизма, в русле истории не ограничивается только лишь ваххабизмом. Салафизм это реформистско-регрессивное течение в суннитском исламе, которое проповедует отказ от всех тех мировоззренческих, социальных, правовых и экономических надстроек, которые неизбежно возникли в исламской культуре на протяжении её пути к статусу цивилизации. То есть салафиты пропагандируют возврат к тому образу жизни, который умма вела во времена Мухаммеда и первых халифов (по этой причине духовный лидер ИГИЛ взял себе имя Абу Бакр аль-Багдади -- Абу Бакром звали первого халифа). Этим они, кстати, напоминают кальвинистскую ветвь протестантизма в христианстве -- те аналогично призывают вернуться к образу жизни церкви времён Христа и апостолов.

Салафизм это не единое течение, а скорее плеяда аналогичных мировоззренческих линий, которые, начиная с XVIII века, периодически возникали в связи с прозелитистской деятельностью мировоззренчески-похожих улемов. Первым из салафитских улемов был Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб -- от его имени и происходит термин "ваххабизм". На сегодняшний день линии, берущие начало от других улемов либо вымерли, либо растворились в ваххабитской линии, хотя это имеет мало значения, поскольку все салафитские линии крайне-слабо отличались друг от друга. Отдельно стоит отметить движение "Братьев Мусульман", которое зародилось в Египте около сотни лет назад. Идеологически, это салафитское течение. Но оно во многом ориентируется на политику, как инструмент достижения своих идеалов -- это они взяли власть в Египте на площади Тахрир, после событий "Арабской весны" 2011, а правящая партия Турции (Партия справедливости и развития), это "лёгкая версия" Братьев Мусульман, разбавленная идеями пантюркизма. Ваххабиты же, не приемлют политического вообще, для них существуют только Коран и Хадисы, а всё остальное от шайтана.

Сами ваххабиты себя "ваххабитами" не называют, а именуют либо "салафитами", либо просто "мусульманами". Это объясняется тем, что они позиционируют себя как последователей изначального, чистого ислама времён Пророка, а начни они называть себя ваххабитами, это неприменимо разрушит данный миф, поскольку точкой отсчёта их течения станет не ранняя умма, а XVIII век, ровно как и последователями, они окажутся не изначального ислама, а реформистско-регрессивного учения старика Ваххаба.

у вас опечатка "пуки"

Комментировать ответ...
Ещё 3 ответа
Бакалавр философии религии и религиоведения, веб-дизайнер, бейслайн джанки
В первую очередь стоит сказать о неоднозначности употребления самого термина «салафийя». В самом общем смысле он означает следование примеру праведных предков — Мухаммеда и его последователей, сведения о поступках которых можно почерпнуть только лишь в Коране и хадисах. «Праведными предками» признаются также первые четыре халифа Абу Бакр, Умар, Усман... Читать далее
Скопипастил текст вроде бы на тему вопроса... но много непонятного тебе же самому) термины, которых ты не знаешь... Читать дальше
Комментировать ответ...
неполиткорректные вопросы на стыке антропологии, генетики, истории, культуры...
Термин «ваххабизм» — совершенно искусственный и у него не существует точного определения. Используется как ярлык, клеймо. Происходит от имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), которого, вообще говоря, нельзя назвать основателем какой-нибудь новой секты или течения в исламе, поскольку ничего нового он в ислам не принес, более... Читать далее
Автор удалил комментарий
Комментировать ответ...
Частный видеоблогер. Отвечаю на риторические вопросы.
Нет, это не одно и то же.  Однако, из-за привычки ваххабитов называть себя саляфами, либо их потомками, как-бы прикрываясь этим благим именем, это к ним необоснованно "прилипло". Мусульмане не признают данного термина относительно секты ваххабийа и других. Поясняю: Саляфу-Салих - это люди, которые жили в век Пророка Мухьаммада(сахьабы) и 2 века... Читать далее

Вот нормальный ответ

Комментировать ответ...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

В чем отличие суннитов от шиитов?

ОтвечаетПостНаука

Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «представляет собой хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить своего носителя». Таким образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос о выборе преемника, было ясно, что им должен стать некто, наиболее приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.

Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, нужно искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и тогда необходим человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В таком случае речь идет о свободном выборе преемника среди достойных. В результате те, кто считал необходимым семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, — суннитами.

Первопричина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «предвыборной кампании». Основная интрига развернулась вокруг двух главных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Талиба — кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочери пророка Фатиме.

