Методические материалы

Права и обязанности школы и учителей в работе с ЦО

Общие принципы реализации электронного обучения описаны в таких законодательных документах, как:

  • Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»,
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
  • Национальный проект «Образование» и внутри него федеральный проект «Цифровая образовательная среда».

Три других нормативных документа регламентируют основные прикладные аспекты электронного обучения, их мы и рассмотрим подробнее:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
  • СанПиН.

Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации перечислены в статье 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Говоря о работе с электронными ресурсами, важно обратить внимание на следующие положения этого ФЗ:

  • Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
  • К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
    • разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
    • использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения.

Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации перечислены в статье 47 этого закона:

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

Федеральный закон об образовании наделяет учителей определёнными правами, главное из которых — свобода в определении содержания образования внутри выбранной программы. Каждый педагог организует процесс обучения детей исходя из своего опыта и предпочитаемых методик и составляет технологическую карту урока.

Компьютер и цифровые ресурсы — это просто один из инструментов, который можно использовать в учебном процессе, в зависимости от потребностей учителя и учащихся.

Яндекс.Учебник относится к электронным образовательным ресурсам по предметным областям.

Федеральный закон не разъясняет, как именно педагогам следует использовать в своей практике электронное обучение, не считая того, что в школе предлагается создать информационно-образовательную среду, включающую в себя электронные ресурсы по изучаемым предметам и информационные технологии на усмотрение школы.

Внимание.
Согласно Федеральному закону «Об образовании», каждая школа имеет право:
  • определять минимальную материально-техническую базу,
  • выбирать методические подходы и инструменты,
  • выбирать цифровые образовательные ресурсы.

Включение Яндекс.Учебника в образовательный процесс

1.1. Этапы начального периода: тестирование заданий и начало использования с учениками

Первый ваш шаг по работе с Яндекс.Учебником – познакомиться с сервисом, понять, как он устроен. Начните с материалов раздела «Помощь» на сайте.

Дальше рекомендуем создать по одному занятию в каждом предмете, и выдать их кому-то из коллег или родственников. Так вы сможете понаблюдать за их работой в Яндекс.Учебнике со стороны. Хорошо попробовать делать упражнения и самостоятельно, фиксируя все возникшие технические и методические вопросы.

Потом вы сможете удалить из журнала таких тестовых «учеников».

Даже если вы хорошо представляете свой класс и прекрасно ориентируетесь в компьютере, это хорошая практика.

Если вы планируете работать с Яндекс.Учебником в школе, то отведите время на привыкание учеников к компьютеру, на то, чтобы рассказать и показать, где какие кнопки, как они работают.

На следующем уроке можно решить с учениками первую подборку карточек. Пусть она будет небольшой, включите в неё интересные карточки.

Важно рассказать ученикам по три попытки, объяснить, что в случае неверного решения у них есть возможность попробовать ещё раз, что им нужно ещё раз внимательно перечитать задание и подумать.

Очень важно объяснить для ребёнка правила игры. Например, если ученик не понимает, как решить задание – он может его пропустить. Если ошибся во всех трёх попытках – не страшно, на ошибках учатся.

Необходимо объяснить, как и за что будут выставлять оценки по итогам работы ученика в Яндекс.Учебнике. Например: я выдаю задания, если хотите дополнительную оценку — можете решить.

Определите, какое время ребенок может работать в Яндекс.Учебнике, и если ребёнок не успел решить карточки за это время – ничего страшного.

В первое время может быть достаточно работать с сервисом 1 раз в неделю, выдавая упражнения на дом или в классе в зависимости от технических возможностей.

В первое время в подборки лучше включать меньше карточек. Пусть они будут простыми, задача первого периода – приучить ребёнка в процессе обучения работать с цифровым инструментом.

Когда ученики привыкли к использованию онлайн-сервиса, и вы определили оптимальный для вашего класса сценарий, можно перейти в режим регулярной работы с Яндекс.Учебником. Оптимально, если класс работает с сервисом 2-3 раза в неделю: 1 раз в классе и 1-2 раза дома.

Когда учитель использует Яндекс.Учебник регулярно, он прежде всего ориентируется на свой КТП и на учебную цель.

В Яндекс.Учебнике вы увидите готовые подборки на актуальные темы. Если они не совпадают с вашим графиком, создавайте свои занятия, используя основной каталог карточек.

На основании собранного базового занятия можно создавать дополнительные подборки с учетом индивидуальных особенностей учеников, например, более сложные или более простые занятия.

Если у вас возникают вопросы, можно позвонить в службу поддержки, которая работает 18 часов в день 7 дней в неделю: 8 800 234 7967. Звонок бесплатный.

Внимание.

Начинайте постепенно, отведя время на привыкание к сервису. Важно объяснить, как и за что будут выставлять оценки по итогам работы ученика в Яндекс.Учебнике. Также ребёнок должен знать, что может перейти к следующему заданию, пропустив непонятное ему.

Когда учитель использует Яндекс.Учебник регулярно, он прежде всего ориентируется на свой КТП и на учебную цель. На основании собранного базового занятия учитель может создавать дополнительные подборки с учетом индивидуальных особенностей учеников.

В любое время можно обратиться в службу поддержки.

1.2. Вводный рассказ родителям

Формально согласия родителей на использование электронных ресурсов не требуется, школа просто информирует родителей «о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора» (см. пункт 1.4. этого конспекта).

Однако есть два важных момента.

Во-первых, родители должны быть вашими единомышленниками, понимать, какие инструменты обучения используются, участвовать в образовательном процессе.

