Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем Россия и Турция пытаются вновь подружиться, возможна ли такая дружба в принципе?

ОбществоПолитология+5
максим р.
  · 1,8 K
преподаватель НИУ ВШЭ  · 9 авг 2016

Наблюдаемое в настоящий момент потепление климата двусторонних отношений и последовательное политическое сближение России и Турции продиктовано рядом объективных и субъективных обстоятельств, является давно назревшим и в настоящий момент видящимся обоюдовыгодным для обеих сторон. Что же объединяет позицию и политическое видение российского и турецкого руководства сегодня? Что делает возможным и необходимым сотрудничество взамен конфронтации?

Во-первых, экономическая целесообразность. Оба государства переживают не самый лучший период экономического развития, но тем не менее их потребности и возможности удивительным образом дополняют друг друга по необычайно большому списку позиций. В условиях сохранения режима санкций и ограничений на экспорт сельскохозяйственной продукции из Европы, турецкие производители и их товары органично находят себе место на российском рынке. Приток качественного продовольствия из Турции способен усилить конкуренцию (в т.ч. ценовую) на российских рынках молочной продукции и овощей, тем самым улучшив ситуацию для покупателей и снизив уровень социальной неудовлетворенности населения. Российские технологии (в первую очередь, в сфере атомной энергетики) являются важнейшим предметом российского инновационного экспорта, турецкие заказы (вспомним хотя бы часто упоминаемый проект станции Аккую) – это чистая прибыль, рабочие места и новые просторы для российских энергетиков и строителей. Возможности турецкого строительного бизнеса и компаний и их потенциал в России также никак нельзя сбрасывать со счетов. И, конечно же, нефтегазовый комплекс: Россия - экспортер, а Турция – вечный импортер с амбициями стать важным транзитером и региональным хабом для потоков нефти и газа с Севера и Востока на Запад. В этих условиях сотрудничество предопределено и намного выгоднее доброй ссоры.

Во-вторых, внутриполитическая целесообразность. Российско-турецкий конфликт имеет серьезное влияние на ситуацию внутри каждой из стран. Сокращение экономического взаимодействия, ограничение и спад туристического потока одинаково негативно воспринимается как в России, чье население в условиях ограничений, диктуемых санкциями и курсом национальной валюты, потеряло в лице Турции сравнительно недорогое, но качественное место отдыха, так и в Турции, где благосостояние значительной части населения прямо связано с капиталом из России. И у турецкого, и у российского правительства не за горами важные политические события: выборы в РФ, и очередной заход на редактирование Конституции в ТР. В их преддверии политические элиты намерены улучшить социально-экономическую ситуацию и продемонстрировать населению свою способность решать сложные геополитические задачи с прямой выгодой для рядовых избирателей. Сделать это за счет разрешения сравнительно недавнего, не успевшего законсервироваться и дать далеко идущие последствия, конфликта видится наиболее посильным, мало затратным и максимально эффективным и для Анкары, и для Москвы.

В-третьих, геополитическое совпадение интересов на текущем этапе. После старта жесточайшей репрессивной кампании, последовавшей за провалом попытки военного переворота 15-16 июля и из которой президент Эрдоган и его сторонники намерены получить максимальную выгоду, турецкое руководство видит в демонстративном сближении с Москвой также и инструмент влияния на Европу и США, далеко не однозначно реагирующих на последние действия турок. Играя на страхах Европы потерять Турцию в качестве союзника по борьбе с проблемой миграции и страхах США – потерять ключевого военного союзника по НАТО в регионе, Эрдоган и его окружение идут на восстановление и приумножение контактов с Москвой по широкому кругу вопросов. Тем самым, они заявляют поборникам «прав человека» и иных идеалов в Европе и США, что «реальная политика» превыше всего. Для Москвы геополитический эффект от восстановление связей с Анкарой также весьма существенен, но не только в свете противостояния с Западом, но также и в деле конструирования новой системы безопасности и экономического сотрудничества в Азии.

