Запуск собственной курьерской службы: кейс SUNLIGHT 

  1. Задача
    быстрый рост числа заказов требовал более тщательного контроля за качеством “последней мили”
  2. Решение
    создание собственной курьерской службы и автоматизация доставки
  3. Результаты
    повышение точности и эффективности доставки заказов, снижения затрат на логистические процессы, а также рост уровня удовлетворенности клиентов на 4%
О партнёре
Ритейлер SUNLIGHT последовательно развивает цифровое направление бизнеса с целью улучшения клиентского опыта. Ежемесячно SUNLIGHT получает около 600 000 заказов через сайт и мобильное приложение. Чтобы доставить покупки до получателей, компания использует транспортных партнеров. Клиенты могут получить свой заказ дома или забрать его самостоятельно в ближайшем к ним магазине.
Запуск собственной доставки 

Благодаря развитию продаж в e-commerce сегменте уже 30% клиентов SUNLIGHT покупают украшения только онлайн. Планомерный рост числа онлайн-покупателей привел к повышенному вниманию к доставке, по качеству и удобству которой 71% покупателей выбирают интернет-магазин. 

Понимая это, в компании решили развивать собственную службу курьерской доставки на важном для себя рынке - Москве и Московской области. При этом, большой объем заказов не позволял полностью отказываться от услуг транспортных подрядчиков, поэтому собственную доставку было решено развивать параллельно. 

Собственная курьерская служба позволяет компании гибко управлять ресурсами и влиять на стоимость конечной доставки. Это относится как к глобальным вопросам вроде выбора логистической стратегии, так и к мелочам - например, в выборе сотового оператора для SIM-карт курьеров. 

Еще одним фактором для принятия решения об организации собственной доставки стало то, что в SUNLIGHT решили запустить доставку день-в-день - каждый покупатель, который сделал заказ через сайт или приложение до 15 часов, получает его в тот же день. Доставка день-в-день - одна из самых дорогих услуг на логистическом рынке, тогда как при организации собственной курьерской службы можно сэкономить и снизить затраты.

Чем меньше интервал доставки, тем выше ее стоимость: компании придется задействовать больше курьеров и оптимизировать имеющиеся маршруты. Кроме того, необходимо выстроить правильную работу со складом, чтобы вовремя успевать собирать все заказы
Автоматизация планирования маршрутов
Важным этапом организации доставки любого масштаба является процесс планирования маршрутов. Бизнесу нужно учесть ряд важных параметров: интервалы доставки, сервисное время, работу водителей и транспорта, а также общую систему приоритетов для бизнеса. Подробнее об этих параметрах мы рассказываем в нашем блоге на VC. С каждым новым параметром, который приходится учитывать, сложность задачи возрастает. 

Так, в SUNLIGHT особое внимание уделяют сервисному времени, то есть времени, которое курьер проводит у одного клиента. Оно состоит из двух частей - время на адрес (парковка и выезд) и время на заказ (сдача-прием заказа). Этот показатель меняется в зависимости от типа бизнеса. Например, для доставки крупногабаритной мебели потребуется заложить несколько часов, а для передачи документов будет достаточно нескольких минут. 

Клиенты SUNLIGHT во время получения заказа тратят время при примерке украшения. Этот показатель варьируется в зависимости от предпочтений каждого клиента. Средний отраслевой стандарт для заказов, которые требуют примерки (украшения, одежда), составляет до 20 минут на одного человека. 

Чтобы учитывать этот и другие важные параметры при разработке собственной курьерской службы в SUNLIGHT решили автоматизировать работу с планированием маршрутов для курьеров с помощью решений Яндекс.Маршрутизации. 

Яндекс.Маршрутизация не только учитывает множество различных параметров, но и влияет на плотность получаемых маршрутов. Например, один курьер в среднем успевает обслужить до 20 клиентов на маршруте. Автоматизация помогает уплотнить маршруты и сделать не 20, а 25 заказов на одного курьера. 

Это значит, что для доставки того же объема заказов потребуется меньшее количество машин - эта разница и будет прямым экономическим эффектом от автоматизации. При этом, к результату нужно добавлять еще и улучшение качества сервиса, которое каждый считает по своему - для кого-то это отсутствие негатива из-за опоздания, а для кого-то это повторные продажи. 

Автоматизация сборки и коммуникации с курьерами
Помимо автоматизации процесса планирования, Яндекс.Маршрутизация позволяет повысить скорость комплектации заказов на складе, без которой вся оптимизация работы курьеров теряет значение. Если сборщики не будут успевать собирать заказы вовремя, то курьерам просто будет нечего доставлять.

При этом, сборка в SUNLIGHT - это достаточно длительный процесс, который занимает до 10 минут. Сотрудник ищет нужное ювелирное изделие, упаковывает его в фирменную красную коробку с бантом, и вместе с подарком-бонусом складывает заказ в пакет. 

С помощью Яндекс.Маршрутизации в SUNLIGHT внедрили волновое планирование, которое получает данные от системы автоматического построения маршрутов. Так, подтвержденные заказы по мере поступления обрабатываются алгоритмом планирования и отправляются на склад. Такой способ планирования помогает избежать перегрузки склада и оперативно доставлять покупки даже в условиях резкого роста числа заказов. Кроме того, волновое планирование позволяет расширять временное окно приема заказов - время, до которого можно принять сами заказы. 

Кроме того, благодаря гибкости алгоритмов Яндекс.Маршрутизации, в компании интегрировали ее в собственное мобильное приложение. В приложении комплектовщики проходят авторизацию перед сменой, подтверждают заказы и ищут нужные товары. В нем же загружаются маршрутные листы, с которыми сотрудники курьерской службы ездят по адресам. С помощью приложения курьеры отмечают доставки, делают переносы и звонят клиентам. 
Итоги внедрения Яндекс.Маршрутизации
В результате организации собственной службы курьерской доставки с помощью технологий Яндекс.Маршрутизации в компании достигли:
  1. Повышения точности и эффективности доставки заказов
  2. Снижения затрат на логистические процессы
  3. Рост уровня удовлетворенности клиентов на 4%
Бесплатный доступ к сервису
Познакомьтесь со всеми возможностями логистической
платформы и получите помощь в настройке
Mon Aug 14 2023 13:43:07 GMT+0300 (Moscow Standard Time)