Инструкция по заполнению Excel
- Общее описание
- Лист Orders
- Лист Vehicles
- Основная информация о курьере или автомобиле
- Характеристики курьера или автомобиля
- Привязка к складам
- Ограничения по времени
- Распределение по зонам и совместимость
- Стоимость и выплаты
- Ограничения для пеших курьеров или частей маршрута
- Сцепки
- Прочие характеристики курьеров или автомобилей
- Смены
- Перерывы для отдыха
- Лист Depot или Depots
- Лист Incompatible_order_types
- Лист Location_groups
- Лист Options
- Лист Routes
Общее описание
Пример заполненного файла Excel содержится тут. Допустимые форматы для загрузки: xls, xlsx, xlsm.
Для корректной загрузки данных для маршрутизации книга Excel должна обязательно содержать следующие листы:
-
Orders
— информация о заказах; -
Vehicles
— информация о машинах/курьерах; -
Depot
либоDepots
— информация о точке склада/о множестве складов.
Опционально книга Excel может содержать следующие листы:
-
Incompatible_order_types
— информация о несовместимых типах заказов; -
Location_groups
— настройки групп заказов; -
Options
— опции маршрутизации; -
Routes
— данные о предопределенных маршрутах (маршруты логиста или маршруты прошлого планирования, которые надо сохранить в текущем планировании).
Книга Excel также может содержать листы с другими наименованиями и дополнительной информацией для пользователя — на загрузке данных это не отражается.
Для корректной загрузки заголовок таблицы на листе (первые несколько строк с названием поля и техническим наименованием атрибута) должен оставаться неизменным. При этом допускается удаление необязательных столбцов (добавление других столбцов с зарезервированными наименованиями), при условии, что не будет возникать пустых столбцов между столбцами с данными.
Примечание
Порядок следования столбцов на листах Excel не важен.
Лист Orders
На этом листе содержится информация о заказах. Строго говоря, каждая строка на данном листе — это не заказ, а пункт (location). Поэтому:
-
если выполняется простая доставка из точки склада, то каждая строка соответствует заказу;
-
если выполняется доставка из точки А в точку B, то этот заказ будет разбит на 2 строки, одна из которых будет соответствовать пункту получения (pickup), а вторая — пункту доставки (delivery);
-
если точка старта или завершения маршрута отличается от точки склада — такая точка будет заведена на листе отдельной строкой.
Примечание
Для листа Orders достаточно заполнить следующий минимум полей (если выполняется доставка со склада):
-
номер заказа;
-
координаты и/или адрес заказа;
-
временное окно заказа;
-
объемно-весовые характеристики заказа (вес и/или объем и/или количество грузовых мест).
В остальных полях можно оставить значения по умолчанию (или оставить их пустыми) — этого будет достаточно для первого запуска задачи на маршрутизацию.
Описание допустимых полей на листе Orders приведено ниже.
Основная информация о заказе
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Номер заказа; дополнительный номер заказа |
|
Рекомендуется указывать номер заказа в |
Да (одно из полей) |
Широта; долгота |
|
Координаты точки заказа: широта ( |
Нет, если указывается адрес заказа (при загрузке через интерфейс можно геокодировать адрес) |
Наименование клиента; краткое описание точки заказа; адрес клиента; комментарий к заказу |
|
Информационные поля, которые потом отображаются в интерфейсе планирования. Подробнее |
Нет (но если координаты заказа не заполнены, то адрес указывать обязательно) |
Телефон клиента |
|
Используется только при экспорте результатов планирования в Мониторинг. |
Нет |
Тип точки |
|
Необходимо заполнить для корректной маршрутизации (формально поле необязательно) |
|
Штраф за недоставку |
|
Рекомендуется оставить значение по умолчанию 1 000 000 или пустым (в этом случае будет использовано значение по умолчанию). Подробнее |
Необходимо заполнить для корректной маршрутизации (формально поле необязательно) |
Характеристики заказа
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Вес (брутто), кг; количество занимаемых мест; габариты, м (ширина, глубина, высота) |
|
Объемно-весовые характеристики заказа. Подробнее |
Необходимо заполнить для корректной маршрутизации (формально поле необязательно) |
Объем заказа, кубометры |
|
Объем заказа в кубометрах. Подробнее |
Нет |
Пользовательские единицы измерения: название; количество единиц |
|
Пользовательские единицы измерения для заказа. Подробнее |
Нет |
Тип груза |
|
Возможные значения: |
Нет |
Ориентация |
|
Возможные значения: |
Нет |
Окна доставки
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Временное окно |
|
Если временное окно относительно (то есть в формате 10:00 – 18:00), то важно учитывать сдвиг этого временного окна относительно даты планирования (которая указывается при запуске задачи на маршрутизацию). Подробнее тут и тут |
Да (если не указаны time_windows) |
Несколько временных окон |
|
Используйте, если окно «разорвано» в течение дня или окна отличаются в разные дни. Нельзя использовать вместе с |
Да (если не указано time_window) |
Признак жесткого временного окна, TRUE/FALSE |
|
TRUE — временное окно не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах. FALSE — временное окно может быть нарушено (если это повлияет на более оптимальное использование ресурсов). Поле можно оставить пустым — тогда будет считаться, что временное окно мягкое (то есть его можно нарушить). Подробнее
Обратите внимание: поля |
Нет |
Жесткое временное окно |
|
Если основное окно работы склада является мягким, вокруг него можно задать жесткое временное окно. Подробнее
Обратите внимание: поля |
Нет |
Штрафы: за минуту нарушения окна доставки; за факт нарушения окна доставки; за факт ранней доставки; за каждую минуту ранней доставки; за факт опоздания; за каждую минуту опоздания |
|
Штрафы за нарушение временного окна заказа. Рекомендуется оставить значения по умолчанию ( |
Необходимо заполнить для корректной маршрутизации (формально поле необязательно) |
Ограничения по времени
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Время доставки pickup на склад |
|
Время, до которого pickup-заказ без явно указанного места доставки должен быть доставлен до любого склада. Подробнее |
