Как продавать товары с маркировкой

Товары некоторых категорий в России отслеживаются с помощью специальных систем. Производитель или импортер закрепляет на каждой единице товара индивидуальный код, который сопровождает ее на всех этапах, и в некоторых случаях печатается на покупательском чеке.

Если вы продаете такие товары, их коды нужно передавать Маркету.

Сначала изучите особенности работы с конкретной системой, а потом — как передавать коды.

«Честный знак»

Актуальный список категорий, относящихся к «Честному знаку», можно смотреть на сайте системы.

Чтобы продавать такие товары на Маркете, нужно:
  1. Подключиться к системе маркировки по инструкции на сайте «Честного знака».
  2. Передавать коды маркировки Маркету. Инструкция
  3. Заходить в кабинет «Честного знака» и следить за тем, чтобы все проданные товары выводились из оборота.
Внимание.

Если вы добавите маркируемые товары в каталог до регистрации в «Честном знаке», эти товары будут скрыты с витрины и не появятся на ней автоматически.

Чтобы начать их продавать, после регистрации в «Честном знаке» напишите службе поддержки.

Как отметить товары с кодом

Маркет определяет, нужна ли товару обязательная маркировка, по коду ТН ВЭД. Обязательно указывайте его в категориях, где есть маркируемые товары. Как это сделать

Если товар не подлежит обязательной маркировке, но вы все равно будете передавать его код для участия в эксперименте «Честного знака», поставьте отметку Буду маркировать. Это можно сделать в кабинете, YML- или Excel-файле.

Как посмотреть маркируемые товары в своем каталоге

Чтобы посмотреть все товары с маркировкой в каталоге, перейдите в раздел Товары → Каталог → Маркируемые товары. В нем показаны товары с двумя видами маркировки: Обязательная — товары, подлежащие обязательной маркировке по данным Маркета, Буду маркировать — товары, не подлежащие обязательной маркировке, но с отметкой Буду маркировать. На странице можно посмотреть и скачать полный список этих товаров, проверить и при необходимости исправить коды ТН ВЭД.

Как указать коды ТН ВЭД для товаров

На странице укажите код в поле Код ТН ВЭД и нажмите галочку.

Чтобы передать коды сразу для нескольких товаров, скачайте Excel-файл, заполните в нем коды и загрузите обратно на Маркет.

Совет.

Если Маркет запрашивает у вас маркировочные коды для товаров, не подлежащих маркировке, проверьте, правильно ли вы указали код ТН ВЭД в каталоге. Если код верный, напишите в службу поддержки и предоставьте документы, которые подтверждают, что товар не подлежит маркировке.

В список попал товар, необязательный для маркировки

Напишите в службу поддержки — нажмите на значок сообщения на странице.

Как узнать коды «Честного знака» для своих товаров

В печатном варианте код «Честного знака» выполняется в формате Data Matrix. Такой код можно считать сканером штрихкодов или просто смартфоном — подойдет любое приложение, умеющее работать с Data Matrix.

Для RFID-меток понадобится специальный считыватель.

Расшифрованный код выглядит по-разному в зависимости от категории. Описание всех вариантов есть на сайте «Честного знака» (скачать pdf).

Как подготовить коды «Честного знака» к передаче Маркету

В кодах «Честного знака» используется символ-разделитель, который обычно при сканировании отображается как пробел или как квадратик.

Например, отсканированный код молочного продукта может выглядеть так:

01030410947874432155Qbag! 93Zjqw

Перед передачей кода Маркету пробелы и квадратики нужно заменять на \u001d.

То есть код из примера выше нужно передавать в таком виде:

В некоторых случаях символ-разделитель не отображается в коде вовсе. Если никаких пробелов и квадратиков в коде нет, а Маркет его не принимает, откройте описание с сайта «Честного знака» (скачать pdf), найдите свою категорию и посмотрите, куда вставлять символ-разделитель.

Например, вы продаете обувь и сканированием получили такой код:

010406161553897121YGyGsbGntabQY240640291ffd092q51NeGGfePUGf/z0S9YRiCjhdgBk7uBzP8/X1FulMFqswrXvQCXz6z0zDI+cN1pFY1tnq

В табличке «Честного знака» указано, что для обуви символ-разделитель нужен в двух местах (он обозначен как <GS>):

Добавьте \u001d в соответствующие места кода:

010406161553897121YGyGsbGntabQY2406402\u001d91ffd0\u001d92q51NeGGfePUGf/z0S9YRiCjhdgBk7uBzP8/X1FulMFqswrXvQCXz6z0zDI+cN1pFY1tnq

После этого код станет корректным.

Вывод кодов «Честного знака» из оборота

По закону именно продавец отвечает за то, чтобы проданные единицы товаров выводились из оборота. В большинстве случаев это происходит само собой после печати чека, но иногда что-то может пойти не так — поэтому лучше проверять статусы кодов в кабинете на сайте «Честного знака».

Если вы работаете по модели FBY и не обрабатываете заказы сами, коды можно найти на странице Заказы → Маркированные товары.

Что делать, если Маркет скрыл с витрины маркируемый товар

Убедитесь, что магазин работает с кодами без ошибок:

  • Магазин зарегистрирован в «Честном знаке».
  • Все товары, требующие маркировки, отмечены в каталоге галочкой Товар подлежит обязательной маркировке в системе «Честный знак».
  • Для каждого проданного товара передается соответствующий ему код.
  • Для каждого поставленного на склад товара передается соответствующий ему код.

Все проверив и, если нужно, исправив ошибки, напишите в поддержку (Общение → Поддержка), выбрав тему обращения Контроль качества.

