Кейс «ЖКХ-Маркет»

05 августа 2025

Кейс «Марии»: от ручной маршрутизации в Excel к автоматизированной и управляемой логистике

  1. Задача
    Повысить рентабельность и эффективность логистики, а также уровень клиентского сервиса.
  2. Решение
    Автоматизированное планирование и мониторинг в режиме реального времени.
  3. Результаты
    Рост доставляемости заказов и качества обслуживания, снижение затрат на последнюю милю.
О партнере
«Мария» — российский мебельный бренд, который специализируется на проектировании, производстве и продаже кухонь, шкафов, гарнитуров для гостиных и ванных комнат. Клиенты — розничные покупатели, профессиональные архитекторы и дизайнеры интерьеров, девелоперы, застройщики и другие B2B-партнеры. В 2024 году фабрика выполнила почти 55 тысяч заказов, установив абсолютный рекорд за всю свою 25-летнюю историю. До старта проекта мебельная фабрика развозила заказы как собственными силами, так и с использованием наемного автопарка. Сборкой мебели у клиента занимаются специалисты компании.
Логистика перестала поспевать за ростом бизнеса

Раньше «Мария» планировала маршруты “руками” в Excel и через онлайн картографию. Логисты наносили на карту адреса доставок, к каждой точке добавляли данные о весе и объеме груза, а затем оценивали ориентировочное время в пути до покупателя. Процесс занимал много времени, а маршруты нельзя было назвать оптимальными. Машины были недозагружены или загружены неравномерно. При росте объема поставок справиться своими силами было трудно.

Также не было возможности отследить перемещения транспорта онлайн, что создавало определенные сложности в контроле: водители могли отклоняться от маршрутов — иногда из-за ошибок планирования, иногда по собственной инициативе. Информирование клиентов о точном времени доставки осуществлялось водителями за полчаса–час до приезда, в то время как фабрике хотелось заранее прогнозировать сроки доставки и согласовывать с заказчиками удобный интервал.

Компания решила кардинально изменить подход к логистике: отказаться от ручного планирования, повысить прозрачность и получать аналитику по работе транспорта и персонала. Основная цель — сделать доставку предсказуемой, чёткой и рентабельной.

Первые шаги к автоматизации

Понимая, что ручное планирование не позволяет прийти к управляемой логистике, в компании «Мария» начали искать решение, которое поможет быстро навести порядок и масштабировать процессы.
Выбор пал на логистическую платформу Яндекс Маршрутизация — прежде всего, за счёт технологии автоматизации, интуитивного интерфейса и широких функциональных возможностей. Всё — в одной системе: от построения маршрутов с учётом пробок до контроля исполнения и коммуникации с клиентами. Повлиял и тот факт, что Яндекс Маршрутизация позволяет учитывать пробки и выбирать из более чем 300 параметров при построении маршрутов.

«Мы доверились Яндексу, потому что увидели их экспертизу в геотехнологиях. Познакомились с гибкими алгоритмами планирования, высокой скоростью работы сервиса и его практически стопроцентной доступностью», — комментируют в “Мария”.

Команда мебельной фабрики сразу увидела потенциал от внедрения: меньше задействованных машин, меньше пробега, ниже расход ГСМ. А главное — прогнозируемость и контроль на всех этапах. В пилотной зоне проекта, в главном московском филиале, нужно было как можно быстрее протестировать маршрутизацию и обучить персонал работе с платформой, а затем масштабировать на всю сеть в регионах.

За счет более эффективного использования транспорта в «Марии» хотели быстрее увидеть окупаемость инвестиций и бизнес-эффект от проекта.

Но быстро стало понятно: без подготовки данных и автоматизации внутреннего учёта проект не приведет к ожидаемым результатам. Excel стал узким горлышком — многие данные приходилось проверять вручную, часть информации отсутствовала или нуждалась в корректировке.
Чтобы ускорить запуск, «Мария» решила пойти по более надёжному пути — интегрировать Яндекс Маршрутизацию со своей внутренней системой для обработки заказов через дополнительное решение.

В проект включился «Мегалогист» — сертифицированный партнёр Яндекс Маршрутизации и разработчик TMS-системы на платформе «1С:Предприятие», в которой уже есть готовая интеграция с Яндексом. «Мегалогист» полностью взял на себя вопрос интеграции, что позволило сэкономить время и ресурсы на внедрение и прийти к полной автоматизации.