Нет |
Штрафы: за факт нарушения времени доставки pickup на склад; за каждую минуту нарушения времени доставки pickup на склад |
|
Штрафы за позднюю доставку заказа на склад. Рекомендуется оставить значения по умолчанию ( |
Нет |
Время готовности заказа на складе |
|
Время, когда заказ готов к выдаче на складе. Подробнее |
Нет |
Крайнее время получения заказа на складе |
|
Время, до которого заказ необходимо забрать со склада. Подробнее |
Нет |
Ограничение времени пребывания заказа в автомобиле |
|
Мягкое и жесткое ограничение времени пребывания заказа в автомобиле. Подробнее |
Нет |
Штрафы: за факт нарушения времени пребывания заказа в автомобиле; за каждую минуту нарушения времени пребывания заказа в автомобиле |
|
Штрафы за нарушение мягкого ограничения времени пребывания заказа в автомобиле. Подробнее |
Нет |
Сервисное время
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Время перегрузки заказа в кросс-доке, сек |
|
Указывается для заказов, которые доставляются через кросс-докинг. Подробнее |
Нет |
Время загрузки заказа на складе |
|
Для заказов с типом delivery — это время погрузки заказа на складе. Подробнее |
Нет |
Время, которое курьер тратит на парковку автомобиля, сек |
|
Указывается, если курьер паркует автомобиль и затем разносит пешком несколько близлежащих заказов. Подробнее |
Нет |
Время обслуживания на адрес, сек; время обслуживания на заказ, сек |
|
Время, которое машина/курьер проведет на точке заказа (в секундах). Подробнее тут и тут |
Необходимо заполнить для корректной маршрутизации (формально поле необязательно) |
Объединение и разделение заказов
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Возможность объединения в мультизаказ, TRUE/FALSE |
|
По умолчанию — TRUE (заказ можно объединять в мультизаказ). Подробнее тут и тут |
Нет |
Деление заказа на части |
|
Если FALSE (по умолчанию) — заказ можно доставлять только целиком. Если TRUE — заказ можно доставлять частями. Подробнее |
Нет |
Максимальное количество делимых частей |
|
Максимальное количество частей, на которые можно разделить заказ. Подробнее |
Нет |
Делитель, пропорция; делитель, кг; делитель, место; делитель, куб.м |
|
Задает размер минимальной отделенной части в долях, килограммах, грузовых единицах, кубических метрах. Подробнее |
Нет |
Заполнять машину целиком |
|
Если TRUE — отделяемая от заказа часть должна занимать весь автомобиль. По умолчанию — FALSE. Подробнее |
Нет |
Фиксированный штраф за недоставку части заказа; штраф, пропорциональный доле недоставленной части заказа |
|
Если заказ делится на части, можно указывать фиксированную часть штрафа и переменную, которая зависит от размера (доли) нераспределенной части заказа. Подробнее |
Необходимо заполнить для корректной маршрутизации (формально поле необязательно) |
Привязка заказа к складу или другим точкам
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Привязка к складу |
|
Склады, с которых можно забрать заказ. Для одного заказа может быть указано несколько складов через запятую. Подробнее |
Нет |
Место назначения (для заказов с типом pickup) |
|
Используется только для сценариев, в которых есть pickup заказы. Поле заполняется только для заказов с типом pickup. В данном поле необходимо указать id связанного заказа c типом delivery. Важный момент — идентификатор, определенный в |
Нет |
Отвезти в любую из точек (для заказов с типом pickup) |
|
Используется только для сценариев, в которых есть pickup заказы. Поле заполняется только для заказов с типом pickup. В данном поле необходимо указать |
Нет |
Забрать из любой из указанных точек |
|
Указывается только для заказов с типом delivery. Используется в сценариях, когда груз для доставки можно забрать из любой точки на выбор. Подробнее |
Нет |
Обязательность доставки pickup на склад в текущем маршруте |
|
Если признак включен, то pickup-заказ должен быть доставлен на склад в текущем маршруте. Подробнее |
Нет |
Возможность доставлять заказ через кросс-док |
|
Может принимать одно из значений: allow (по умолчанию), deny, mandatory. Подробнее |
Нет |
Возможность оставить заказ в кросс-доке, TRUE/FALSE |
|
Может задаваться только для pickup-заказов. Если равен TRUE (по умолчанию), то заказ можно оставлять в кросс-доке, а если FALSE — только на обычном складе. Подробнее |
Нет |
Распределение и совместимость заказов
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Тип совместимости с другими заказами |
|
Параметры совместимости заказов между собой. Для одного заказа можно указать несколько значений load_types, значения указываются через запятую. |
Нет |
Необязательные требования к автомобилю: название тега; вес тега |
|
Теги для необязательных требований. Подробнее |
Нет |
Требования к автомобилю |
|
Параметры совместимости заказов и автомобилей. Для одного заказа можно указать несколько тегов, теги указываются через запятую. Тег представляет собой любую строку, которая понятным для пользователя образом идентифицируют необходимое свойство автомобиля/курьера. Для данного заказа может быть подобран только автомобиль, содержащий весь набор тегов, указанный на заказе. При указании тегов важен регистр символов. Подробнее |
Нет |
Прочие характеристики заказов
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Доступность локации для грузовика с прицепом |
|
По умолчанию — FALSE. Подробнее |
Нет |
Очередность приема и доставки |
|
По умолчанию — FALSE. Используется для пар заказов |
Нет |
Приоритет выполнения заказа |
|
Очередность выполнения заказа в рамках маршрута. Подробнее |
Нет |
Компании, которые могут наблюдать за заказом в Мониторинге |
|
id компаний перечисляются через запятую. Подробнее |
Нет |
Признак, действуют ли на заказ опции кучности маршрутов, TRUE/FALSE |
|
Возможность отключить для заказа опции кучности маршрутов. По умолчанию — TRUE (опции кучности действуют). Подробнее |
Нет |
Лист Vehicles
На данном листе содержится информация о доступных ресурсах (машинах или курьерах). Необязательно указывать конкретные транспортные средства / ФИО, можно указать абстрактные ресурсы, а назначением конкретных машин/курьеров на полученные маршруты заниматься уже отдельно и вне сервиса оптимального планирования маршрутов.
