Как отказ от ручного планирования маршрутов сокращает затраты компании: кейс зоомагазина Pet Line

  1. Задача
    Ручное планирование создавало проблемы с доставкой, а работа водителей была непрозрачной и неравномерной
  2. Решение
    Автоматизация процесса построения маршрутов
  3. Результаты
    Доставка стала управляемым и подконтрольным процессом, а эффективные маршруты экономят компании деньги на топливе и отказе от аренды дополнительного транспорта
О партнере
Компания Pet Line организовывает доставку зоотоваров в B2B сфере. Их клиентами выступают как зоомагазины, так и крупные сервисные компании, которые работают с разными поставщиками и маркетплейсами. В компании организована собственная курьерская доставка по Москве и Московской области, а в остальные регионы заказы отправляются с помощью транспортных компаний. 
Как была устроена логистика в компании

Раньше менеджеры по продажам Pet Line составляли план отгрузок на основе проведенных платежей, клиентских пожеланий и условий договора. План доставок на пять рабочих дней вперед записывался маркером на доске, а напротив заказов, по которым собраны все документы, ставили галочку зеленого цвета. 

Старший и самый опытный водитель на основе этого графика расписывал маршруты на следующий день для всех водителей. При этом, никто не понимал, как именно создаются эти маршруты. Приходилось задействовать и сторонний персонал — например, экспедитор со склада должен был сопровождать чужую машину, которую могли взять дополнительно для того, чтобы справиться с увеличенным объемом. 

При таком подходе к доставке в Pet Line постоянно сталкивались с тем, что часть заказов просто терялась — так, менеджер мог забыть вписать заказ на доску с графиком доставки. Другой проблемой стала работа водителей, которые много времени тратили на сбор и проверку всех документов и определению маршрутов на день. Кроме того, не все водители работали равномерно — так, самый старший из них строил для себя более короткие маршруты, чем у других. 

Внедрение Яндекс.Маршрутизации
В период пандемии в компании поняли, что вопрос об оптимальности использования машин становится критически важным, а эффективность водителей и системы доставки получила особенную актуальность. Техническая сторона перехода не составила сложностей —  на то, чтобы обучить сотрудников работе с системой ушло два дня. А для первого построения маршрутов в компании привлекли в помощь водителей, чтобы получить от них информацию по сервисному времени и часах работы каждой из точек доставки. 

Сейчас в Pet Line для составления маршрутов на доставку задают в «1С» несколько параметров: адрес, временной интервал, а также вес и объем товара. Затем эти данные передаются в Яндекс.Маршрутизацию. Кроме того, в компании загружают такие параметры, как время на заказ и время на адрес.

Время на адрес подразумевает, что водителю требуется не просто приехать на точку, но и заглушить машину, выйти из нее, взять коробку и с заказом и отнести ее заказчику. Если курьер приезжает в транспортную компанию и отправляет несколько коробок по разным адресам, то ему нужно время на заполнение соответствующих бумаг. Яндекс.Маршрутизация, после получения информации о сервисном времени по каждой точке, самостоятельно учитывает эти нюансы. 

Составление маршрута теперь занимает пять-семь минут, с учетом печати комплекта маршрутных листов для водителей и для склада. Склад, в свою очередь, тоже оценил все преимущества новой системы. Если раньше в компании до последнего момента не знали, в какой машине поедет груз и выписывали транспортную накладную без указания транспортного средства, то теперь все документы стали оформляться гораздо проще и быстрее. 
Первые результаты внедрения Яндекс.Маршрутизации

После того, как Pet Line стал организовывать доставку с помощью Яндекс.Маршрутизации, в работе всех отделов, задействованных в этом процессе, появилась прозрачность. Также, в компании стали своими силами выполнять в полтора-два раза больше заявок, что позволяет экономить на топливе и пробеге около 10 тысяч ежемесячно.  

Кроме того, использование алгоритмов позволило отказаться от привлечения чужого транспорта. Одна наемная машина стоит в среднем 5-6 тысяч рублей, а раньше в компании могли заказывать две-три машины в неделю. В итоге, общие затраты составляли около 10-18 тысяч рублей в неделю. За 20 недель в Pet Line только благодаря отказу от наемного транспорта сэкономили уже около 250 тысяч рублей. 

Компания решила отказаться и от услуг профессионального логиста, поэтому считают экономией и его возможную зарплату. По сравнению с ней постоянные расходы на Яндекс.Маршрутизацию невелики — около 10-12 тысяч рублей в месяц. 

Цифровые показатели деятельности водителей позволили привязать к ним бонусную часть. Это увеличит их оплату и введет элемент соревновательности. В Pet Line планируют и дальше улучшать сервис, чтобы пользователи совершали меньше кликов, а процесс покупок становился короче и удобнее. 

Итоги внедрения Яндекс.Маршрутизации
В результате автоматизации доставки с помощью технологий Яндекс.Маршрутизации в компании достигли:
  1. Повышение эффективности и прозрачности в работе водителей
  2. Отказ от наемного транспорта позволил сэкономить уже около 250 тысяч рублей
  3. Оптимизация маршрутов позволяет экономить на топливе и пробеге около 10 тысяч ежемесячно
  4. Повышение качества клиентского сервиса и снижение процента опозданий
Бесплатный доступ к сервису
Познакомьтесь со всеми возможностями логистической
платформы и получите помощь в настройке
Mon Aug 14 2023 13:42:02 GMT+0300 (Moscow Standard Time)