Утконос ОНЛАЙН: Как доставлять больше при тех же ресурсах.

  1. Задача
    Сгладить пиковые периоды спроса и оптимизировать загрузку машин. 
  2. Решение
    Маршрутизировать заказы непосредственно во время оформления на сайте, обеспечивая гибкие клиентские интервалы. 
  3. Результаты
    Использование алгоритмов позволило высвобождать до 15% ресурсов и гибко регулировать доступные слоты доставки для посетителей сайта, тем самым увеличив число покупателей.
Зона хранения всех  типов температурного товара, включая FRESH и ULTRAFRESH на фулфилмент-центре «Мосрентген»
О компании
Онлайн-магазин Утконос ОНЛАЙН почти 20 лет работает на рынке e-grocery. В его собственности два больших фулфилмент-центра с различными температурными режимами хранения, два фулфилмент-центра в формате «МИНИ», автопарк из 650 автомобилей с контролем температурного режима и более чем 5000 сотрудников.
Шаг первый. Анализ исходной схемы оформления заказов

Изначально схема доставки в Утконос ОНЛАЙН работала следующим образом: покупатель оформлял заказ на сайте и выбирал удобный для него временной промежуток, в который затем осуществлялась доставка. Система онлайн-магазина проверяла количество заказов, уже принятых на этот промежуток — если они достигали заданного лимита, то этот интервал закрывался и уже не отображался следующему покупателю.

В результате в некоторых районах популярные утренние и вечерние интервалы заполнялись довольно быстро. При этом не учитывалась нагрузка в соседних районах, где могли еще оставаться свободные ресурсы для доставки. Возникала неравномерная загрузка машин, менее плотные маршруты и, как следствие, более высокая стоимость доставки. 

Для того, чтобы обеспечить эффективное использование транспорта и дать возможность большему количеству покупателей оформить заказ, было решено выстроить сквозной процесс планирования доставки: от момента оформления заказа на сайте до его конечного формирования на складе.
Припаркованный парк электророхлей и товарный запас в хранении
Шаг второй. TMS — участник процесса оформления заказа
Утконос ОНЛАЙН решил сделать внутреннюю систему управления грузоперевозками (Transport Management System — TMS) полноценным участником процесса оформления заказа. Зная набор корзины пользователя, система может оцифровывать ее с точки зрения габаритов, стараясь разместить новый заказ в уже существующие маршруты. 

Выглядит это следующим образом: после того как покупатель перешел к оформлению доставки, TMS анализирует заказ с точки зрения его габаритов и адреса доставки. После этого она ищет подходящие временные интервалы в существующих маршрутах, куда можно было бы разместить этот заказ, и отображает их пользователю. Если подходящего маршрута нет, то при наличии свободных машин TMS создает новый маршрут.
TMS автоматически подбирает покупателю подходящий для его заказа временной интервал
Внутренняя TMS позволила Утконос ОНЛАЙН гибче подходить к отображению доступности того или иного времени. В зависимости от нескольких факторов один и тот же интервал может показываться одним покупателям, но скрываться от других.

Во-первых, TMS анализирует адрес доставки. Исходя из него система определяет возможность встраивания заказа в уже существующий маршрут. Когда подходящих маршрутов и свободных ресурсов на создание новых маршрутов нет, то TMS предлагает покупателю выбрать альтернативное время доставки на следующий день или позже. 

Во-вторых, система учитывает габариты заказа. Каждый покупатель совершает покупки разных объемов — поэтому чей-то заказ может поместиться в машину, загруженную на 96%, а для кого-то потребуется автомобиль, занятый не более чем на 80%.

В результате, TMS самостоятельно регулирует процесс распределения заказов и выбора временных интервалов. Для покупателей, чьи покупки не вписываются в текущие маршруты из-за габаритов или адреса, система предлагает альтернативное время доставки.
Шаг третий. Интеграция TMS c

 

Яндекс.Маршрутизацией
Внутренняя TMS занимается первичным распределением заказов по маршрутам. Затем предварительные данные с определенной периодичностью отправляются на сервер Яндекс.Маршрутизации, основная задача которой — сделать маршруты максимально плотными и высвободить часть ресурсов для обслуживания новых заказов.

Алгоритм маршрутизации может менять заказы местами, перераспределять их в другие, более подходящие машины. Единственное, что остается неизменным — время доставки, которое выбрал клиент — оно не должно меняться ни при каких условиях.

Так, например, из 18 машин, которые предварительно наполнила заказами TMS, по итогам обработки алгоритмами маршрутизации получается 15-16 машин. Высвободившиеся в результате такого планирования машины снова становятся доступными для наполнения заказами.

Такие итерации происходят несколько раз в день. Это позволяет по максимуму задействовать каждую машину, и при этом иметь возможность принимать дополнительные заказы.
Итоги внедрения новой схемы маршрутизации:
+15%
свободных ресурсов
-70%
время планирования
+20%
доступных клиентских интервалов
  1. Динамическое отображение доступных интервалов позволило более гибко подходить к оформлению каждого заказа, примеряя его к уже построенным маршрутам. 
  2. Автоматическое планирование с помощью алгоритмов маршрутизации позволило высвободить до 15% ресурсов, повысив утилизацию автопарка.
  3. Время на построение маршрутов сократилось более чем в три раза, высвободив время логистов на решение других бизнес-задач и повышение эффективности доставки.
  4. Использование TMS и динамической маршрутизации позволило запустить экспресс-доставку от двух часов со складов формата МИНИ
В Утконос ОНЛАЙН внедрили двухступенчатое планирование в пилотном режиме на базе двух фулфилмент-центров формата МИНИ : «Мосрентген» и «Волковский». Запущенный в середине октября фулфилмент-центр «Кубинка» в Санкт-Петербурге также использует TMS для динамической маршрутизации заказов. В дальнейшем в компании планируют масштабирование этой системы и на новых объектах.

Бесплатный доступ к сервису
Познакомьтесь со всеми возможностями логистической платформы и получите помощь в настройке
Mon Aug 14 2023 13:43:40 GMT+0300 (Moscow Standard Time)