Как продавать товары с маркировкой по FBS и DBS

Товары некоторых категорий необходимо маркировать специальными цифровыми кодами — обычно это делает производитель или импортер товара. Каждый код уникален и хранит в себе основную информацию о товаре — например, его состав, дату и место производства, срок годности. Обычно он выглядит как дополнительная наклейка на товар или код на этикетке. Такие коды гарантируют подлинность и качество товара и защищают покупателей от подделок.

Тип маркировки, правила нанесения и работы с ней зависят от категории товара и системы, которая отвечает за отслеживание и проверку подлинности кода.

Ниже рассказывается об особенностях работы с несколькими системами маркировки:

«Честный знак»

Честный знак — это система цифровой маркировки товаров, которая регулируется законодательством РФ.

Пока такая маркировка обязательна только для некоторых категорий товаров — Честный Знак предупреждает, когда новая категория добавляется в этот список. В будущем нужно будет маркировать товары всех категорий. Проверить, относится ли ваш товар к категории с обязательной маркировкой, всегда можно на сайте Честного знака.

Цифровой код маркировки вводится в оборот вместе с производством или ввозом товара и выводится из него после продажи покупателю. По правилам Честного знака, ответственность за передачу кода в чек и вывод его из оборота может лежать как на маркетплейсе, так и на продавце. Это будет зависеть от того, какая схема работы выбрана: с делегированием или без. С моделями FBS и DBS Маркет работает по схеме без делегирования — это значит, что ответственность за вывод кода маркировки из оборота лежит на продавце. Подробнее о схемах на сайте Честного знака

Если продаете товары с маркировкой

Сперва зарегистрируйтесь в системе Честный знак — без этого ваши товары будут скрыты с витрины и не смогут продаваться.

Если товар не подлежит обязательной маркировке, но вы хотите участвовать в эксперименте Честного знака и передавать коды для всех товаров, на странице товара в блоке Маркировка выберите вариант Буду маркировать.

Общее видео о работе с маркировкой, информация для моделей FBS и DBS — первые 20 минут

Как передать код Маркету

Если вы продаете товары физическим лицам, передавать код маркировки Маркету не обязательно. Вы можете это делать для удобства, если у вас не настроена собственная система учета маркированных товаров.

Если продаете товары на витрине для бизнеса — указывать коды маркировки нужно обязательно.

Код можно передать только до отгрузки

Передавайте коды маркировки до отгрузки заказа — сделать это позже не получится.

  1. Укажите ТН ВЭД товара с обязательной маркировкой. Как это сделать
  2. Отсканируйте код и подготовьте его к передаче.
  3. На странице заказа укажите код в поле Код маркировки. Можно указать как короткий, так и длинный код с криптохвостом. Если указываете длинный код, он будет указан в чеке покупателя.

Маркет отправит код на проверку и, если он окажется невалидным, покажет предупреждение.

Как узнать и подготовить коды для своих товаров

Обычно код маркировки печатается в формате Data Matrix. Его можно считать сканером штрихкодов или просто смартфоном — подойдет любое приложение, умеющее работать с Data Matrix. Для RFID-меток понадобится специальный считыватель.

Расшифрованный код выглядит по-разному в зависимости от категории. Описание всех вариантов есть на сайте «Честного знака». Скачать pdf

После расшифровки код нужно отредактировать: расставить в нем корректные символы-разделители. В кодах «Честного знака» символ-разделитель может отображаться как пробел или квадрат. Например:

01030410947874432155Qbag! 93Zjqw

Такие символы-разделители нужно заменить на \u001d. После этого код в примере будет выглядеть так:

Иногда в коде не отображается символ-разделитель. Если Маркет не принимает такой код, откройте описание «Честного знака», найдите свою категорию и посмотрите, куда вставлять символ-разделитель. Скачать файл с описанием

Например, вы продаете обувь и получили такой код:

010406161553897121YGyGsbGntabQY240640291ffd092q51NeGGfePUGf/z0S9YRiCjhdgBk7uBzP8/X1FulMFqswrXvQCXz6z0zDI+cN1pFY1tnq

В описании указано, что для обуви символ-разделитель нужен в двух местах — он обозначен как <GS>:

Добавьте \u001d в соответствующие места кода:

010406161553897121YGyGsbGntabQY2406402\u001d91ffd0\u001d92q51NeGGfePUGf/z0S9YRiCjhdgBk7uBzP8/X1FulMFqswrXvQCXz6z0zDI+cN1pFY1tnq

После этого код станет корректным.

