06 июня 2025

Кейс «Айсберри»: минус 10% затрат на пробег и плюс к прозрачности, скорости и эффективности

  1. Задача
    Уменьшить затраты на логистику и повысить эффективность работы сотрудников.
  2. Решение
    Автоматическая маршрутизация, мониторинг в режиме реального времени, расширенная аналитика.
  3. Результаты
    Экономия на пробеге, отсутствие убыточных рейсов и рост клиентской удовлетворенности за счет своевременной доставки.
О партнере

Группа компаний «Айсберри» — один из крупнейших российских производителей мороженого. Группа изготавливает около 100 тыс. тонн мороженого в год на трех фабриках. В ассортименте — более 250 наименований. Свою продукцию «Айсберри» доставляет по 100 тыс. адресам в магазины и фургоны, в том числе таких крупных ритейл-сетей, как «Пятерочка», «Магнит», «Ашан» и «Лента».

«Айсберри» отличает обширная логистическая инфраструктура, которая включает в себя современные склады для хранения низкотемпературной продукции в 35 регионах России. Автопарк специализированного транспорта для перевозки мороженого сегодня насчитывает более 475 автомобилей-рефрижераторов.

Логистика до Яндекс Маршрутизации

Раньше в «Айсберри» пользовались другой системой автоматической маршрутизации, однако в ней не хватало учета исторических данных и пробок, гибкой системы настройки, удобного интерфейса. По большей части маршрутизация оставалась ручной. Логисты распределяли заказы на свое усмотрение и отправляли информацию на почту водителям. Последние самостоятельно определяли, куда именно и в какой момент поедут. В некоторых зонах работали только водители, которые лучше всего ориентировались на местности. Не хватало и прозрачного мониторинга: курьерского приложения и инструмента для отслеживания статусов заказов и местонахождения водителей на маршруте.

Команда поставила себе задачу: уменьшить пробег на 10%, упростить работу водителей, снизить влияние человеческого фактора при планировании доставок и в целом улучшить маршрутизацию. За счет этого можно было бы увеличить время на прием заказов и повысить удовлетворенность клиентов. К тому же, в «Айсберри» нуждались в аналитике, чтобы легко было сравнить плановые и фактические показатели доставки.

Уже на стадии тестирования решение Яндекс Маршрутизации показало потенциальную экономию в размере около 15% от пройденного километража. Такой результат возможен благодаря алгоритмам, которые строят детальный прогноз пробок на базе Яндекс Карт и могут распределять маршруты с учетом более 300 параметров (адреса складов, адреса доставки, товаров, характеристики заказов, габариты, виды автомобилей и другие).

Реализация проекта

Реализация, включая время на пилотный запуск, интеграцию по API, обучение персонала и масштабирование по всем филиалам, заняла несколько месяцев. Два из них ушло на настройку, калибровку и обучение логистов.

После предварительной подготовки, перестройки бизнес-процессов и интеграции с внутренними системами «Айсберри» перешли к запуску проекта с Яндекс Маршрутизацией. Сформировали две тестовые группы водителей: одни пользовались новой системой, другие ездили по старинке. За счет этого удалось сравнить показатели. Пробег у водителей, которые не перешли на Яндекс Маршрутизацию, оказался выше на 15%.

Сначала логисты и водители переживали из-за перехода на новое ПО, однако постепенно привыкли к формату. Яндекс Маршрутизация вместе с «Айсберри» обучили всех работе с сервисом, проводили очные и онлайн-встречи и круглосуточно были на связи. В итоге компания начала эффективнее управлять имеющимся штатом сотрудников и автопарком. Никто из команды не захотел возвращаться к предыдущей системе, когда среди сотрудников провели опрос, готовы ли они вернуться к старому формату планирования.

Операционная эффективность на всех уровнях

С помощью Яндекс Маршрутизации «Айсберри» сделала большой шаг к цифровизации компании. После успешного внедрения в Москве проект масштабировали на Санкт-Петербург, Пензу и Нижний Новгород. Подход команды к логистике сильно изменился. Теперь на планирование «на следующий день или два дня вперед» уходит меньше времени. А за счет большей точности и эффективности маршрутов получилось увеличить утилизацию транспорта. К тому же, онлайн-мониторинг и детальный разбор доставок повысили прозрачность работы. Логисты в реальном времени видят, на какой стадии находится каждый заказ.

Компания от закрепленных зон доставок перешла к точкам притяжения, когда в маршрут включаются заказы недалеко от определенной точки. Плюс, появилась возможность перестраивать маршруты в режиме онлайн. Если в течение дня появляется дополнительная задача для водителя — забрать продукцию или документы по пути к заказчику — логисту достаточно добавить локацию в Яндекс Маршрутизацию и описать запрос. Это намного удобнее, чем давать инструкции по телефону или в WhatsApp.

Время на поиск торговых точек для доставки товара сильно сократилось благодаря новой функции, которую Яндекс Маршрутизация внедрила по просьбе «Айсберри». Теперь водители добавляют фото локации для разгрузки прямо в приложение. При следующих доставках по тому же адресу становится проще ориентироваться на местности. Это упростило адаптацию новых водителей. Раньше они достигали плановых KPI по количеству доставок на одном маршруте за месяц-полтора, а после внедрения Яндекс Маршрутизации — за 2-3 недели.

Новый проект также позволил запустить диспетчерские центры в некоторых регионах, когда логисты в одном месте отвечают за маршрутизацию в ближайших городах. Затронули изменения и смежные процессы: работу торговой команды, складов, бухгалтерии. В частности, оптимизировали документооборот. Теперь водителям не нужно тратить несколько часов на подготовку документов и ожидание маршрутных листов — все готовится за минуты.

Наконец, в «Айсберри» появилась глубокая и детальная аналитика. Компания может легко сформировать план-факт для анализа маршрутов за предыдущий день, отобразить в нем статусы доставок, километраж, время, потраченное на каждую торговую точку, и другие параметры. Благодаря этому в том числе получилось выставить для логистов KPI, повысить общий уровень дохода компании и зарплаты персонала.

Результаты в цифрах
  • В 1,5 раза сократилось время на маршрутизацию;
  • 99% доставок теперь привозят вовремя;
  • На 10% снизились затраты по пробегу (на горюче-смазочные материалы, ФОТ, амортизацию).
Бесплатный доступ к сервису
Познакомьтесь со всеми возможностями логистической платформы и получите помощь в настройке
Fri Jun 06 2025 13:05:16 GMT+0300 (Moscow Standard Time)