Важно корректно указать все имеющиеся ресурсы на момент планирования:
-
если это собственный транспорт (курьеры), то необходимо перечислить их с учетом плановой недоступности для выполнения маршрутов/времени рабочей смены;
-
если это наемный транспорт (курьеры) и их количество заранее неизвестно, то необходимо указать их в том количестве, в котором обычно привлекается для такого объема заказов. Если есть вариативность по типам, то для каждого типа необходимо указать максимальное количество привлекаемых машин. Например, используются наемные машины 1,5 т и 3 т. Каждый раз может привлекаться до 10 машин, но количество машин каждого типа заранее неизвестно. В этом случае можно указать 10 одинаковых строк для 1,5 т и 10 одинаковых строк для 3 т.
Примечание
Для листа Vehicles достаточно заполнить следующий минимум полей:
-
номер транспортного средства/курьера;
-
вместимость транспортного средства/курьера;
-
время работы.
В остальных полях можно оставить значения по умолчанию (или оставить их пустыми) — этого будет достаточно для первого запуска задачи на маршрутизацию.
Описание допустимых полей на листе Vehicles приведено ниже.
Основная информация о курьере или автомобиле
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Логин курьера; название или номер ТС |
|
Рекомендуется указывать номер машины/курьера в |
Да (одно из полей) |
Номер GPS-трекера |
|
Номер GPS-трекера транспортного средства. Используется только для сценария экспорта результатов планирования в Мониторинге. Подробнее |
Нет |
Максимальное число рейсов |
|
Максимальное количество рейсов, которое может быть выполнено за все указанные смены. По умолчанию 1. Под рейсом в алгоритме подразумевается выезд со склада (depot) и развоз заказов до возврата на склад (при этом, если осуществляется возврат на точку, которая имеет координаты, равные координатам склада, то это не засчитывается за рейс). Подробнее |
Нет |
Телефон курьера |
|
Телефон используется для связи с курьером в Мониторинге. Подробнее |
Нет |
Способ передвижения |
|
Заполняется только если ТС/курьеры имеют разный способ передвижения (например автомобиль и общественный транспорт). Если способ передвижения у всех одинаковый, то заполнять данное поле нет необходимости: при запуске задачи на маршрутизацию можно выбрать способ передвижения, который будет использоваться для всех. Подробнее |
Нет |
Характеристики курьера или автомобиля
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Грузоподъемность, кг; максимальная загрузка, % веса; количество доступных мест; максимальная загрузка, % мест; размер места для груза, м (ширина, глубина, высота); Максимальная загрузка, % объема |
|
Параметры вместимости машины/курьера. |
Необходимо заполнить для корректной маршрутизации (формально поле необязательно) |
Пользовательские единицы измерения вместимости: название; количество единиц |
|
Вместимость транспортного средства по пользовательской единице измерения. Подробнее |
Нет |
Характеристики ТС: ширина, высота, длина, максимальный вес в тоннах, максимальный вес в кг |
|
Характеристики ТС используются для определения возможности проезда ТС по дорогам с ограничениями. Подробнее |
Нет |
Минимальный вес заказа для автомобиля |
|
Минимальный суммарный вес, который автомобиль может доставлять в одну точку. Подробнее |
Нет |
Фиксированный штраф за нарушение минимального веса заказа; штраф за каждый кг нарушения минимального веса заказа |
|
Минимальный вес заказа для автомобиля — мягкое ограничение. Алгоритм учитывает штраф за факт нарушения минимального суммарного веса всех заказов в одной точке (по умолчанию 1000) и штраф за каждый недостающий килограмм в суммарном весе заказов, доставляемых в одну точку (по умолчанию 50). Подробнее |
Нет |
Привязка к складам
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Возможность посещения разных складов в одном маршруте |
|
FALSE — значение по умолчанию, курьер может посещать только тот склад, с которого начал маршрут. TRUE — курьер может посещать различные склады в одном маршруте. Подробнее |
Нет |
Возможность посещать кросс-доки |
|
Может принимать одно из значений: allow (по умолчанию), deny, mandatory. Подробнее |
Нет |
Склады, которые может посещать курьер |
|
Для одного курьера может быть указано несколько складов через запятую. Подробнее |
Нет |
Точка старта маршрута; заезд на склад после старта маршрута, TRUE/FALSE |
|
Параметры стартовой точки машин/курьеров до начала маршрута. По умолчанию все стартуют с точки склада. Можно указать другую стартовую точку, а также указать необходимость заезда на склад после выезда из стартовой точки. Подробнее |
Нет |
Возврат на склад в конце смены, TRUE/FALSE; точка завершения маршрута |
|
Параметры возврата машины/курьера после завершения маршрута (1. на склад, 2. в произвольную точку, 3. сначала на склад, потом в произвольную точку). По умолчанию |
Нет |
Склады для загрузки |
|
Склады, с которых курьер может начинать маршрут. Для одного курьера может быть указано несколько складов через запятую. Подробнее |
Нет |
Промежуточные склады |
|
Склады, которые может посещать курьер во время движения по маршруту для дозагрузки заказов delivery или выгрузки заказов pickup. Для одного курьера может быть указано несколько складов через запятую. Подробнее |
Нет |
Максимальное количество промежуточных складов |
|
Максимальное количество промежуточных складов, которое может посещать курьер на маршруте. Подробнее |
Нет |
Склады для завершения маршрута |
|
Склады, где курьер может завершать маршрут. Для одного курьера может быть указано несколько складов через запятую. Подробнее |
