слово, которое использовалось в
σκληρύνω1) делать твердым, уплотнять (τι
Arst.);
2) ожесточать,
pass. ожесточаться
NTо даже слово "ожесточать" не однозначно. Мы, теми или иными своими действиями - можем раздражать, "ожесточать" других людей.
Первые пять казней Фараон сам ожесточал своё собственное сердце.
Последующие же казни были под влиянием ожесточения уже от Бога. Что имеется в виду?
Всё просто. Когда фараон начал предлагать Богу компромисы, Бог на них не идёт, и своих требований не уменьшает. Это порождает скрытое раздражание фараона, которое со временем, когда страх казни проходит, выходит на первый план. И в итоге фараон отменяет своё предыдущее пойти на уступки.
Последняя казнь - убийство детей (первенцев), как можно это считать добром?
Во первых, словом "первенцы" обозначаются просто те, кто первыми родились, независимо от того, в каком они были возрасте. Например, в книге Бытия говорилось о том, что Исав является первенцем Исаака даже тогда, когда Иаков и Исав были уже взрослыми. Таким образом, во время последней казни кроме младенцев погибли и многие взрослые.
Во вторых - казнь эта была прямым воздаянием египтянам за геноцид евреев, который произошел ранее - по приказу фараона умерщвлялись еврейские младенцы мужского пола независимо от того, первенцы они или нет. То есть, египтян Бог ещё и пощадил.
В третьих - вообще вопрос смерти невинных младенцев довольно общий, эту тему в рамках конкретного случая с фараоном просто не получится должным образом осветить. Если на вскидку, первый пришедший на ум ответ - возможно этих первенцев Бог просто забрал у египтян, чтобы их не растлили своей идеологией. Но на самом деле в случае с каждой смертью младенцев, у Бога были Свои соображения.
Я понимаю, что нет ничего абсолютного, и не может быть добра без зла.
Вообще то, добро и зло - категории, которые не существуют сами по себе. По определению, они формируются путём предпочтения, то есть разумного волевого акта. В рамках этого определения абсолютное добро не просто возможно, оно фактически существует: добро есть нечто, что создаётся или предпочитается Абсолютным Богом, зло же - нарушение добра.
Если мы не до конца понимаем, зачем сделал то или иное, или допустил то или иное - мы должны также понимать, что у Бога понимание ситуации намного большее и полноценное. Так что, мы верим Богу, что Его пути ведут ко благу, даже если эти Его пути порой извилисты, или даже неисповедимы.