Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Заметил, что меня тянет на грустные вещи. На такие, которые пробивают душу до дрожи или, что еще лучше, слёз. Можно ли это объяснить?

ПсихологияИскусство и культура+3
saturnxplanet
  · 5,9 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 4 апр 2018  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Ответ человека, производящего неочевидно-сентиментальные вещи.

Я как-то наткнулся у Ван Холберга на определение лирики, которое по крайней мере мне лично никогда раньше не встречалось — что лирика это не противоположность эпоса, и не связь с музыкой, и не просто кусок авторского монолога о каких-то авторских чувствах. В основе лирики лежит подтверждение описываемого в ней опыта.

Как бы — всякая сентиментальность уже подразумевает определенный набор ценностей, так ведь? Это определенная теплота человеческих отношений, возможность близости, примирения, взаимопонимания, преодоления каких-то дурацких личных заковырок, и прочие вещи, отсутствующие ну например в "Беовульфе". Оказываются ли эти ценности в итоге удовлетворены — дело, по большому счёту, десятое, поскольку становление их как ценностей происходит на другом поле. Ну, до банального: Шекспир утверждает одни и те же ценности и в трагедиях, и в комедиях. "Беовульф" их не утверждает вообще, он другим делом занят.

Так и чем мы подтверждаем, что эти ценности настоящие, если не собственными реакциями? В собственной личной жизни они подтверждаются тем, что нам хорошо, и что эти вещи не вызывают у нас стыда. Нам совершенно похрен, откуда они идут – из биологии, социальных конвенций, лингвистического вируса, да хоть из сбоя с программе, какая разница.

Но как это происходит дистанционно? То есть, если вы прямо сейчас сидите в офисе, у вас душный воздух, холодное ровное освещение, не дающее никакой возможности уединения, и вокруг ходят малознакомые люди, которые громко говорят о неинтересных вещах – и я вам сейчас вот сюда вставлю "Балладу о прокуренном вагоне" – так что подтверждает, что описываемое в ней правдиво? Что утверждаемые ей ценности – правдивы? Что прослезиться – это адекватная реакция на нее, притом что в физической реальности ничего с вами не происходит? Только сам факт, что прослезиться о ней возможно.

Большинство человеческих достоинств, вообще говоря, измеримо. Наша рациональность подтверждается тем, что мы можем ставить контролируемые эксперименты и предсказывать результаты. Наша способность к преодолению трудностей подтверждается фактом преодоления трудностей. И так далее.

Нашу человечность не подтверждает ничто, кроме эмпатии. То, что мы испытываем за другого, даже если это неприятно, даже если этого другого мы вообще только что придумали. Перефразируя послание коринфянам, если я говорю языками человеческими и ангельскими, а эмпатии не имею – то я медь звенящая или кимвал звучащий. Ценность эмпатии не требует доказательств, она постулируется, поскольку она и есть причина, по которой понятие ценности вообще существует за пределами понятия пользы. Она и есть подтверждение того, что то, что вы чувствуете, прослезившись над банальнейшей любовной историей – правда, и что стоящее за ним – правда.

Так почему именно грусть?

Грусть острее, поскольку ценность многих вещей особенно сильно ощущается после утраты. Даже счастье часто ощущается людьми где-то в прошлом – что вот, оказывается, оно было тогда. Поэтому и проникновение в особенно грустные положения дает вам напоминание о том, что вещи, о которых вы грустите, действительно имеют ценность, и именно ту, которую вы ощущаете.

Так что вы просто пытаетесь быть человеком. Это здорово, никогда этого не бросайте.

Канд. психол. наук, психотерапевт, судебный психолог, автор книги "Посттравма:...  · 18 июл 2021  · olga.co.il
Если вас тянет на грустные вещи, это значит только одно - внутреннюю потребность облегчения души, катарсиса. Грустными фильмами или печальной музыкой вы пытаетесь себя "расплакать". Маленькие дети, прорыдавшись у мамы на груди или уткнувшись маме в колени, быстро успокаиваются и способны начать день "с нового листа". Собственно, психолог на приёме аккуратно предлагал бы... Читать далее
Психодиагностика с Ольгой Бермант-ПоляковойПерейти на sponsr.ru/mdn2022
https://vk.com/public205926497 Практический психолог. Эксперт в области работы с горем и...  · 9 июл 2021  ·
public205926497

Здравствуйте. Да, это можно себе объяснить. Нужно взять лист бумаги и на него выписать , что Вы получаете после того, как просмотрели вещи, которые пробили Вас до дрожи или до слёз и найдёте, чего у Вас нет если Вы на это не смотрите. Разница между этими состояниями и будет Вам ответом. Спасибо за вопрос.

Яковлева Елена Валерьевна, 8 953 239 29 27 WhatsAppПерейти на vk.com/public205926497
медицинский психолог  · 6 апр 2018
Вы в поиске смысла жизни. Смысл можно искать среди многоликой лжи - светских и научных заблуждений ГОДАМИ И ДО КОНЦА СВОЕЙ ЖИЗНИ в разных библиотеках, переходя от одной лжи к другой! Не имеет значения, какого вида ложь - научная, религиозная или политическая. 90% людей  именно так и бродят по жизни и бредят богатством и непонятным летучим успехом. Иначе бы знаменитые... Читать далее
Но истина излагается просто и коротко, без виляний и увиливаний. И она в том, что формулы любви и счастья найдены... Читать дальше
Я и за собой замечал такие вещи, но мне кажется что за этим не стоит ничего, кроме поиска новых ощущений (проще говоря раздражителей). Когда тебе хочется погрустить, подумать, возможно поплакать, скорее всего ты просто в поиске новых сильных ощущений. И в этой ситуации не играет решающую роль то, приятные они или грустные. Важно лишь то, что они сильные. И здесь нет... Читать далее