Возможно ли в реальной жизни получить такое же полное и широкое самообразование, как Мартин Иден?

ОбразованиеСамообразование
Василиса Золотарёва
  · 55,7 K
ОтветитьУточнить
Сергей Баранов
Общество
1,6K
В книге "Человек 2.0" я объясняю поведение людей с точки зрения их биологической природы...  · 9 мар  · ridero.ru/books/chelovek_2_0/freeText

До определённого времени образование представляло собой именно всестороннее развитие. Вспомним хотя бы Канта, Вольтера, Гёте и любого другого мыслителя той эпохи. Однако такое всестороннее образование уступило место узкой специализации. Образование стало значительно дешевле, что позволило распространить его на широкие слои населения в угоду растущему технологическому прогрессу. Современное образование не имеет ничего общего с тем образованием, которое было в дореволюционную эпоху. Даже самое лучшее в мире советское образование - это значительный шаг назад в сравнении с классическим образованием царской России.

Но вернёмся к Мартину Идену, которого, в слову, я не читал, но это не говорит о неспособности ответить на поставленный вопрос. Итак, вопрос задан таким образом, что ответ на него предполагается либо утвердительный, либо отрицательный. Можно ответить просто "да, возможно", но такому ответу легко противопоставить "нет, невозможно". Поэтому стоит рассмотреть не только доказательство возможности, и даже не столько это доказательство, сколько способ, которым может быть достигнута указанная цель.

Рассмотрю этот вопрос с опорой на учение Л.С. Выготского, изложенного в его главной работе "Мышление и речь". Выготский утверждает, что знания, полученные в рамках повседневного жизненного опыта, до определённого возраста (9-11 лет?) помогают в развитии научного знания. То есть, чем богаче жизненный опыт ребёнка, чем насыщеннее его житейское знание, тем проще ему даётся изучение точных наук, например, математики. Но после вышеуказанного возраста научное знание уже не может "вытягиваться" житейским знанием, т.к. первое знание более конкретно и очевидно, и в связи с этой конкретностью начинает обгонять житейское знание. И если раньше житейское знание тянуло за собой научное, то теперь научное знание тянет за собой житейское.

Выяснив описанную закономерность, Выготский сделал вывод о том, что в процессе получения какого-либо системного знания у человека образуется понятийная структура, которая не привязана к конкретному содержанию. Понятийная структура, созданная, например, на базе математики, может быть использована для решения задач в любой другой области, даже в области взаимоотношений.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, в чём заключается секрет успеха на пути к всестороннему развитию. Этот секрет состоит в том, чтобы через углублённое изучение одной системы знаний создать в мышлении широкую многоуровневую понятийную структуру, которая в дальнейшем будет использована для максимально быстрого и эффективного изучения любой другой области знания.

Первоначальная понятийная структура создаётся школьным образованием. Эта структура, включающая в себя понятийные схемы различных школьных предметов, является готовым инструментом для углублённого освоения любой сферы. Именно поэтому говорят, что школа не даёт "лишних" знаний, школа учит человека учиться. Имея понятийную структуру, человек направляет её на любую область, и эта структура очень быстро заполняется, но заполняется она ровно до тех пределов, до которых была развита. Дальнейшее заполнение структуры связано со способностью человека к целенаправленному мышлению. Целенаправленное мышление - это принудительное связывание отдельных мелких понятийных структур в более крупные. Полное развитие всех понятийных структур приходит не ранее, чем в возрасте 27-30 лет. До этого возраста понятийные структуры очень гибкие и могут разрастаться до огромных размеров. Если же объёмная понятийная структура к 30-летнему возрасту не была создана, то начинать её развивать позднем возрасте очень сложно, да и не факт, что возможно какое-либо значительное её обогащение. Проблема в том, что к 30 годам у человека уже закончился процесс миелинизации всех зон мозга, и выйти за пределы самого себя без какой-то острой необходимости, т.е. без стимула в виде сильного стресса, очень сложно.

Итак, мы выяснили, что для всестороннего развития нам нужна объёмная понятийная структура. Конечно, наработанная за школьной скамьёй понятийная структура уже достаточна для того, чтобы начать самостоятельное развитие, но на этом этапе мы имеем лишь способность к плоскому восприятию. Добавить в своё мышление объем - вот главная задача, после решения которой любые системы знаний начнут разворачиваться в мышлении с такой эффективностью, что процесс понимания полностью вытеснит процесс запоминания.

Как создать объём? Этот процесс достаточно сложный, но сама схема решения этой задачи очень проста. Для начала нужно выбрать область знаний, которая максимально легко поддаётся субъективной переинтерпретации. В качестве примера можно взять психологию, философию или литературу. Допустим, мы выбрали литературу. Сначала необходимо ознакомиться с историей литературы от начала до современности. Далее нам нужно выбрать 12 самых лучших авторов, произведения которых являются общепризнанным достоянием человечества, и прочитать их биографии. Затем внимательно читаем хотя бы по 3 книги каждого из 12 авторов. В качестве заключительного аккорда очень полезно почитать литературных критиков, вроде Белинского, которые изменят ваше уже сложившееся впечатление, потому что вы, читая эти произведения, думали совершенно иначе, чем думал о них тот же Белинский.

