Первоначально доставка заказов для клиентов Маркета осуществлялась только с помощью партнеров — транспортных компаний и курьерских служб. Когда объемы начали стремительно расти, в маркетплейсе поняли, что хотят полностью контролировать сервис на всех этапах работы с клиентом, в том числе на «последней миле».
В 2019 году в Маркете занялись организацией собственной курьерской платформы. Сегодня она представляет собой специализированный софт, который помогает снижать транзакционные издержки в работе с курьерами. Он распределяет заказы между ними, напоминает курьеру о необходимости звонка клиенту и выстраивает точный маршрут до подъезда.
Для курьера платформа — это приложение на телефоне, для клиента — карта в приложении Яндекс Маркета, где местоположение курьера указано в режиме реального времени. Учитывая плановый рост объемов, в маркетплейсе изначально сделали ставку на автоматизацию всех процессов: от маршрутизации поступающих заказов до напоминаний курьерам о необходимости позвонить клиенту и предупредить его о доставке. Для того, чтобы это сделать, Яндекс Маркету пришлось решить три важные задачи.
У каждого решения есть итоговые метрики, которые можно сравнивать между собой. Например, общий километраж всех маршрутов и расстояние по каждому курьеру, время в пути и время простоя, время начала и завершения маршрута, необходимое число курьеров. Сравнивая получившиеся метрики, в Яндекс Маркете выбирают одну из стратегий и приступают к финальному планированию.