Во-вторых, работа с Яндекс.Учебником требует наличия дома у ребёнка устройства, подключенного к интернету — стационарного компьютера, ноутбука или планшета, и если их нет, то может понадобиться их приобрести. И решение об их покупке родители принимают самостоятельно: ни потребовать, ни обязать их школа не может. В ваших интересах убедить родителей в том, что использование Яндекс.Учебника сделает процесс обучения более интересным, эффективным, успешным для ребёнка.

Пожалуйста, передайте родителям, что cпециалисты Яндекс.Учебника не рекомендуют детям выполнять задания с телефона, так как глазам придётся напрягаться при работе с маленьким экраном (см. ниже). Если дома нет возможности работать с компьютера или планшета, лучше ограничиться работой в школе.

Какие аргументы можно использовать в разговоре с родителями

Прежде всего можно показать родителям образцы заданий из Яндекс.Учебника, чтобы они убедились, что привычные задания из пособий превращаются в живые, интерактивные, что повышает интерес ребёнка к обучению.

Приведите цифры: работа с этим ресурсом сокращает время на выполнение домашнего задания. Статистика использования сайта свидетельствует, что задание из нескольких карточек по русскому языку ученик начальной школы выполняет примерно за 6-7 минут.

Разумеется, домашние задания в электронном виде ребёнок не будет получать ежедневно, они чередуются с работой в тетради. Но даже чередование снизит общую нагрузку на ребёнка, позволит сэкономить время для чтения, прогулок, других занятий.

Есть и ещё один важный аргумент. Если ребёнок испытывает затруднения, система помогает ему справиться с заданием с помощью обучающих подсказок, что снижает зависимость ребёнка от взрослого, расширяет возможности для формирования навыков самостоятельности в процессе обучения.

Можно привести ещё один довод в пользу обучения с помощью Яндекс.Учебника. Карточки–задания интерактивны, в чём-то похожи на игру, что повышает интерес ребёнка к обучению, потому что игра для младших школьников – важнейший вид деятельности.

К тому же с возрастом пребывание детей в интернете становится более продолжительным и активным. Статистика говорит, что для подростков интернет – это пространство развлечений, игр, неформального общения. Поэтому полезно, чтобы с раннего возраста ребёнок приобретал опыт использования интернета как образовательной среды.

Обсудите и вопросы безопасности. Яндекс.Учебник — закрытая среда, в которой ограничены возможности общения ребёнка. Она является совершенно безопасным сегментом сети.

Традиционно в связи с использованием гаджетов у родителей вызывают тревогу проблемы зрения, осанки, снижения двигательной активности, ухода в виртуальный мир. Некоторые опасения не беспочвенны, однако при разумном использовании гаджетов риск негативного их влияния на здоровье и психику ребёнка практически сводится к нулю.

Основной аргумент «за» – мнение медиков. Непрерывное время работы с гаджетом, оцениваемое с точки зрения санитарных норм как безопасное, составляет 15 минут. Статистика при этом показывает, что средний ученик выполняет подборку заданий в Яндекс.Учебнике за 6-7 минут – так что нормы и требования соблюдаются.

В ходе урока учитель может привлечь учеников к работе с гаджетом дважды, при этом осуществляя смену видов деятельности и вводя активные динамические паузы.

Что касается излучения, то опасения эти в значительной мере беспочвенные: современные устройства не превышают допустимой нормы электромагнитного излучения, если не использовать их часами.

По поводу вреда для зрения врачи говорят, что дети часто слишком внимательно смотрят на экран – так, что забывают моргать. В результате слезная пленка высыхает и источается, возникает так называемый «синдром сухого глаза», от которого страдают не только дети, но и взрослые, много работающие за компьютером.

Дети плохо переносят ощущение сухости или «песка» в глазах и начинают тереть их грязными руками, что может привести к конъюнктивиту. Тут должен сработать принцип «кто предупрежден, тот вооружен»: с детьми надо поговорить об этом и регулярно напоминать им о необходимости моргать.

В классе на уроках с использованием гаджетов необходимо делать зрительную гимнастику.

Что касается развития близорукости: для её предотвращения необходимо соблюдать оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см, при условии, что знаки не слишком мелкие, а разрешение дисплея не ниже 960×640 пикселей. В связи с этим появляется ответ на вопрос о том, можно ли использовать для занятий на сайте не планшет, а смартфон: увы, нельзя, потому что изображение слишком мелкое для детей 2-4 классов.

Принято считать, что использование гаджетов у детей может привести к головным болям. Это так, поскольку статичное напряжение в первую очередь ощущают мышцы шеи, происходит сдавливание кровеносных сосудов, снижается приток богатой кислородом крови к мозгу. От этого появляются головные боли.

Профилактика таких осложнений – соблюдение временного режима использования гаджетов, а также физические упражнения и хорошее проветривание помещений, где детьми используются гаджеты.

При этом можно говорить с родителями о том, что гаджеты – это не только опасность, но и широкие возможности для эффективного обучения. Чем раньше у ребёнка сформируется представление о том, что гаджет не игрушка, а инструмент, тем проще будет преодолеть все опасности избыточного увлечения ими.

Внимание.

Формально согласовывать использование Яндекс.Учебника с родителями не требуется, однако разговор с ними об этом позволяет сделать их вашими единомышленниками. Гаджеты – это не только опасность, но и широкие возможности для эффективного обучения.

Детям не следует выполнять задания с телефона. При работе с устройствами надо соблюдать гигиенические нормы – быть в проветриваемом помещении, сидеть прямо и подальше, не работать дольше 15 минут подряд, часто моргать.