Пройдя весь вышеописанный путь, вы будете иметь в своём мышлении чрезвычайно развитую понятийную структуру. Следующим этапом в развитии своего мировоззрения я рекомендую взять философию. С философией нужно пройти точно такой же путь, как с литературой: сначала история философии, потом изучение 12 философских систем, а потом общий обзор истории философии, скажем, от Мартина Хайдеггера.

После того, как вы пройдёте по этим двум путям, ваша понятийная структура будет развита настолько, что вам очень легко будет воспринять любое знание из любой сферы. Дальнейшие пути саморазвития вы с лёгкостью определите для себя сами. Никто не сможет указывать вам, что правильно, а что неправильно.

Если подойти к задаче со всей серьёзностью, то развитие объёмной понятийной структуры тем способом, который я описал выше, займёт у вас не более 3-х лет. Если отнестись менее серьёзно, то можно управиться и за 2 года. В любом случае, за это время вы полностью измените свою личность и в глазах стороннего наблюдателя станете именно таким всесторонне развитым человеком, который имеет свою обоснованную точку зрения практически по любому вопросу. Но здесь есть одна интересная закономерность: чем больше нового вы узнаёте, тем отчётливее вы понимаете, что объём доступного человеку знания не исчерпаем. В конечном итоге вы достигнете состояния, которое Сократ выразил словами: "Я знаю, что ничего не знаю!".

9,6 K
Комментировать ответ…Комментировать…
1. Arzamas: http://arzamas.academy/about /Бесплатный просветительский проект, посвященный гуманитарным наукам. 2. Лекториум: https://www.lektorium.tv Академический образовательный проект, имеющий два раздела: самый большой видеоархив академических лекций на русском языке и образовательные курсы нового поколения. Доступ к библиотеке свободный и бесплат... Читать далее
1,1 K
Почему, когда речь заходит про самообразование, обязательно в списке будет английский язык? Почему не школьный... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…

Кроме самообразования надо ещё найти корабль с достаточно широкими в диаметре иллюминаторами

ещё чуток символов, чтобы было 140+

и ещё чуток

121
Комментировать ответ…Комментировать…
Студент, Философ, Поэт, Киноман, Совсем немножко музыкант  · 17 сент 2017

Конечно возможно! И полностью разочароваться в жизни и обществе тоже!
Недаром роман остается актуальным по сей день. Главное - иметь тягу к саморазвитию)

Комментировать ответ…Комментировать…
Книжный червь  · 24 авг 2017
Мне кажется, что Мартину Идену было проще. В его эпоху информации было в тысячи раз меньше. Ее было проще отсортировать и систематизировать (ведь без системы никакое образование невозможно, а можно только нахвататься обрывочных знаний).  А сейчас попробуйте из лавины информации, которая валится отовсюду, и в первую очередь из Интернета, выхватить... Читать далее
107
Комментировать ответ…Комментировать…
Переводчик, мыслитель, правозащитник и зоозащитник  · 24 авг 2017

Современная жизнь позволяет человеку с интеллектом заниматься самообразованием, но также важным является вопрос востребованности и полезности полученных знаний. Не все полученные знания бывают востребованы на данном уровне развития технологий.

Комментировать ответ…Комментировать…
АйТишник, поклонник фантастики  · 7 авг 2017
Образование не имеет границ (не говоря уже о понимании). Сколько ни учись, а всё равно останешься во многом необразованным. Даже если постижение нового - это стиль жизни. Ответ на один вопрос, порождает множество новых, и так далее, абсолютно в любой сфере. Даже когда достигнут предел знаний на данный момент, знаешь всё равно только то, что на данный... Читать далее
101
Комментировать ответ…Комментировать…
Любознательный бродяга  · 4 авг 2017

Мы живём в 21 веке , где практически в каждого есть девайсы с доступом в интернет , огромный запас знаний,при желании, может получить каждый .

Комментировать ответ…Комментировать…
Моего прадеда арестовали в сентябре 1941 года. К этому времени его сыновья -один из них...  · 1 авг 2017

Почти нет невозможного . Современному Мартину Идену намного проще достичь совершенства в самообразовании. Все под рукой- интернет, онлайн-библиотеки, интернет-словари. Главное - желание .

128

Время. Главное - время.

Комментировать ответ…Комментировать…
Мечтатель  · 1 авг 2017

Я считаю, что получать знания ради знаний не лучший вариант, просто не получится, нужно сначала заинтересоваться какой-либо темой, а путей получения информации об этой теме сейчас тьма.

112

А как заинтересоваться?

Комментировать ответ…Комментировать…