Маркировка ювелирных изделий

Уникальный идентификационный номер (УИН) расположен на бирке ювелирного изделия и состоит из 16 цифр.

Чтобы продавать такие товары на Маркете, нужно:
  1. Зарегистрироваться и подключиться к системе ГИИС ДМДК.
  2. Передавать коды маркировки Маркету. Инструкция

Как передавать коды Маркету

Внимание.

Обязательно передавайте действительные коды, соответствующие проданным единицам товаров. Если Маркет обнаружит в кодах ошибки, товар может быть скрыт с витрины.

Вам нужно самостоятельно отсканировать коды единиц товаров и передать Маркету в виде текстовых строк.

Если вы работаете по модели FBY, передавайте коды при поставке товаров. Воспользуйтесь инструкцией.

Если вы работаете по FBS, Экспресс или DBS, передавайте коды во время обработки заказов:

  1. Откройте нужный заказ на странице Заказы и отгрузки.
  2. Укажите коды в полях Маркировка возле соответствующих товаров. Это нужно сделать прежде чем:

    • переводить заказ в статус Готов к отгрузке, если вы работаете по модели FBS или Экспресс;
    • передавать заказ в доставку — для работы по модели DBS.

    Если код не указан, поменять статус не получится.

Коды можно также передавать по API. Для этого используйте метод PUT campaigns/{campaignId}/orders/{orderId}/identifiers.

Импортные прослеживаемые товары — регистрационный номер партии товара (РНПТ) и грузовая таможенная декларация (ГТД)

Важно.

Передавать РНПТ или ГТД нужно, если вы работаете по модели FBS и продаете юридическим лицам.

РНПТ

Для импортных товаров с 8 июля 2021 года действует система прослеживаемости. Она позволяет контролировать передвижение импортных товаров по России.

Узнать список товаров, подлежащих прослеживанию, можно на сайте Правительства РФ.

Чтобы продавать такие товары на Маркете, нужно:
  1. Получить при ввозе товара РНПТ.
  2. Передать РНПТ Маркету до перевода заказа в статус Готов к отгрузке. Как указывать номер — ниже в статье.

    Если у вас есть номер РНПТ, вы должны передать его покупателю — это требование налоговой службы к продавцам на маркетплейсах. Поскольку Маркет офомляет документы для покупателя, нужно передать РНПТ Маркету.

Как выглядит РНПТ

РНПТ состоит из четырех частей, отделенных друг от друга косой чертой. Например: (1)XXXXXXXX/(2)XXXXXX/(3)XXXXXXX/(4)XXX, где:
  • 1 — код таможни, зарегистрировавшей декларацию на товары;
  • 2 — дата регистрации декларации (день, месяц и две последние цифры года);
  • 3 — порядковый номер декларации (присваивается по журналу регистрации деклараций);
  • 4 — порядковый номер товара в декларации.

Как получить РНПТ

  • Если вы ввозите товары из Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии, отправьте в Налоговую службу Уведомление о ввозе (КНД 1169008) в течение 5 рабочих дней с даты ввоза товара. В ответ налоговая пришлет вам квитанцию с присвоенным РНПТ.
  • Если вы ввозите товары из других стран, составьте номер РНПТ самостоятельно по шаблону выше.

Подробнее о системе прослеживания вы можете прочитать на сайте ФНС.

ГТД

Для импортных товаров, которым не присвоен номер РНПТ, нужно указывать регистрационный номер таможенной декларации — ГТД. Если у вас есть номер ГТД, вы должны передать его покупателю — это требование налоговой службы к продавцам на маркетплейсах. Передайте номер Маркету, и Маркет внесет его в документы.

Как указывать номер — ниже в статье.

Как выглядит ГТД

ГТД состоит из трех частей, отделенных друг от друга косой чертой. Например: (1)XXXXXXXX/(2)XXXXXX/(3)XXXXXXX, где:
  • 1 — код таможни, зарегистрировавшей декларацию на товары;
  • 2 — дата регистрации декларации (день, месяц и две последние цифры года);
  • 3 — порядковый номер декларации (присваивается по журналу регистрации деклараций).

Как получить ГТД

Номер ГТД вы можете взять из декларации на товары: он находится в первой строке графы «А» на основном и добавочном листах документа.

Как передавать РНПТ и ГТД

Передавайте номера во время обработки заказов:
  1. Откройте нужный заказ на странице Заказы и отгрузки.
  2. Нажмите кнопку Добавить код или номер и укажите РНПТ или ГТД в поле маркировки. Это нужно сделать прежде чем переводить заказ в статус Готов к отгрузке.

    Проверьте, что номер указан правильно. Маркет не блокирует отгрузку товаров, если номера не указаны или указаны с ошибкой. Маркет только передает данные, но налоговая служба может проверить номера. Ответственность за передачу данных остается на продавце.

    Если в заказе несколько товаров, для каждого из них вы можете добавить отдельное поле маркировки, или указать число товаров в поле справа от поля маркировки.

  3. Нажмите кнопку Готово.
Вы также можете указать РНПТ или ГТД сразу для нескольких заказов. Для этого:
  1. На странице Заказы и отгрузки выберите необходимые заказы, отметив их галочками.
  2. Нажмите кнопку Добавить код или номер и укажите РНПТ или ГТД в полях маркировки соответствующих заказов.
  3. Нажмите кнопку Готово.

РНПТ и ГТД в электронном документообороте

Если ваш покупатель использует электронный документооборот (ЭДО), то РНПТ и ГТД будут указаны в универсальном передаточном документе (УПД). Если он работает с бумажными документами, номера в них указываться не будут.

Важно. С 1 января 2024 года нельзя будет заказывать прослеживаемые товары без ЭДО.