Как вывести код из оборота

После продажи товаров их коды маркировки нужно вывести из оборота на сайте Честного знака — по закону за это отвечает именно продавец. Сделать это нужно в течение 3 дней после отгрузки товара.

Для некоторых категорий товаров коды выводятся вместе с печатью чека. Если вы указывали длинный код маркировки, выводить его будет оператор фискальных данных — ОФД. Маркет не контролирует работу ОФД, поэтому за статусом кода нужно следить продавцу. Вы можете дождаться, когда ОФД выведет код или сделать это самостоятельно.

Так как покупатель — юридическое лицо, он становится участником оборота товаров.

После продажи товара код маркировки будет указан в универсальном передаточном документе — УПД. Когда вы подпишете УПД, ответственность за ввод или вывод кодов маркировки из оборота перейдет покупателю. Такая схема работы называется [схема] FBO](https://markirovka.ru/knowledge/tovarnye-gruppy/obschie-voprosy-gis/skhema-raboty-distantsionnoy-torgovli-pri-razreshitelnom-rezhime).

Что делать, если маркируемый товар вернули

Если покупатель вернул товар, код маркировки нужно снова ввести в оборот в системе Честного знака — в течение 3 дней. Если код был указан в чеке покупателя, ОФД может вернуть код в оборот, но лучше следить за статусом кода самостоятельно.

Если с момента возврата прошло 3 дня или больше, вернуть код будет нельзя. Получите новый код маркировки для товара и передайте его Маркету.

Как отслеживать коды

Всю информацию движении и статусах проданных и возвращенных в оборот кодах маркировки можно посмотреть в кабинете на странице Заказы → Маркированные товары.

Проверить, какие товары в вашем ассортименте подлежат маркировке, можно на странице Товары → Каталог во вкладке Маркируемые товары. В нее попадают товары, для которых вы уже указали ТН ВЭД с обязательной маркировкой и те, для которых вы включили опцию Буду маркировать.

Список таких товаров можно скачать — например, чтобы проверить или исправить коды ТН ВЭД.

Если в список попал товар, который не подлежит маркировке — напишите Маркету и приложите документы, которые подтвердят, что маркировка не требуется.

Что делать, если Маркет скрыл с витрины маркируемый товар

Проверьте, что в работе с кодами нет ошибок:

  • Магазин зарегистрирован в Честном знаке.
  • Все товары, требующие маркировки, отмечены в каталоге.
  • Для каждого проданного товара передается соответствующий ему код.

Отредактируйте данные, если нужно, и напишите Маркету в разделе Общение → Поддержка с темой Контроль качества.

Маркировка ювелирных изделий

Уникальный идентификационный номер (УИН) расположен на бирке ювелирного изделия и состоит из 16 цифр.

Чтобы продавать такие товары на Маркете, нужно:

  1. Зарегистрироваться и подключиться к системе ГИИС ДМДК.
  2. Передавать коды маркировки Маркету. Инструкция

Как передавать коды Маркету

Если Маркет обнаружит в кодах ошибки, товар может быть скрыт с витрины

Обязательно передавайте действительные коды, соответствующие проданным единицам товаров.

Вам нужно самостоятельно отсканировать коды единиц товаров и передать Маркету в виде текстовых строк.

Если вы работаете по модели FBY, передавайте коды при поставке товаров. Воспользуйтесь инструкцией.

Если вы работаете по FBS, Экспресс или DBS, передавайте коды во время обработки заказов:

  1. Откройте нужный заказ на странице Заказы и отгрузки.

