9. Академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе

www
  · < 100

педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. – это

Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

В самом деле академик Павлов ставил жестокие опыты над детьми, которые их калечили, для обоснования научных взглядов?

Летописец

Не знаю, насколько это точная правда, но вот что удалось узнать:

Итак. Что же на самом деле происходило в лабораториях павловской школы в первой трети прошлого столетия?

Как мы помним, Иван Петрович уже разобрался с физиологией пищеварения, за что и получил Нобелевскую премию. Триумф убедил его в том, что «ключик» системного эксперимента, с такой же легкостью, как желудок, может «открыть» и мозг. Декарт, Ламетри и Сеченов завещали ему уверенность в том, что тайна мышления должна иметь простую физиологическую разгадку. Это оказалось действительно так: Павлов легко нашел ее в образовании условных рефлексов у собак.

Однако это было лишь половинчатое знание. Предстояло доказать, что принципы ткущей разум рефлекторики действительны и для мозга человека.

Но! Сделать это можно было только путем эксперимента. Разумеется, применив к подопытным людям те же самые методики, что применяются к крысам, кошкам и собакам. Обязательным условием было большое количество разнообразного лабораторного материала.    Задача могла стать неразрешимой, но павловцев выручило своеобразие постреволюционного времени. Комиссары присели в глубоком реверансе и обеспечили павловцев всем необходимым.

Напомню, что начинались вивисекции в эпоху сырого, первобытного ленинизма, когда власть Советов еще вовсю кокетничала с Иваном Петровичем. И «лабораторным материалом» группы учеников Павлова (проф. Н. И. Красногорского, А. Г. Иванова-Смоленского, И. Балакирева, М. М. Кольцовой, И. Канаева) стали беспризорные дети. Всецелое понимание во всех инстанциях обеспечивала ЧК.

Несомненно, часть подопытных подвергалась жесткому хирургированию. В качестве наркоза использовался морфий, сернокислый магний, а иногда алкоголь. Проток слюнной железы выводился изо рта наружу, по «собачьему» принципу.

Автор не имеет личного опыта проведения таких экспериментов на человеческом материале. Но нет никаких причин полагать, что их техника отличается от работы с любым другим млекопитающим.    Напомню, что анатомические различия рта (к примеру) собаки и человека ничтожны.  

Операция выведения «стенонова протока» сама по себе не сложна, но болезненна и продолжительна. Щеки, разумеется, уродуются на всю оставшуюся жизнь. Даже у собачек.

Поясним специфику хирургирования. Тот канал, через который слюна, из околоушной железы попадает в ротовую полость, надо переместить наружу, на щеку. Причем не просто переместить, но и хорошенько приживить там, чтобы контролировать все истечения.

Павловцы делали это так: «В детскую клинику 1 Медицинского института была принята больная К.Х. 11 лет <…> Мы прикрепили кругом фистулы менделеевской замазкой небольшую воронку, посредством которой обычно собирается слюна у оперированных животных, и получили возможность количественно измерять секрецию слюнной железы у этой больной. Сначала мы легко выработали естественный условный рефлекс, показывая ребенку различные пищевые вещества…» (Красногорский Н. И.)

Альтернатива операции — крепящийся внутри рта железный слюносборник Лешли с «присосом». Штука неуправляемая и крайне болезненная.

Фото предоставлено автором

А. А. Ющенко в труде «Условные рефлексы ребенка» (1928) достаточно откровенно описывает: «У одного из детей, на которых я работал (М. А. 13 лет, с состоянием порока сердца), уже после одначасового эксперимента от присоса оставалось кровавое кольцо, требовавшее для полного исчезновения 1-2 дней <...> Травма даже после одночасового опыта была настолько значительна, что иногда заставляет экспериментировать не чаще, как через день, даже два».

Несомненно, тысячекратно отрепетированный «собачий вывод» был удобнее для павловцев.  

Секреция околоушной слюнной железы маленьких беспризорников возбуждалась клюквой, шоколадом, капустными кочерыжками, хлебом и капустными листьями. А пищевое подкрепление подавалось через красивые хромированные аппараты. Они, кстати, вызывали удивительный трепет комиссаров и охранялись с особым рвением. Периодически применялись «кололки» и ток.

Все это подтверждается протоколами, фотографиями и документальным фильмом «Механика головного мозга» (другое название — «Поведение животных и человека»; реж. В. Пудовкин, опер. А. Головня, производство кинофабрики «Межрабпром-Русь», 1926 г).

В своем первом труде Красногорский отмечал, что «опыты с пищевыми рефлексами в большинстве случаев весьма популярны среди детей; врачам часто приходится слышать: возьмите меня в лабораторию есть клюкву и т. д.».

Эта популярность легко объяснима. Рационы приютов были крайне скудны, а сироты — голодны. А вот комиссары белели от гнева, наблюдая за тем, как «шпане» скармливают шоколад и кочерыжки.  Они кипели под буденовками, но помалкивали.

Впрочем, порой павловцы перебирали с болевым воздействием. Последствия такого «перебора» нежным профессорским пером зафиксировал Иванов-Смоленский: «Наблюдались попытки к бегству, в особенности после ознакомления с оборонительным “электрокожным подкреплением”».

