Но меня интересует взгляд не верующего,точнее,не столько верующего,сколько историка и культуролога.
Кроме историков и культурологов есть ещё религиоведы.
А касательно христианства -- без прикосновения и даже принятия веры невозможно решить какая ближе.
Потому что ближе та, согласно евангелиям, в которой присутствует Бог.
Как бы она внешне не отличалась, именно она будет ближе.
В этом отличие христианской религии. В ней сразу заявлено, если Иисус не воскрес, то наша вера тщетна. Это очень важно. Если убрать из христианской церкви Иисуса, то можно считать ближней церковью вообще какую угодно конфессию или группу. Потому что суть христианской церкви не заповеди или какие-то премудрости жизни, а Иисус. Заповеди и мудрости следуют именно из присутствия Иисуса Христа. Иначе "не убий" -- любой кодекс права содержит осуждение за убийство. Эта часть заповедей общая для большинства людей. А христианское "не смотри на женщину с вожделением" невозможно для выполнения. Чудо произойдет, тогда человек одновременно останется человеком и перестанет иметь обыкновенные физиологические реакции. Вот где чудеса чаще случаются, там и настоящая церковь. Чаще, а не сплошь. Требовать от церкви быть целиком чудесной нельзя, так как чудо это процесс, а не механический автомат, дернул и закрутилось.
А если чисто внешне, то менее всего изменились древние восточные церкви, которые называют дохалкидонские, т.е. принявшие учения только трех первых Вселенских соборов. Это Ассирийская, Армянская, Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская, Маланкарская церкви. Они самоизолировались после первых Вселенских соборов и внешнее культурное влияние на них оказалось меньше чем на другие.
Когда заходишь в этот храм вырубленный в скале, бывший пещерой, когда видишь эти фрески всё ещё яркие в темноте, простая понятная на слух и бесконечно красивая молитва, то, чувствуешь, да, так это и было две тысячи лет назад.