Нет |
Ограничения по времени
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Время погрузки, зависящее от автомобиля, сек |
|
Время, которое понадобится для загрузки сверх времени обслуживания самого склада. Подробнее |
Нет |
Время первого посещенного заказа |
|
Опционально в поле |
Нет |
Необходимость начать маршрут как можно раньше; штраф за среднее время приезда после начала временного окна |
|
Поля используются вместе и задают необходимость доставить все заказы как можно раньше. Подробнее |
Нет |
Распределение по зонам и совместимость
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Свойства ТС; несовместимые свойства ТС |
|
Параметры совместимости заказов и машин. Для одного ТС можно указать несколько тегов, теги указываются через запятую. Тег представляет собой любую строку, которая понятным для пользователя образом идентифицируют необходимое свойство машины/курьера. Для заказа может быть подобрана только машина, содержащая весь набор тегов, указанный на заказе. При указании тегов важен регистр символов. |
Нет |
Разрешенные геозоны |
|
Геозоны, в которых ТС/курьер может выполнять заказы. Подробнее |
Нет |
Запрещенные геозоны |
|
Геозоны, в которых ТС/курьер не может выполнять заказы. Подробнее |
Нет |
Опциональные геозоны |
|
Геозоны, за посещение которых ТС/курьеру начисляется бонус или штраф. Подробнее |
Нет |
Несовместимые геозоны |
|
Геозоны, которые не должны попадать в один рейс курьера. Подробнее |
Нет |
Стоимость и выплаты
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Стоимость использования ТС: за км пути; за посещение одного заказа; за час работы; за факт использования ТС; за 1 тонно-километр транспортной работы; за 1 рейс |
|
Стоимость использования ТС/курьера для алгоритма (это не тариф, это именно ориентир для алгоритма при выборе того или иного варианта маршрутизации). Стоимости |
Да |
Расчет стоимости использования ТС |
|
Арифметическое выражение для расчета стоимости маршрута для компании. Задается для маршрута в целом или отдельно для маршрута, смены и рейса. Подробнее |
Нет |
Расчет выплаты курьеру |
|
Арифметическое выражение для расчета суммы выплату курьеру за выполненный маршрут. Задается для маршрута в целом или отдельно для маршрута, смены и рейса. Подробнее |
Нет |
Ограничения для пеших курьеров или частей маршрута
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Максимальное количество юнитов, которое может унести курьер при выполнении пешей части маршрута |
|
Используется в сценариях доставки с парковкой автомобиля перед пешей частью маршрута. Подробнее |
Нет |
Стоимость доставки при выполнении пешей части маршрута |
|
Используется в сценариях доставки с парковкой автомобиля перед пешей частью маршрута. Подробнее |
Нет |
Максимально допустимое расстояние между двумя точками внутри пеших частей маршрута и штраф за нарушение ограничения |
|
Используется в сценариях доставки с парковкой автомобиля перед пешей частью маршрута. Подробнее |
Нет |
Максимально допустимое расстояние, которое можно пройти в рамках одной парковочной сессии, и штраф за нарушение ограничения |
|
Используется в сценариях доставки с парковкой автомобиля перед пешей частью маршрута. Подробнее |
Нет |
Максимально допустимая длительность одной парковочной сессии и штраф за нарушение ограничения |
|
Используется в сценариях доставки с парковкой автомобиля перед пешей частью маршрута. Подробнее |
Нет |
Сцепки
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Вместимость прицепа, кг |
|
Вместимость прицепа в килограммах. Подробнее |
Нет |
Вместимость прицепа, кол-во мест |
|
Вместимость прицепа в единицах. Подробнее |
Нет |
Максимальная разница в загрузке прицепа и грузовика, кол-во мест |
|
На сколько единиц товаров может быть в прицепе больше, чем в грузовике. Подробнее |
Нет |
Максимальная разница в загрузке прицепа и грузовика, кг |
|
На сколько килограмм загрузка прицепа может быть больше, чем загрузка грузовика. Подробнее |
Нет |
Фиксированная стоимость прицепа |
|
Фиксированная стоимость за использование прицепа. Подробнее |
Нет |
Время отсоединения прицепа, сек |
|
Время отсоединения прицепа в секундах. Подробнее |
Нет |
Время присоединения прицепа, сек |
|
Время присоединения прицепа в секундах. Подробнее |
Нет |
Время перекатки, сек |
|
Фиксированное время перекатки груза из прицепа в грузовик в секундах. Подробнее |
Нет |
Прочие характеристики курьеров или автомобилей
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Необходимость оставить запланированный маршрут без изменений |
|
Необходимость оставить без изменений маршрут из planned_route. По умолчанию — FALSE. Подробнее |
Нет |
Коэффициент сервисного времени |
|
Коэффициент ускорения/замедления ТС/курьеров относительно сервисного времени. Рекомендуется не использовать на начальных запусках маршрутизации, а по мере получения определенного опыта использования сервиса. Подробнее |
Нет |
Коэффициент скорости передвижения |
|
Коэффициент ускорения/замедления ТС/курьеров относительно рассчитанной скорости по статистике. Рекомендуется не использовать на начальных запусках маршрутизации, а по мере получения определенного опыта использования сервиса. Подробнее |
Нет |
Смены
Для одного транспортного средства/курьера может быть указано несколько смен. Все они заполняются в одну строку по следующему принципу – сначала указывается группа полей с префиксом shifts.0
, затем shifts.1
, shifts.2
и так далее. Данный номер служит идентификатором смены для сервиса планирования маршрутов.
