Точность доставки в 95%: как Яндекс Маркет организовал собственную доставку

  1. Задача
    Быстрый рост числа заказов требовал более тщательного контроля за качеством «последней мили»
  2. Решение
    Создание собственной курьерской платформы и автоматизация доставки
  3. Результаты
    Точность попадания в клиентский интервал достигла 95%, а проект собственной доставки был масштабирован в нескольких новых городах: Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Нижнем Новгороде
О Яндекс Маркете
Яндекс Маркет — это сервис для выбора и покупки товаров. В день только по Москве Маркет доставляет несколько тысяч заказов. При этом, из-за широкого ассортимента товарных категорий, при доставке необходимо учитывать совместимость грузов между собой, их размеры и вес.
Качество доставки = репутация

Первоначально доставка заказов для клиентов Маркета осуществлялась только с помощью партнеров — транспортных компаний и курьерских служб. Когда объемы начали стремительно расти, в маркетплейсе поняли, что хотят полностью контролировать сервис на всех этапах работы с клиентом, в том числе на «последней миле».

«Последняя миля» — это тот этап доставки, который видит клиент и который напрямую влияет на его удовлетворенность сервисом. Он заключается в нескольких параметрах, включая точность и своевременность доставки. Контроль этого этапа дает компании уверенность в том, что клиент останется доволен доставкой и вернется за новыми покупками.

В 2019 году в Маркете занялись организацией собственной курьерской платформы. Сегодня она представляет собой специализированный софт, который помогает снижать транзакционные издержки в работе с курьерами. Он распределяет заказы между ними, напоминает курьеру о необходимости звонка клиенту и выстраивает точный маршрут до подъезда.

Для курьера платформа — это приложение на телефоне, для клиента — карта в приложении Яндекс Маркета, где местоположение курьера указано в режиме реального времени. Учитывая плановый рост объемов, в маркетплейсе изначально сделали ставку на автоматизацию всех процессов: от маршрутизации поступающих заказов до напоминаний курьерам о необходимости позвонить клиенту и предупредить его о доставке. Для того, чтобы это сделать, Яндекс Маркету пришлось решить три важные задачи.

Первая задача. Быстрое планирование маршрутов
Количество заказов Яндекс Маркета только по Москве достигает нескольких тысяч в день. Планировать такой объем вручную — практически нереальная задача. Поэтому в компании изначально задумались о выборе системы автоматического планирования маршрутов доставки. Такие объемы заказов создают сложность при выборе логистической платформы — многие могут обработать их только за несколько часов. В компании сделали выбор в пользу Яндекс Маршрутизации, так как ее алгоритмы могут решать задачи большого объема за 20-30 минут. 

Тот факт, что Яндекс Маршрутизация способна быстро рассчитать маршруты для большого количества точек, дает возможность сделать пристрелочные планирования с подбором оптимальной стратегии и выбрать наиболее подходящий вариант. Например, существует стратегия равномерного разделения заказов между курьерами, когда нагрузка распределяется одинаково. Другой сценарий предполагает составление максимально плотных маршрутов для курьеров — в этом случае ресурс каждого из них используется по максимуму.
Чаще всего в Яндекс.Маркете стараются найти баланс между использованием ресурсов и стоимостью получившегося решения

У каждого решения есть итоговые метрики, которые можно сравнивать между собой. Например, общий километраж всех маршрутов и расстояние по каждому курьеру, время в пути и время простоя, время начала и завершения маршрута, необходимое число курьеров. Сравнивая получившиеся метрики, в Яндекс Маркете выбирают одну из стратегий и приступают к финальному планированию.

Вторая задача. Учет необходимых параметров доставки
При организации клиентской доставки в Яндекс Маркете должны учитывать много параметров, важных как для бизнеса, так и для покупателя. Временные окна, вес и габариты товаров, вместимость машин, совместимость товаров между собой — все эти требования приводят к взрывному росту сложности задачи. 

С этой задачей, трудной для человека, также справляется автоматическое решение. У каждого набора маршрутов есть общий пробег, время, число опозданий, стоимость использованных автомобилей и прочие параметры, которые можно в итоге свести к общей стоимости решения. А дальше алгоритм при поиске решений будет минимизировать общую стоимость.

Решение задачи также требует учета огромного объема информации. Планирование вручную вынуждает сильно упрощать вводные данные и приводит к потере оптимального итогового результата. Например, только в Москве около 3 млн дорожных сегментов, и алгоритм способен использовать прогноз средней скорости для каждого сегмента на каждый 15-минутный интервал дня планирования.

Кроме того, сама задача является алгоритмически сложной, и не существует единственно верного ее решения. Алгоритм помогает приблизиться к оптимальному результату после сотен миллионов итераций перебора.
Масштабирование на регионы
Изначальный план Яндекс Маркета заключался в том, чтобы использовать собственную доставку не только в Москве, но и в других регионах. Поэтому систему проектировали таким образом, чтобы иметь возможность быстро нарастить объемы доставки в других регионах. Такое масштабирование стало возможным благодаря сочетанию технологий и методик подбора и обучения курьеров. Это позволяло довольно быстро наращивать объемы заказов, которые можно было поддержать качественной инфраструктурой. Например, в новом городе в начале недели через собственную курьерскую платформу могло обрабатываться 200 заказов, а к концу недели их количество было уже более двух тысяч. 

С одной стороны, имеющаяся платформа позволяет Яндекс Маркету тиражировать автоматическое планирование маршрутов на новые регионы без сложных доработок. А с другой, в компании могут быстро нарастить штат курьеров и обучить их внутренним стандартам качества доставки. 

В июле Яндекс Маркет запустил эксперимент с собственной доставкой в Ростове-на-Дону, где пока своими силами развозят до 1000 заказов в день. В Санкт-Петербурге курьерская платформа берёт на себя уже до 4 тысяч заказов в день. Первые доставки сделаны в Краснодаре и Нижнем Новгороде.
Итоги внедрения Яндекс.Маршрутизации
95%
точность соблюдения
интервалов доставки
20-30 мин
время планирования задачи большого объема
+4 города
доступнно для собственной доставки
В результате организации собственной службы курьерской доставки с помощью технологий Яндекс.Маршрутизации в компании достигли:
  1. 95% точности попадания в интервал, заявленный клиентом. То есть на каждые 100 доставок приходится не более пяти опозданий
  2. Быстрой масштабируемости. Систему доставки спроектировали таким образом, чтобы всегда можно было быстро нарастить объемы доставки благодаря единой методике и технологии
  3. Упрощенного запуска доставки в регионах. Платформа позволяет тиражировать автоматическое планирование маршрутов на новые регионы без дополнительных доработок
Wed May 22 2024 10:58:40 GMT+0300 (Moscow Standard Time)