  2. Укажите коды в полях Маркировка возле соответствующих товаров. Это нужно сделать прежде чем:

    • переводить заказ в статус Готов к отгрузке, если вы работаете по модели FBS или Экспресс;
    • передавать заказ в доставку — для работы по модели DBS.

    Если код не указан, поменять статус не получится.

Как передавать коды через API

Не составляйте наборы из нескольких маркированных товаров — их не получится продать.

Импортные прослеживаемые товары — регистрационный номер партии товара (РНПТ) и грузовая таможенная декларация (ГТД)

Передавать РНПТ или ГТД нужно, если вы работаете по модели FBS или FBY и продаете юридическим лицам.

РНПТ

Для импортных товаров с 8 июля 2021 года действует система прослеживаемости. Она позволяет контролировать передвижение импортных товаров по России.

Узнать список товаров, подлежащих прослеживанию, можно на сайте Правительства РФ.

Чтобы продавать такие товары на Маркете, нужно:

  1. Получить при ввозе товара РНПТ.

  2. Передать РНПТ Маркету до перевода заказа в статус Готов к отгрузке, а по модели FBY — до поставки на склад. Как указывать номер — ниже в статье.

    Если у вас есть номер РНПТ, вы должны передать его покупателю — это требование налоговой службы к продавцам на маркетплейсах. Поскольку Маркет оформляет документы для покупателя, нужно передать РНПТ Маркету.

    Если у вас нет номера РНПТ, вы можете скрыть прослеживаемые товары с витрины. Перейдите в раздел Юридические данные и во вкладке Продажи юрлицам выберите Скрыты для юрлиц.

Как выглядит РНПТ

РНПТ состоит из четырех частей, отделенных друг от друга косой чертой. Например: (1)XXXXXXXX/(2)XXXXXX/(3)XXXXXXX/(4)XXX, где:

  • 1 — код таможни, зарегистрировавшей декларацию на товары;
  • 2 — дата регистрации декларации (день, месяц и две последние цифры года);
  • 3 — порядковый номер декларации (присваивается по журналу регистрации деклараций);
  • 4 — порядковый номер товара в декларации.

Как получить РНПТ

  • Если вы ввозите товары из Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии, отправьте в Налоговую службу Уведомление о ввозе (КНД 1169008) в течение 5 рабочих дней с даты ввоза товара. В ответ налоговая пришлет вам квитанцию с присвоенным РНПТ.
  • Если вы ввозите товары из других стран, составьте номер РНПТ самостоятельно по шаблону выше.

Подробнее о системе прослеживания вы можете прочитать на сайте ФНС.

ГТД

Для импортных товаров, которым не присвоен номер РНПТ, нужно указывать регистрационный номер таможенной декларации — ГТД. Если у вас есть номер ГТД, вы должны передать его покупателю — это требование налоговой службы к продавцам на маркетплейсах. Передайте номер Маркету, и Маркет внесет его в документы.

Как указывать номер — ниже в статье.

Как выглядит ГТД

ГТД состоит из трех частей, отделенных друг от друга косой чертой. Например: (1)XXXXXXXX/(2)XXXXXX/(3)XXXXXXX, где:

  • 1 — код таможни, зарегистрировавшей декларацию на товары;
  • 2 — дата регистрации декларации (день, месяц и две последние цифры года);
  • 3 — порядковый номер декларации (присваивается по журналу регистрации деклараций).

Как получить ГТД

Номер ГТД вы можете взять из декларации на товары: он находится в первой строке графы «А» на основном и добавочном листах документа.

Как передавать РНПТ и ГТД

Передавайте номера во время обработки заказов:

  1. Откройте нужный заказ на странице Заказы и отгрузки.

  2. Нажмите кнопку Добавить код или номер и укажите РНПТ или ГТД в поле маркировки. Это нужно сделать прежде чем переводить заказ в статус Готов к отгрузке.
    Проверьте, что номер указан правильно. Маркет не блокирует отгрузку товаров, если номера не указаны или указаны с ошибкой. Маркет только передает данные, но налоговая служба может проверить номера. Ответственность за передачу данных остается на продавце.

