Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Вкладывали ли писатели в свои произведения тот смысл, который мы там упорно ищем?

Искусство и культураЛитература
Полина Бородина
  · 43,0 K
Филолог, преподаватель русского языка в Италии  · 28 янв 2016

В процессе своего развития литература постепенно уходила от первоначально заложенного в тексте смысла. То есть от формулы: идея - - - словесное выражение. Если вы возьмете произведения классицизма 17-18 века (ну например, Мольер), там, естественно, главной была потребность с помощью слов донести до читателя какую-то конкретную мысль, которая, в общем-то, легко понималась читателем (вроде как: мораль сей басни такова...). Однако постепенно искусство слова (да и все искусство в целом) уходило от такой прозрачности. Вплоть до того, что текст как бы выходит из-под власти автора и создает свои собственные смыслы! Так что в текстах литературы модернизма и постмодернизма вы можете и не докопаться до авторских идей, но зато сможете открыть свои собственные, так что вы как бы примете участие в создании текста, на это и нацелено искусство - не на поиск изначально заложенного смысла, а, по сути, на участие в творческом акте.

Вы могли бы пояснить, как текст может творить сам себя?

Многие тексты, которые относят к модернизму и постмодернизму, имеют такое свойство в силу своей открытости, они создают варианты читательской интерпретации, например, романы Джойса. Там каждое слово многозначно, а соответственно, является источником для совершенно разных читательских интерпретаций, в зависимости от уровня культуры, от самой культуры, в которой читатель вырос и т.д.

Еще такой пример. Некоторые тексты обретают дополнительные интерпретации в процессе развития литературы, которые изначально в них автором не были заложены. Очень часто какой-нибудь писатель отталкивается от собственной интерпретации произведения и развивает ее уже в своем произведении. Это произошло с Кафкой, например. Таким образом, прочитав Кафку, мы уже не сможем читать текст его предшественника в изначально задуманном автором варианте. А значит, текст как бы ведет собственную жизнь в независимости от автора.

Как-то так, надеюсь, не слишком запутано.

Коллега, спасибо Вам за ответ. Увидеть коллегу, которая знает о "концепции смерти автора" и имеет смелость ее процитировать, - золото. Удачи Вам в Вашем нелегком деле!

Еще только добавлю, что модернисты и постмодернисты высказали миру очевидное. На самом деле, авторского смысла нет и в Илиаде, и в Дон-Кихоте, точнее, его нет смысла искать.

Поэт, переводчик, литературный критик  · 28 янв 2016  · trepang.livejournal.com
Иногда да. Иногда — сознательно — нет, но смыслы сами привходят в произведение, потому что оно вплетено в культурную ткань и соотносится с другими текстами. Процесс письма вообще не полностью осознан: довольно часто бывает такое, что автор понимает написанное им только постфактум. Впрочем, разумеется, бывает всякое, творческих методов множество. Черновики, например... Читать далее
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 18 окт 2020
Авторы-то вкладывали этот смысл, но нам-то чем он интересен? Чтение - вещь эгоистическая, и литература не была бы литературой, если бы у каждого читателя не было возможности видеть в книге то, что хочется ему. Мнение автора совершенно не имеет значения, а смысл, который он закладывает, часто ему уже при жизни кажется неправильным. Классика - Гоголь, который от критика... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
узкомыслящий любитель учености  · 28 янв 2016
Нет, не обязательно. Томас Элиот писал, что каждое истинно великое произведение переписывает своим появлением историю искусства. Это можно объяснить на примере Франца Кафки. Среди литературоведов общепринято считать, что источником вдохновения для Кафки были, среди прочих, работы Федора Достоевского, Уильяма Блэйка и Эдгара Аллана По. Однако то, что позже вдохновило... Читать далее
Шутка рождается не на языке говорящего, а в ухе слушающего. Основной принцип всего искусства - "Если 3 часа вглядываться в точку на стене, то тебе откроется смысл мироздания". Это то, что делает наш мозг. Связывает отдельные фрагменты в угодные ему концепции и схемы. Театр невозможен без зрителя, книга - без читателя. Ведь "Гамлет" может быть сколь угодно талантливым про... Читать далее
Быдловатый интеллигент  · 28 янв 2016

Пару лет назад натыкался на статью каких-то студентов, о символизме в литературе. Они расспрашивали разных писателей, о том что они имелли ввиду в своих произведениях. Точно помню только про то что Рэй Бредбери очень удивился вариантам интерпретации его текстов, и заявил что имел ввиду только то что написал.

студентка-программист  · 28 янв 2016

Не всегда. Хороший пример - "Старик и море" Хемингуэя. Писатель сам говорил, что его повесть - это просто история о старом рыбаке, вышедшем в море, что это не метафора, не притча о противостоянии человека и природы. Просто люди ее так поняли.

(данная информация почерпнута из послесловия хорошего советского издания)

Разжигаю костры. Пишу  · 23 июл 2016
Я пишу. И перед тем, как написать свой рассказ, думаю о той мысли, которую хочу преподнести читателю. Хотя, несомненно, сколько людей - столько и смыслов, ведь каждый видит по своему. Многие пишут просто ради того, чтобы описать, не вкладывают особого смысла.  Когда училась, узнала от одной поэтессы ее историю. Она написала стих, такой тревожный, о разлуке... Читать далее
Читательница  · 7 дек 2017
"Нельзя читать чужие мысли, можно читать только производные от них фразы. Нельзя понять чужие фразы, можно понять только производные от них собственные мысли. То, что мы понимаем - это вторые производные от того, что нам хотели сказать."                                                                                                                             Стас  Янков... Читать далее
Диванный эксперт  · 4 июн 2017

Конечно они вкладывают смысл в свои работы, некоторые делают это вполне осознано, другие не очень. Однако, понятие этого смысла субъективно. И если для одного повесть несёт один смысл, то для другого это совершенно иначе. Так что говорить о том что "мы" вкладываем смысл, нужно уточнять, кого именно из "мы" вы имеете ввиду.

Всем лучей добра.