В-четвертых, совпадение интересов по ряду региональных проблем. Здесь важно отметить давно уже наметившееся совпадение интересов и устремлений сторон по целому комплексу проблем и вопросов в Сирии. При посредничестве Алжира вот уже несколько месяцев предпринимались попытки прощупать почву и определить возможность нахождения общих знаменателей под проблемами курдов, режима Башара Асада и, главное, исламистских организаций (в т.ч. ИГИЛ). Ситуация в черноморском (вопрос Крыма и Украины) и кавказском (конфликт в Нагорном Карабахе) регионах также являются объектом пристального постоянного внимания из обеих столиц, и далеко не всегда их разделяют только лишь диаметрально противоположенные взгляды и оценки.

В-пятых, наличие большого количества акторов, заинтересованных в развитии и углублении российско-турецкого сотрудничества. Конечно, речь идет, об обладающих серьезными лоббистскими ресурсам группах бизнеса и политиках в России и Турции. Но, тем не менее, ими круг заинтересованных лиц не ограничивается. Такие государства, как Казахстан и Азербайджан, составляющих т.н. лимитроф, пограничное цивилизационное пространство между Турцией и Россией, и экономически, и политически заинтересованы в создании единой зоны наибольшего политического и экономического благоприятствования, в которой их положение является залогом процветания. В условиях спада мировых цен на нефть и газ, будучи странами-производителями этих товаров, эти государства прямо и остро заинтересованы в бесконфликтном и скором складывании новой структуры торговых путей в регионе. Имея четкие представления о китайских планах и устремлениях, эти страны видят для себя реальную альтернативу в развитии связей Север-ЮГ наравне с контактами Восток-Запад. Как показывает практика, роль Н. Назарбаева и И. Алиева и представляемого ими политического и экономического капитала заметна и является важным фактором.

В-пятых, сам по себе конфликт 2015-16 гг. носил символическое значение и не имел под собой структурных противоречий. За исключением разности в симпатиях на пространстве сирийского конфликта российско-турецкие отношения развивались преимущественно, как говорится, душа в душу. В связи с этим, исполнив приемлемую процедуру сохранения лица, лидеры обоих государств вновь обрели доверие друг к другу и без угрозы для своего статуса и власти преступили к «размораживанию» «союзнического пакта».

Таким образом, отвечая на заданный вопрос, необходимо сказать, что ни о какой дружбе в международных отношениях, кроме как на словах, речь идти не может. Существует совпадение и расхождение стратегических и тактических интересов и потребностей, что мы и наблюдаем на примере российско-турецкого взаимодействия. Существуют факторы, предопределяющие выгодность сотрудничества вопреки ущербности откровенной конфликтности на данном этапе. Они и определяют характер сотрудничества, а также саму возможность его существования. Сухой расчет, ни больше и ни меньше.

Студентка Дипломатической академии при МИД РФ, факультет международных отношений и...  · 12 авг 2016

В политике нет такого понятия, как дружба. Есть взаимовыгодное сотрудничество. Именно его сейчас пытаются восстановить Россия и Турция . Естественно странам выгоднее быть в хороших отношениях, так как это обеспечивает прибыль как одной, так и другой. Именно поэтому былые "обиды" так быстро забываются и сотрудничество восстанавливается.

Первый
Профессор Росийской Экономической Школы, научный сотрудник Центрального экономико-математи...  · 9 авг 2016
Страны-соседи, имеющие общие границы (пусть и морские), это естественные экономические партнеры. Именно они больше всего торгуют друг с другом и стимулируют развитие друг друга. Соседям необходимо дружить и развивать экономические отношения. Для России Турция, если не считать Европу, один из наиболее естественных рынков. Нам есть, что предложить друг другу: например... Читать далее
старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО и отдела Ближнего и...  · 9 авг 2016
Мы с Турцией географически близкие соседи и два крупнейших государства по экономическому потенциалу и политическим возможностям. Соответственно, мы должны быть друзьями, это обусловлено геополитическими и геоэкономическими факторами. До инцидента со сбитым бомбардировщиком наше экономическое сотрудничество было очень тесным, и у нас остались нереализованы по меньшей... Читать далее
Политолог, журналист, публицист  · 9 авг 2016
Для Турции дружба с Россией крайне необходима. Во-первых, ей сейчас очень нужны союзники. С США и ЕС отношения испорчены заявлениями, которые сделало турецкое правительство после неудавшегося путча. Прозвучали прямые обвинения Вашингтона в организации переворота и содействии путчистам. Турция в изоляции, и предпочтение отдается России, особенно учитывая давние дружеские... Читать далее

Отличный ответ, всё по полочкам растолковали)