Примечание
Как минимум одна смена должна быть обязательно определена.
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Время начала и конца смены; жесткое временное окно смены |
|
Время доступности водителей для планирования маршрутов. Если машины/курьеры обычно работают, например, с 9 до 17 (но небольшие переработки иногда случаются), то лучше сразу указать доступное время работы, например, с 9 до 17:30). При простановке временного окна смены важно учитывать время в начале маршрута / время в конце маршрута, поскольку алгоритм считает, что это время входит во время работы машины/курьера. Также, если машина/курьер возвращается на склад, это время также учитывается во времени работы машины/курьера (и должно быть отражено в окне смены). Подробнее.
Обратите внимание: поля |
Да |
Жесткое временное окно, TRUE/FALSE |
|
TRUE — временное окно смены не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах. FALSE — временное окно смены может быть нарушено (если это повлияет на более оптимальное использование ресурсов). Поле можно оставить пустым, тогда будет считаться, что временное окно мягкое (то есть его можно нарушить). Подробнее.
Обратите внимание: поля |
Нет |
Максимальное число рейсов за смену |
|
Максимальное количество рейсов, которое может быть выполнено за смену. Подробнее |
Нет |
Время между сменами, сек |
|
Данное время имеет смысл ставить только в случае нескольких последовательных смен машины, даже с пересекающимися временными окнам (например, смена 1 — с 9 до 14 часов, смена 2 — с 13 до 18, то есть смена 1 может закончиться раньше 14, но точно не позже, также смена 2 — может начаться не раньше 13, но может и позже). Если необходимо задействовать обе смены при планировании маршрутов, то данный параметр добавляется дополнительно между двумя этими сменами. Подробнее |
Нет |
Штрафы: за минуту нарушения окна смены; за факт нарушения окна смены; за минуту раннего начала смены; за факт раннего начала смены; за минуту позднего завершения смены; за факт позднего завершения смены |
|
Штрафы за нарушение временного окна заказа. Рекомендуется оставить значения по умолчанию ( |
Нет |
Максимальная продолжительность смены, сек: мягкое ограничение, жесткое ограничение |
|
Рекомендуется не использовать на начальных запусках маршрутизации (оставить пустым). Подробнее |
Нет |
Минимальное количество остановок за смену; штраф за каждую недостающую остановку меньше минимального количества; штраф за факт недостижения минимального количества остановок |
|
Рекомендуется не использовать на начальных запусках маршрутизации (оставить пустым). В дальнейшем можно использовать для обязательного использования собственного транспорта. Подробнее |
Нет |
Максимальное количество остановок за смену; штраф за каждую дополнительную остановку сверх максимального количества; штраф за факт превышения максимального количества остановок |
|
Рекомендуется не использовать на начальных запусках маршрутизации (оставить пустым). В дальнейшем можно использовать для ограничения количества точек в маршруте: для большегрузных машин (если это нельзя ограничить другими средствами, например, сервисным временем на заказах); для установки практического ограничения количества точек на маршруте (если, например, проверено на практике, что маршрут больше определенного количества точек курьер не выполнит без нарушений из-за возникновения тех или иных непредвиденных обстоятельств). Подробнее |
Нет |
Максимальный пробег за смену, км; штраф за факт пробега больше максимального; штраф за каждый км пробега больше максимального |
|
Не используйте на начальных запусках маршрутизации (оставить пустым). В дальнейшем можно использовать для ограничения пробега машин/курьеров за смену. Подробнее |
Нет |
ID группы балансировки |
|
Рекомендуется не использовать на начальных запусках маршрутизации (оставить пустым).Если возникнет потребность получать более равномерные маршруты, то можно заполнить группы балансировки на листе Options и в данном поле указать идентификатор группы балансировки. Подробнее |
Нет |
Посещенные заказы |
|
В поле |
Нет |
Перерывы для отдыха
Для одного транспортного средства/курьера можно указать несколько перерывов. Они описываются в одной строке: сначала группа полей с префиксом rest_schedule.breaks.0
, затем с rest_schedule.breaks.1
, rest_schedule.breaks.2
и т. д.
