Логистика в foodtech: кейс Яндекс.Лавки

  1. Задача
    Автоматизировать доставку до дарксторов и настроить процесс сбора заказов с учетом всех имеющихся ограничений
  2. Решение
    Внедрение Яндекс.Маршрутизации и развитие системы тегов
  3. Результаты
    Заказы маршрутизируются автоматически, а в системе используется до 8 различных тегов
О клиенте
Яндекс.Лавка — входит в foodtech направление Яндекс.Такси. Сервис доставляет продукты и хозяйственные товары на дом покупателям из ближайшего к ним даркстора, которых только в Москве более 200. Заказ можно сделать через приложение Яндекс.Лавка, Еда, Яндекс Go или сайт. 

Логистика Лавки делится на два направления: доставку от даркстора до покупателя и доставку от распределительного центра к даркстору. 
Как организована доставка до покупателя

Даркстор представляет собой склад-магазин, на полках которого хранятся товары, распределенные по зонам хранения с учетом требований. После оплаты заказа покупателем, сборщики за несколько минут формируют его и передают курьеру. 

Каждый даркстор обслуживает свой район, а его местоположение выбирается таким образом, чтобы курьер мог добраться до его границ примерно за 15 минут. Так в Лавке получают возможность обеспечивать высокую скорость обслуживания и предлагать клиентам экспресс-доставку. 


Особенности доставки до даркстора 
Схема снабжения Лавки работает по принципу классической логистики в ритейле. В каждом городе присутствия есть распределительный центр, куда приходит продукция от поставщиков. Он принимает заказы на пополнение от Лавок и обеспечивает доставку товаров до дарксторов. 

Когда Лавка только запускала сеть дарксторов, в компании справлялись с формированием маршрутов вручную. С ростом популярности Лавки выросла и нагрузка на логистику — за последние полгода объемы выросли более чем в два раза.

Плановое масштабирование потребовало автоматизации планирования маршрутов и в Лавке стали пользоваться инструментами Яндекс.Маршрутизации. С помощью алгоритмов сервиса логисты курируют построение маршрутов, рассчитывают нужное количество транспорта и его характеристики, а также контролируют работу транспортных подрядчиков. 

Результат автоматического планирования от Яндекс.Маршрутизации может выглядеть следующим образом: например, на следующий день нужно задействовать 9 газелей грузоподъемностью 3,5 тонны, 2 машины холодильника и 4 машины грузоподъемностью 5 тонн. Полученные квоты отсылаются в транспортные компании, выбор которых зависит от уровня SLA и стоимости фрахта машин. 

Для того, чтобы логист видел движение всех заказов и ожидаемое время прибытия в даркстор, водители пользуются приложением Яндекс.Курьер. Информация из него передается на рабочее место логиста и доступна для дальнейшего анализа. Эти данные помогают при мониторинге исполнения доставки, а также при решении вопросов о времени прибытия машины на точку для разгрузки при возникновении спорных ситуаций. 

Автоматическая маршрутизация нестандартных заказов
При построении маршрутов логистам Лавки приходится сталкиваться с различными ограничениями, которые накладывают как требования к хранениям товарам, так и расположение самих дарксторов — часть из них расположены в жилых зонах, где действуют свои правила проезда. 

К примеру, многие дворы закрыты шлагбаумом, который работает в строго определенное время. А другие жилые зоны не могут принять пятитонные грузовики — туда можно отправить только менее габаритные машины. Также, Лавке приходится учитывать совместимость продуктов и машин, так как ряд товаров требует соблюдения различных температурных режимов в кузове на протяжении всего времени доставки. 

Для учета большого количества параметров в Лавке воспользовались системой тегов, доступных пользователям Яндекс.Маршрутизации. Теги присваиваются товарам, точкам доставки и машинам. Например, если товар должен ехать в машине с холодильной камерой, то в логистической системе он отмечается тегом «Холод». Этим же тегом помечается и заказ, который содержит в себе товары, требующие перевозки в холодильнике. 

Алгоритмы Яндекс.Маршрутизации разработаны таким образом, чтобы у одного заказа можно было указывать неограниченное количество тегов, чтобы найти под заказ подходящую машину и спланировать самый оптимальный маршрут. 

Внедрение алгоритмов Яндекс.Маршрутизации позволило Лавке быстрее запускаться в новых городах — при этом все управляется централизованно одной командой логистов-экспертов. В дальнейшем в Лавке планируют масштабирование бизнеса: запуск новых дарксторов и расширение географии присутствия. 
Итоги внедрения Яндекс.Маршрутизации
В результате автоматизации доставки с помощью технологий Яндекс.Маршрутизации в компании достигли:
  1. Автоматическое планирование заказов позволило масштабировать бизнес и безболезненно наладить процесс доставки от распределительного центра до дарксторов
  2. Для более точного планирования используется до восьми различных тегов
  3. Гибкость алгоритмов позволила ускорить запуск Лавок в новых городах присутствия
Бесплатный доступ к сервису
Познакомьтесь со всеми возможностями логистической
платформы и получите помощь в настройке
Wed Aug 28 2024 21:12:11 GMT+0300 (Moscow Standard Time)