    Если в заказе несколько товаров, для каждого из них вы можете добавить отдельное поле маркировки, или указать число товаров в поле справа от поля маркировки.

  3. Нажмите кнопку Готово.

Вы также можете указать РНПТ или ГТД сразу для нескольких заказов. Для этого:

  1. На странице Заказы и отгрузки выберите необходимые заказы, отметив их галочками.
  2. Нажмите кнопку Добавить код или номер и укажите РНПТ или ГТД в полях маркировки соответствующих заказов.
  3. Нажмите кнопку Готово.

Передавайте номера после создания заявки на поставку товаров:

  1. Сразу после создания заявки на поставку откроется страница, на которой нужно передать номера РНПТ и ГТД.

    Передать их можно будет позже, на странице поставки. Делайте это не позже, чем за 24 часа до приезда на склад — когда до поставки остается меньше 24 часов, отредактировать заявку и исправить возможные ошибки уже нельзя.

    Важно

    Убедитесь, что созданная заявка на поставку оформлена корректно.

    После того, как вы примите решение передавать номера РНПТ и ГДТ или нет, отредактировать поставку будет нельзя.

    Выберите вариант Укажу, не хочу рисковать и нажмите Продолжить.

    Если не будете передавать номера

    Выберите опцию Не укажу, принимаю риски — если этого не сделать, поставку не примут на складе.

    Товары без номеров все равно смогут попасть на витрину, но налоговая служба может проверить номера. Если в будущем будут введены штрафы, Маркет не сможет вас от них защитить: ответственность за передачу данных остается на продавце. Маркет рекомендует всегда указывать коды РНПТ, если они есть.

  2. Маркет сформирует шаблон с товарами, для которых нужно передать номера — скачайте и откройте его.

  3. Для каждого товара в файле укажите номер ГТД или РНПТ в соответствующем столбце. Указывать оба не обязательно — достаточно только номера РНПТ. Если для товара нет номера — укажите нет в столбце, не оставляйте ячейки пустыми.

    Если какие-то товары с одинаковыми SKU были завезены разными партиями, укажите для них номера в разных строчках. Продублируйте строчку с SKU, названием товара и укажите в ней другой номер РНПТ или ГТД. Отредактируйте количество товара в этих строчках — в сумме должно получиться его общее количество в поставке.

    На склад нужно привезти именно то количество товара, которое вы указали в файле. Если количество в поставке будет больше — Маркет не сможет принять такие излишки и их нужно будет вывезти со склада.

    Если в файле оказались не все нужные товары, или наоборот, есть лишние, — напишите службе поддержки. Маркет проверит по номерам ТН ВЭД, требуются ли для товаров номера РНПТ или ГТД и, если это так, скорректирует данные. Вы можете продолжить создание поставки, но лучше дождаться окончания проверки и корректировки. Чтобы изменения применились, после этого поставку нужно создать заново — в файле будет корректный список товаров.

  4. Загрузите файл на Маркет и убедитесь, что он принят. Поставку без загруженного файла с номерами не смогут принять.

РНПТ и ГТД в электронном документообороте

Если ваш покупатель использует электронный документооборот (ЭДО), то РНПТ и ГТД будут указаны в универсальном передаточном документе (УПД) после продажи. Если он работает с бумажными документами, номера в них указываться не будут.

Отчет о маркированных товарах

Отчет доступен для FBS-магазинов на странице Заказы → Маркированные товары.

Если в заказе вы указали для товаров коды маркировки — в отчете будут данные о проданных, переданных в доставку, невыкупленных и возвращенных товарах с маркировкой.

Когда они понадобятся:

  • По проданным и переданным в доставку товарам — чтобы вывести коды из оборота через систему «Честный знак».
  • По невыкупленным и возвращенным товарам — чтобы вернуть коды в оборот.

Если в заказе вы не указали коды маркировки — отчет будет пустым.


Полезные ссылки