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Длительность перерыва, сек |
|
Продолжительность перерыва (в секундах). Подробнее |
Нет |
Штраф: за факт начала перерыва раньше; за минуту начала перерыва раньше; за факт начала перерыва позже; за минуту начала перерыва позже |
|
Перерыв — мягкое ограничение: в некоторых случаях он может начинаться раньше или позже диапазона, определенного в поле |
Нет |
Время работы от начала маршрута |
|
Минимальная и максимальная продолжительность работы от начала маршрута. Учитывается время движения, ожидания и сервисное время на заказах и складах. Задается как диапазон времени в относительном формате. Подробнее |
Нет |
Время работы от последнего перерыва |
|
Минимальная и максимальная продолжительность работы от последнего перерыва (или от начала маршрута, если это первый перерыв). Учитывается время движения, ожидания и сервисное время на заказах и складах. Задается как диапазон времени в относительном формате. Подробнее |
Нет |
Время движения и ожидания от начала маршрута |
|
Минимальная и максимальная продолжительность движения и ожидания от начала маршрута. Сервисное время не учитывается. Задается как диапазон времени в относительном формате. Подробнее |
Нет |
Время движения и ожидания от предыдущего заказа |
|
Минимальная и максимальная продолжительность движения и ожидания от момента завершения предыдущего заказа. Сервисное время не учитывается. Задается как диапазон времени в относительном формате. Подробнее |
Нет |
Использовать специальное место отдыха |
|
Возможность отдохнуть в точке с типом |
Нет |
Лист Depot или Depots
На листе Depot содержится информация о складе, с которого будет производиться отгрузка. На данном листе заполняется только одна строка.
Если используется несколько складов, то необходим лист Depots, на котором указывается любое количество складов.
Как минимум одна строка склада обязательна для заполнения. Если машины/курьеры стартуют не со склада и не возвращаются на склад в конце маршрута (то есть нет никакой точки, к которой они были бы как-то привязаны), то в качестве склада можно указать координаты любой точки, например, координаты офиса или координаты центра города.
Depot и Depots — взаимоисключающие листы, допускается только один из них.
Примечание
Для листа Depot/Depots достаточно заполнить следующий минимум полей:
-
название склада (можно просто «Склад»);
-
координаты или адрес склада;
-
время работы склада (можно поставить максимально широко: 00:00-23:59 на текущие сутки планирования или 00:00-1.23:59 на текущие и следующие сутки планирования).
В остальных полях можно оставить значения по умолчанию (или оставить их пустыми) — этого будет достаточно для первого запуска задачи на маршрутизацию.
Описание допустимых полей на листах Depot/Depots приведено в таблице ниже.
Основная информация о складе
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Номер склада |
|
|
Да |
Дополнительный идентификатор склада; название склада; описание склада |
|
Числовой или строковый идентификатор склада, который будет отображаться в интерфейсе Планирования; название склада; описание склада. Подробнее |
Нет |
Широта; долгота |
|
Координаты точки склада: широта ( |
Нет, если указывается адрес склада (при загрузке через интерфейс можно геокодировать адрес) |
Адрес склада |
|
Адрес для геокодирования. Подробнее |
Нет (но если координаты склада не заполнены, то адрес указывать обязательно) |
Временные окна склада
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Время работы склада |
|
Если нет каких-то специальных требований ко времени возврата машин на склад / пропускной способности склада, то рекомендуется указывать максимально широкое время работы склада (например, 00:00-23:59 для планирования только в рамках одного дня или 00:00-1.23:59 в рамках 2-х суток). Подробнее |
Да (если не указаны |
Несколько временных окон |
|
Используйте, если окно «разорвано» в течение дня или окна отличаются в разные дни. Нельзя использовать вместе с |
Да (если не указано |
Жесткое временное окно работы склада |
|
Если основное окно работы склада является мягким, вокруг него можно задать жесткое временное окно. Подробнее.
Обратите внимание: поля |
Нет |
Жесткое временное окно, TRUE/FALSE |
|
TRUE — временное окно склада не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах. FALSE — временное окно склада может быть нарушено (если это повлияет на более оптимальное использование ресурсов). Поле можно оставить пустым, тогда будет считаться, что временное окно мягкое (то есть его можно нарушить). Подробнее.
Обратите внимание: поля |
Нет |
Временные окна (мягкие и жесткие) для загрузки, дозагрузки или разгрузки заказов на складе |
|
Для каждого типа окон может задаваться одно окно или массив окон. Если окно какого-то типа не задано, для соответствующей операции используется общее временное окно склада. Подробнее |
Нет |
Время перед началом каждого рейса до готовности заказа на складе, сек |
|
Указывается, если до готовности заказа необходимо выполнить предварительные операции на складе. Подробнее |
Нет |
Штрафы за нарушение окон склада: за минуту нарушения окна склада; за факт нарушения окна склада; за факт нарушения окна склада (раньше); за минуту нарушения окна склада (раньше); за факт нарушения окна склада (позже); за минуту нарушения окна склада (позже) |
|
Штрафы за нарушение временного окна заказа. Оставьте значения по умолчанию ( |
Нет |
Сервисное время на складе
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Время обслуживания в начале рейса, сек; время обслуживания в конце рейса, сек |
|
Необходимо заполнять с учетом временного окна смены. Например, если нужно заполнить только время, которое должно добавляться только между рейсами, то можно поступить следующим образом: 1. Использовать только |
Нет |
Время с момента разгрузки заказа на кросс-доке до последующей загрузки, сек |
|
Запас по времени при перегрузке через кросс-док: минимальный интервал времени, который должен пройти с момента разгрузки заказа на кросс-доке, прежде чем этот заказ можно будет забрать для доставки клиенту. Подробнее |