Если дело заходило слишком далеко, подключались комиссары — и порядок восстанавливался. Беглецов отлавливали, возвращали, усмиряли и направляли обратно в лаборатории. Разумеется, сироты не понимали, что дырки в их щеках венчают долгую историю постижения принципов работы головного мозга.

https://snob.ru/selected/entry/109466#comment_835501

6 августа 2018  · 1,6 K
Прочитать ещё 2 ответа

Почему слово "альность" исчезло из языка и люди воспринимают "реальность" тождественно "альности", даже учёные, с чем связано такое устойчивое когнитивное нарушение?

маркетолог, web-разработчик, в прошлом медицинский журналист

Слова альность в языке и не было никогда. Слово рельность пришло в язык из латыни вместе с философскими идеями. 

Латинское прилагательное realis - дейсвительный, вещный - звучало в Европе за века до того, как славянам вообще понадобилось слово для обозначения философской концепции реальности. Это не для славянского а для латинского языка характерно производить прилагательные от существительных с помощью суффикса -alis (res, rei- вещь(вещи) realis, reale - вещный (вещные), вполне типичное латинское словообразование)

Славяне звали вещный мир по простому - явь. 

Нигде ни в каких источниках славянских никакой альности нет и неоткуда ей там и взяться.

Прочитать ещё 6 ответов

Почему Николай II не укрылся в других странах во время назревавшей революции (Георг V предлагал помощь)?

yama21,9K
Историк, циник, социалист, агностик, законопослушный гражданин с советским...

Николай и его семья находились под домашним арестом с марта 1917 года и до казни в июле 1918... Планы были по побегу в Великобританию, но они сорвались. Точнее Георг перестал их обсуждать. И он не предлагал помощь, это была инициатива русских политиков.

10 октября  · 16,8 K
Прочитать ещё 5 ответов

Зачем правительство СССР прививало школьникам культ личности Ленина, вечную войну против стран Запада и иллюзию стабильности в СССР?

Разработчик автоматизированных систем управления (АСУ ТП)

Ленин действительно был очень умным человеком, видел далеко за горизонт планирования и смог сделать то, что все считали утопией - создать социалистическое государство, госудраство нового типа. Что одно из первых сделал Ленин? - начал глобальную программу электрификации страны, т.к. он понял. что это будущее и в наше время жизнь без электричества фактически невозможна. Второе что он сделал впервые и во что никто не верил - это равный доступ к бесплатному образованию всех членов общества. Это так же является очень грамотным заделом на будущее, которое он видел только в разрезе применения высокотехнологичных достижений науки, а наука без образования невозможна. Вот в таких решениях, реальных делах а не на пустых словах и состоит его гений. Поэтому современники сделали из него культ, т.к. в самом деле были поражены его умом.

5 октября  · 5,4 K
Прочитать ещё 17 ответов

Были ли в истории люди, которые сделали прорыв в науке без научных степеней или требуемого образования?

Susanna Kazaryan
Топ-автор
19,1K
Сусанна Казарян, США, Физик

Да конечно, но есть одна странность. Почему-то все это случаи "прорывов в науке", сделанные людьми без научных степеней и соответствующего образования, происходили именно в России и именно за последние 20 лет. 

Это "открытие" нано-фильтров Виктора Петрика, запатентованное в соавторстве с Председателем ГосДумы Борисом Грызловым, это "Инерциоид-Гравицапа" генерала Валерия Меньшикова, запатентованный Роспатентом и установленный на космическом аппарате Юбилейный и много другого "научного" бреда, высосавшего из бюджета России несчётное множество государственных денег.

Дело дошло до такого позорного положения в науке, что ученые РАН создали Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Результаты работы — разоблачения этих лжеоткрытий, приведены на официальном сайте комиссии РАН, а все эти лжеоткрытия — дело рук дилетантов без образования или короче — аферистов в науке.

Вот только один из новейших "прорывов в науке" из разоблачений комиссии, держитесь за стул — в России изобретён вечный двигатель. При этом деятельность "изобретателя-гения" (самоучка, Муса Алисултанов) финансируется государственным предприятием ГУП «Стройинвестиции». О деятельности Комиссии при РАН по борьбе с лженаукой можно узнать из интервью с председателем комиссии Эдуардом Кругляковым в публикации gazeta.ru.

Картина осталась бы не полной без упоминания о фейковых научных степенях с которыми безуспешно борется диссернет и практическом отсутствии финансирования государством фундаментальной науки и образования, на фоне поддержки гравицап и вечных двигателей. Если цель Кремля — создание Суверенной Российской Науки, то они на верном пути.

8 января 2018  · 4,2 K
Прочитать ещё 4 ответа

Читайте также

Какой философской школе проиграл советский диалектический материализм?

1  · 2 ответа  · Философия

Почему лидеры СССР не решали проблему Нагорного Карабаха, а замалчивали и замораживали споры, повторяя пропаганду о дружбе народов?

3  · 13 ответов  · Общество

Поняли ли Вы, верющие в глобальное потепление( вызванное людьми) насколько Иисус был прав и мудр, когда предвидел к чему наука может довести Мир. Не зря же вам глупцам запрещяли наукой заниматься?

6  · 31 ответ  · Общество

Уже несколько десятилетий по планете шагает «педагогика», запрещающая «трогать детей пальцем», повышать голос, заставлять напрягаться. Каковы итоги на сегодня в масштабах общества?

1  · 9 ответов  · Общество

Почему МФТИ уже не тот, что был в СССР? В СССР он уверенно входил в десятку лучших ВУЗов по естественным наукам, чего не скажешь сейчас.

3 ответа  · Вузы