Быстрая доставка как условие премиального сервиса
Гипотезу о том, что на качество сервиса благотворно повлияет введение более узких временных интервалов подтвердило маркетинговое исследование, в ходе которого команда пыталась определить слабые места доставки. Оказалось, клиентам не хватает консультации специалиста на месте и более удобных временных интервалов.
Временной интервал — это промежуток, в который клиент может встретиться с водителем компании. Интервалы бывают широкими, когда для получения заказа нужно ждать курьера, например, с 10 до 22, а могут быть узкими, когда курьер приезжает, например, с 10 до 12 или с 16 до 18. Конечно, для клиента удобнее, если курьера не нужно ждать весь день.
Маршруты выездной команды сначала планировались вручную, а процесс вместе с корректировкой занимал несколько часов. Позднее BIANCA приняла решение автоматизировать планирование с помощью решений Яндекс.Маршрутизации. Алгоритмы Маршрутизации удалось гибко интегрировать в имеющиеся IT-решения компании. В результате, время планирования маршрутов сократилось в разы и теперь занимает не больше 10-15 минут, включая корректировку полученных маршрутов.
Оптимизировать планирование маршрутов компании BIANCA также помогают теги. Эта функция Яндекс.Маршрутизации позволяет присваивать заказам, транспорту, командам водителей и распределительным центрам специальные теги. Совпадающие теги становятся индикатором для алгоритма планирования типа заказов, которые нужно распределять данному объекту. Тегами BIANCA маркирует автомобили подходящие для перевозки одежды, ковров, штор. Различаются они типом кронштейнов.
Внедрение узких временных интервалов увеличивает общий пробег парка машин и время выполнения маршрутов, что увеличивает стоимость логистики. Если один клиент выберет доставку с утра, а его сосед — вечером, при узких временных интервалах на один адрес придется поехать дважды за день, а при широких можно доставить заказ сразу обоим.
До перехода на автоматическое планирование маршрутов лучшее, что BIANCA могла предложить клиентам по формату доставки, — трехчасовые временные интервалы. Чтобы повысить уровень сервиса, в компании хотели сократить это время до одного часа. Однако, предварительное моделирование, в ходе которого перебрали разные логистические стратегии, показало, что в этом случае спрос превысит предложение. Решили остановиться на двухчасовых интервалах, то есть курьер приезжает к клиенту в один из двухчасовых интервалов на следующий после заказа день. Возврат вещей обычно осуществляется через два дня после сбора.
Для понимания результатов, BIANCA отслеживает движение транспорта, мониторит отмены заказов на маршруте и анализирует причины отмены. Такой мониторинг позволяет понять, насколько точно удается попадать во временной интервал, обещанный клиенту. В компании — строгое определение нарушения временного окна, им считается не только опоздание, в том числе на три секунды, но и прибытие курьера раньше назначенного времени. Показатель попадания во временной интервал сейчас составляет 80%. Для VIP-клиентов и крупных корпоративных заказчиков работает система жестких временных окон: процент точного попадания во временной интервал в этом случае составляет 95-99%.
В планах у BIANCA внедрение on-demand доставки, чтобы клиенты могли отдавать вещи курьерам в течение часа после оставления заявки, так качество сервиса для клиентов может стать уникальным в своем сегменте