Нет |
Пропускная способность склада
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Пропускная способность по погрузке: кг/час; мест/час |
|
Для начальных запусков маршрутизации рекомендуется оставить эти поля пустыми. Прежде чем использовать параметры пропускной способности, рекомендуется использовать параметр |
Нет |
Пропускная способность по погрузке, автомобилей/час |
|
Позволяет учитывать количество свободных мест для загрузки или разгрузки на складе |
Нет |
Штрафы за нарушение пропускной способности по погрузке: фиксированный штраф; за каждый килограмм превышения пропускной способности; за каждое место, превышающее пропускную способность; за каждое превышение количества автомобилей, одновременно загружаемых или разгружаемых на складе |
|
Для начальных запусков маршрутизации рекомендуется оставить эти поля пустыми. Далее можно использовать значения по умолчанию ( |
Нет |
Пропускная способность по подготовке к погрузке, кг/час |
|
Задает максимальный вес, который можно подготовить к погрузке на складе за один час. Если максимальный вес зависит от времени, можно задавать разное значение параметра для временных окон. Подробнее |
Нет |
Пропускная способность по подготовке к погрузке, мест/час |
|
Задает максимальное количество грузовых единиц, которое можно подготовить к погрузке на складе за один час. Можно задавать разное значение параметра для временных окон. Подробнее |
Нет |
Штрафы за нарушение пропускной способности при подготовке к погрузке: фиксированный штраф; за каждый килограмм превышения пропускной способности; за каждое место, превышающее пропускную способность |
|
Для начальных запусков маршрутизации рекомендуется оставить эти поля пустыми. Далее можно использовать значения по умолчанию ( |
Нет |
Прочие настройки склада
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Гибкое время старта, TRUE/FALSE |
|
Если важно получать от сервиса требуемое время старта машины/курьера, то нужно использовать данный параметр. Если время работы курьера отсчитывается от времени начала смены, то включать данный параметр нет необходимости. Подробнее |
Нет |
Признак, действуют ли на склад опции кучности маршрутов, TRUE/FALSE |
|
Учет склада при построении кучных маршрутов. Подробнее |
Нет |
Лист Incompatible_order_types
На данном листе содержатся настройки несовместимых типов заказов. Если несовместимость заказов не используется (поле load_types), то данный лист можно не заполнять.
На данном листе всего 2 столбца: в столбце type необходимо указать одно значение load_types, а в столбце incompatible_load_types перечислить через запятую значения несовместимых с ним load_types. Каждую пару несовместимых load_types достаточно указать только один раз.
Например, если несовместимы типы 1, 2, 3 и 4, то достаточно указать такие строки:
type |
incompatible_load_types |
1 |
2,3,4 |
2 |
3,4 |
3 |
4 |
Лист Location_groups
На данном листе содержатся настройки групп заказов. Если группы заказов не используются (поле options.location_groups), то лист можно не заполнять.
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Название группы заказов |
|
Наименование группы. Не влияет на планирование, только для удобства использования нескольких групп |
Нет |
Идентификаторы заказов |
|
Список |
Да |
Неразрывная группа |
|
По умолчанию — FALSE. Значение TRUE указывает, что группа неразрывная: заказы в ней должны выполняться без других заказов между ними. Порядок заказов в группе не фиксируется. Подробнее |
Нет |
Неделимая группа |
|
По умолчанию — FALSE. Значение TRUE определяет, что группа неделимая: все ее заказы должны быть или выполнены, или (если невозможно доставить хотя бы один) сброшены в нераспределенные вместе. Подробнее |
Нет |
Лист Options
На данном листе содержатся опции маршрутизации. Опции заполняются в одну строку. Для первого запуска маршрутизации значения на данном листе можно не заполнять и оставить пустыми.
Описание допустимых полей на листе Options приведено в таблице ниже.
Для опозданий и нераспределенных заказов
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Максимально допустимая доля нераспределенных заказов |
|
По умолчанию — 100. Подробнее |
Нет |
Фиксированный штраф за нарушение максимально допустимой доли нераспределенных заказов; штраф за каждый лишний процент отношения суммарного штрафа за нераспределенные заказы к максимально возможному |
|
Штрафы назначаются только при использовании параметра |
Нет |
Штраф за недоставку пропорционален весу/объему заказов |
|
По умолчанию — FALSE. Значение TRUE рекомендуется применять в сценариях, когда у заказов существенно различается вес/объем и используются ТС разного тоннажа (при этом количество ТС такое, что для развоза всех заказов их утилизация должна быть высокой) |
Нет |
Штрафовать за сервис позднее временного окна |
|
По умолчанию — FALSE. Значение TRUE рекомендуется для увеличения попаданий сервисного времени в окна заказов. Подробнее |
Нет |
Для мультизаказов
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Объединять заказы в мультизаказы? |
|
Рекомендуется ставить TRUE — в большинстве случаев это ожидаемый сценарий. Подробнее |
Нет |
Признак объединения времени на обслуживание клиента в точке мультизаказа |
|
Если FALSE, то время |
Нет |
Штраф за каждый адрес мультизаказа, на который пришлось приезжать повторно; за каждый повторный приезд на адрес мультизаказа; за каждого курьера, который дополнительно посещает адрес мультизаказа |
|
Штрафы за повторные посещения точек мультизаказов. Подробнее |
Нет |
Для заказов, разделенных на части
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Максимальная доля разделенных заказов, % |
|
Ограничение максимальной доли заказов, которые могут быть разделены. Может принимать значение от 0 до 100 (по умолчанию 100). Подробнее |
Нет |
Штрафы: за нарушение максимальной доли разделенных заказов; за каждый лишний процент в доле разделенных заказов |
|
Штрафы назначаются только при использовании параметра |
Нет |
Для складов