Оба кандидата были людьми известными и пользовались популярностью. Абу Бакр был значительно старше Али, что автоматически ставило его в разряд более мудрых. Возможно, Али не выбрали именно потому, что он был членом семьи. Выйдя замуж за Мухаммеда, Аиша, дочь Абу Бакра, вошла в семью пророка, тогда как Мухаммед не считался, в соответствии с традицией, вошедшим в семью Абу Бакра. В завещаниях пророка много внимания уделяется равенству всех мусульман, и, возможно, именно поэтому его ближайший круг не захотел создавать прецедент «семейной исключительности».

Так или иначе, Абу Бакр был избран, став первым халифом и положив, сам того не желая, начало расколу внутри ислама. За назначением халифа последовала череда событий сугубо светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предъявила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследство в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, заявив, что «посланник Бога не мог иметь собственности», так что и наследовать нечего. Это решение сильно не понравилось «протошиитам», став еще одним аргументом, доказывающим, что Али был бы лучшим кандидатом — уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме. Следующим событием стала так называемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, по преданию, Фатима прилюдно раскритиковала власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого момента ведется отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, в результате которого в исламе образовались два основных соперничающих течения: шииты (Shi’at Ali — партия Али) и сунниты (Ahl Sunna — люди Cунны).

Принципиальное разногласие сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой потомок Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, выбранный из наиболее достойных среди равных себе мусульман, как утверждают сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и другие приводят в доказательство убедительные выдержки из священных текстов (часто одни и те же, но в разной трактовке) в доказательство своей правоты и неправоты оппонента.

Есть также и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, тогда как для суннитов имам — это прежде всего настоятель мечети. Хотя в этом вопросе не все однозначно, границы понятий во многом размыты. Например, большинство суннитов, так же как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам. И те и другие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но только шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и название основного крыла шиитов — двунадесятники).

Остальные противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Cунны пророка. Шииты, например, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «временных браков» у шиитов. Шииты, в отличие от суннитов, почитают высказывания имамов наравне с пророчествами Cунны.

15 августа 2018  · 30,1 K
Прочитать ещё 9 ответов

Какую религию исповедовал Пророк Мухаммад до возникновения Ислама?

Все Пророки исповедовали Единобожие от рождения, в том числе и Пророк Мухаммад и до возникновения Ислама, потому что Пророки защищены Господом от исповедования чего то другого.

12 апреля  · 8,1 K
Прочитать ещё 6 ответов

Почему среди христиан, буддистов и иудеев нет террористов, в отличие от мусульман?

Забыли ЭТА - бывшая баскская леворадикальная, националистическая организация сепаратистов, выступавшая за независимость Страны басков .

ИРА - ирландская республиканская армия.

14 июня  · 13,4 K
Прочитать ещё 16 ответов

Чем отличается мусульманин от христианина?

Тем , что пророк Иса (Иешуа, Исус)у мусульман человек , а у христиан бог . Ну и ритуалы поклонения разные , хотя в основе и там , и там Тора и "главный" - YHWH.

1 августа  · 2,2 K
Прочитать ещё 2 ответа

Почему Асада не любят в арабских странах и в целом на Ближнем Востоке?

Это первый ответ автора, оцените его!

Тут много написали и все сделали упор на религиозные различия. Хотя это вообще мелочь, турецкие сунниты нормально относятся к шиитам, алавитами, и алевитам. Большинство мусульман стараются вообще не акцентировать внимание на этих различиях так как уже без того из-за этого пролилось много крови.

Асада не любят 1. За предательсво арабского единства. Во время ирано-иракской войны он помогад Ирану.

  1. Все знают, что Асад - ничтожество и неудачник. Когда Ирак был под санкциями, асадовские прихвостни покупали там за бесценок нефть и продавали под видом своей. Напомню ,что перед этим они сделали все, чтобы загнать Ирак в сложное положение. За это время свою нефтедобывающую промышленность Асад угробил, а когда и Ирака сняли санкции и он стал продавать нефть сам, то Сирия осталась у разбитого корыта и началось восстание против Асада, которое он жестоко подавил при помощи России.

Из сотни знакомых сирийцев, только один человек был за Асада - девочка из Алеппо лет 18,. Она сказала, что он ей нравится потому,что то ... симпатичный.

3 дня назад  · < 100
Прочитать ещё 4 ответа