От пилота к масштабированию: автоматизация логистики за 4 месяца

Совместная работа с командами разработчиков Яндекса и Мегалогиста стала поворотной точкой в логистике «Марии». Специалисты Яндекса глубоко погрузились в специфику транспортной логистики мебельной фабрики, вместе с логистами компании подбирали параметры маршрутизации, проводили тестовые расчёты, настраивали систему под реальные условия московского филиала.

Параллельно специалисты «Мегалогиста» работали с учётной системой и TMS на платформе 1С. Главная задача — обеспечить надёжную интеграцию и автоматизировать поток данных. Особое внимание уделили гибкости: теперь логист может за несколько кликов менять параметры маршрутизации и отправлять данные напрямую в Яндекс Маршрутизацию. Появились инструменты валидации, которые исключают ошибки ещё на этапе планирования.

Результат не заставил себя ждать

Уже за три месяца удалось подобрать оптимальные настройки, а пилот в Москве показал ощутимую экономию. За счёт автоматизации повысилось качество клиентского сервиса: маршруты стали стабильнее, доставка — точнее.

Через месяц интеграция была завершена, а в 1С появилось полноценное автоматизированное рабочее место логиста. В общей сложности — всего 4 месяца от ручного до цифрового управления маршрутами.

Затем последовало подключение сервисов мониторинга и клиентского информирования. Теперь каждый покупатель получает трек-номер, может видеть, где находится водитель, и знает, когда ожидать доставку.

Масштабирование и внутренняя трансформация

Сразу после успешного запуска в Москве началась масштабная программа внедрения в регионах. Под каждую территорию адаптировали параметры маршрутизации — с учётом дорожной инфраструктуры и логистических особенностей. В течение года проект развернули по всей сети.

Но путь не был гладким: часть логистов скептически относилась к алгоритмам, а ручное планирование и Excel были привычнее в работе.

Чтобы развеять сомнения, «Мария» предложила сотрудникам эксперимент: составить привычные маршруты вручную, а затем — с теми же данными — запустить планирование через Яндекс Маршрутизацию. Результаты убедили скептиков: автоматизация строила маршруты быстрее, точнее и с лучшим распределением загрузки. Постепенно команда полностью перешла на новую систему.

Простота планирования и контроля 
Сегодня маршруты в «Марии» строятся быстрее, прозрачнее и точнее. Благодаря новой маршрутизации и интеграции с внутренней системой логисты больше не тратят часы на ручное планирование и сверку адресов. Недогрузы практически ушли, необходимость в дополнительном транспорте — тоже. Автоматизация помогла снизить влияние человеческого фактора и добиться устойчивого качества доставки.

Также логисты видят полную картину: статус каждого заказа, местоположение машин и возможные отклонения от маршрута и все в реальном времени. Водители работают через мобильное приложение, где видят все детали маршрута и в пару кликов отмечают выполнение заказов — эти данные мгновенно поступают в систему (1С).

Клиенты также имеют возможность отслеживать доставку онлайн, сведя к минимуму звонки на горячую линию фабрики.

Самое ощутимое — экономия времени

До 2,5 часов в день высвобождается у логиста за счёт автоматизации. В «Марии» отдельно подчеркивают: цели сократить персонал не было, и освободившееся время используется для решения других логистических задач.

Сейчас в компании приступили ко второму этапу проекта — сбор и оцифровка всех плановых и фактических показателей и получение консолидированной управленческой отчетности по транспортной логистике последней мили. Цель — собрать все данные в 1C: ERP, чтобы отчетность была доступна в системе в любой момент, а не создавалась вручную в Excel.

Результаты в цифрах
  • Более чем в 4 раза сократилось время на планирование маршрутов;
  • Расходы на последнюю милю снизились примерно на 35%;
  • Количество адресов на один экипаж в смену увеличилось в среднем в 2 раза;
  • Километраж на адрес снизился на 25%;
  • Временной интервал доставки стал более прогнозируемым и составил 2 часа.
Бесплатный доступ к сервису
Познакомьтесь со всеми возможностями логистической платформы и получите помощь в настройке
Tue Aug 05 2025 16:50:51 GMT+0300 (Moscow Standard Time)