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Погрузка по мере готовности |
|
Определяет сценарий погрузки заказов на складе. По умолчанию — FALSE, погрузка после готовности всех заказов. Если курьер должен начинать погрузку по мере готовности заказов, то указывается значение TRUE и определяется время готовности |
Нет |
Для прочих точек
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Координаты точки, для которой задается пропускная способность |
|
Рекомендуется не использовать на начальных запусках маршрутизации. Подробнее |
Нет |
Пропускная способность точки: кг/час; мест/час; автомобилей/час |
|
Рекомендуется не использовать на начальных запусках маршрутизации. Подробнее |
Нет |
Штраф за нарушение пропускной способности точки: фиксированный; за каждый килограмм превышения пропускной способности точки; за каждое место, превышающее пропускную способность точки; за каждое превышение количества автомобилей, одновременно загружаемых или разгружаемых в точке |
|
Для начальных запусков маршрутизации рекомендуется оставить эти поля пустыми. Далее можно использовать значения по умолчанию ( |
Нет |
Для курьеров и автомобилей
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Признак учета характеристик грузовых автомобилей по классам |
|
Если включено, то для расчета вместимости грузовых автомобилей используются спецификации 21 класса. По умолчанию — TRUE. Подробнее |
Нет |
Зафиксировать смены |
|
Используется при необходимости зафиксировать смены курьера, которые заданы в |
Нет |
Учет минимального количества остановок только для используемых курьеров |
|
Используется при необходимости оптимизировать количество автомобилей на маршруте и при наличии требования минимального количества остановок. По умолчанию — FALSE. Подробнее |
Нет |
Несовместимые геозоны |
|
Зоны, которые ТС или курьер не может посещать в одном рейсе. Подробнее |
Нет |
Способ передвижения, единый для всех курьеров |
|
Заполняется только если все ТС/курьеры используют одинаковый способ передвижения. Если способы передвижения различаются, задается аналогичный параметр отдельно для каждого ТС. Подробнее |
Нет |
Для маршрутов
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Идентификатор группы; штраф за отклонение от среднего по времени; штраф за отклонение от среднего по остановкам (заказам); штраф за отклонение от среднего по |
|
Рекомендуется оставить значения по умолчанию и не использовать на начальных запусках маршрутизации. Если возникнет необходимость получать более равномерные маршруты, то можно заполнить группы балансировки и для начала использовать значения по умолчанию. Затем можно постепенно менять эти настройки, исходя уже из получаемых результатов. Может быть указано несколько групп балансировки. Все они заполняются в одну строку по следующему принципу: сначала указывается группа полей с префиксом |
Нет |
Минимизация риска опозданий |
|
Рекомендуется оставить FALSE (это значение по умолчанию) и не использовать на начальных запусках маршрутизации. Подробнее |
Нет |
Глобальный фактор кучности маршрута |
|
Рекомендуется оставить 0 (это значение по умолчанию) и не использовать на начальных запусках маршрутизации. Диапазон значений: от 0 до 10. Чем больше значение, тем выше кучность маршрутов. Подробнее |
Нет |
Фактор близости местоположения заказов |
|
Рекомендуется оставить 0 (это значение по умолчанию) и не использовать на начальных запусках маршрутизации. Если возникнет потребность получать более сгруппированные маршруты, то данное значение можно постепенно повышать с небольшим шагом (например, 0.1). Если география точек по определению имеет большой разброс (например, город и область), то не рекомендуется использовать большие значения (больше 0,5). Подробнее |
Нет |
Прочие опции
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
Избегать платные дороги |
|
Если нет специальных требований по использованию платных дорог, то рекомендуется оставить FALSE (это значение по умолчанию) и не использовать на начальных запусках маршрутизации. Подробнее |
Нет |
Матричный роутер |
|
Определяет алгоритм, который используется для планирования маршрута. По умолчанию — |
Нет |
Дооптимизация последовательности |
|
По умолчанию — FALSE. Значение TRUE рекомендуется применять в сценариях, когда используется балансировка с большими штрафами или географическая группировка с большими значениями |
Нет |
Перезапуск задачи для оптимизации маршрутов |
|
Повторный запуск задачи планирования, если большое число заказов остались нераспределенными. По умолчанию — FALSE. Подробнее |
Нет |
Лист Routes
Данный лист заполняется в следующих ситуациях:
-
когда нужно учесть в планировании результаты предыдущего планирования (Подробнее см. Допланирование), данный лист повторяет ситуацию с допланированием, когда машины еще не выехали со склада;
-
когда необходимо смоделировать уже готовое планирование, например, планирование логиста, или рассчитать метрики такого планирования. Обратите внимание, что по умолчанию алгоритм будет оптимизировать последовательность развоза заказов, указанных для этого ID машины.
Если необходимо учесть порядок заказов, то используйте опцию vehicle.fixed_planned_route = true
(см. в разделе Запланированный маршрут). Тогда будет важен порядок строк — для этого ID машины будет считаться, что заказы развозятся в том порядке, в котором они перечислены: сверху вниз.
Группа полей Excel |
Атрибуты |
Комментарий к заполнению |
Обязательное поле |
ID машины |
|
Идентификатор машины/курьера, для которого определен набор назначенных заказов. |
Да (если используется лист Routes) |
Смена |
|
Номер смены, используемый в шаблоне Excel (0, 1, 2…) |
Да (если используется лист Routes) |
Номер заказа |
|
Идентификатор заказа, который был назначен на данную машину/курьеру. |
Да (если используется лист Routes) |
Время старта |
|
Заполняется только для первого заказа. Время старта, которое необходимо использовать для данного маршрута. Можно не заполнять, тогда время будет выбрано исходя из остальных параметров планирования. |
Нет |