Принципы работы Яндекс Метрики

Работа с Метрикой начинается с создания счетчика — кода, включаемого в содержимое веб-страниц. Одновременно с созданием счетчика Метрика создает связанное с ним хранилище данных.

Посетители взаимодействуют со страницами сайта, на которых установлен счетчик. Код счетчика исполняется и передает Метрике данные как о самой странице, так и событиях, произошедших при взаимодействии с ней посетителя.

  1. Сбор и отправка данных
  2. Квотирование
  3. Обработка и хранение данных
  4. Метрики

Сбор и отправка данных

Код счетчика состоит из двух частей: JavaScript-кода, размещенного в элементе script и HTML-кода, включенного в элемент noscript.

Если страница загружается браузером, то стандартным поведением является следующее. Если браузер поддерживает исполнение JavaScript-кода и его исполнение не заблокировано (настройками браузера или сторонними расширениями), выполняется JavaScript-код, включенный в элемент script. В противном случае обрабатывается содержимое элемента noscript.

Если страница загружается не браузером (например, т. н. роботом), интерпретация кода счетчика может быть произвольной.

Когда JavaScript-код счетчика не исполняется, количество собираемых данных не очень велико. Информация о посещении извлекается сервером Метрики из заголовков HTTP-запроса на загрузку изображения. Ссылка на изображение находится внутри элемента noscript. Из заголовков HTTP-запроса можно извлечь IP-адрес посетителя, адрес страницы, содержащей изображение, информацию о браузере и операционной системе, данные из cookie и (по факту интерпретации элемента noscript) признак отсутствия поддержки JavaScript.

В случае исполнения JavaScript-кода счетчика количество доступной информации увеличивается. JavaScript-код имеет доступ к информации о заголовке HTML-страницы, URL источника перехода на страницу, параметрах экрана и окна браузера, дополнительных расширениях браузера (Flash, Silverlight, Java) и пр. В ряде случаев наиболее важно, что JavaScript-код позволяет отслеживать события, происходящие при взаимодействии пользователя со страницей. Например, заполнение и отправку форм, переходы по ссылкам, скроллинг. Кроме того, JavaScript-код измеряет параметры загрузки страницы (например, время до отрисовки) и позволяет отправлять данные о достижениях целей.

Метрика позволяет получать больше информации о посетителях и их взаимодействии со страницами сайта, чем собирается непосредственно счетчиком. Например, браузер не имеет информации о том, какой пол и возраст у пользователя и в каком населенном пункте он находится. Эта информация определяется сервисом, и часто для этого используются значительные вычислительные ресурсы и объемы данных.

Таким образом, собираемые счетчиком данные обрабатываются на серверах Метрики и дополняются различной информацией.

Квотирование

Для обеспечения максимального уровня доступности сервиса в Метрике предусмотрены ограничения на количество запросов данных от пользователя (квоты). Квоты также используются в API Метрики. Для веб-интерфейса и API существуют разные квоты, при этом веб-интерфейс может использовать методы API — то есть исчерпывать квоту для API.

Когда квота превышена, в Метрике появляется сообщение об этом:

  • На странице Дашборды при отображении виджетов. Например, если виджеты одновременно открыты на нескольких вкладках браузера или с ними работают несколько пользователей счетчика.
  • При отображении отчетов. Например, если несколько пользователей счетчика одновременно просматривают отчеты или работают с одним и тем же отчетом.

Аналогичная ситуация может возникнуть, если вы одновременно отправляете запросы API Метрики и работаете с веб-интерфейсом.

Также превышение квоты может быть вызвано дополнениями браузера или активностью вредоносного ПО. В этом случае рекомендуем отключить дополнения браузера и проверить вашу ОС на вирусы.

Если вы подозреваете, что запросы с вашего логина производил кто-то еще:
  1. В блоке История входов и устройства нажмите Выйти на всех устройствах.
  2. Снова перейдите в настройки аккаунта и смените пароль. Затем еще раз нажмите Выйти на всех устройствах.
  3. Дождитесь, когда будут выполнены условия разблокировки.
Квоты для веб-интерфейса Метрики и условия разблокировки
Ограничение Квота Разблокировка при превышении квоты
Количество запросов с одного IP-адреса 30 в секунду Когда число запросов, совершенных за последнюю секунду, станет меньше 30.
Количество параллельных запросов для одного пользователя (user_login) 3 Когда число одновременных запросов станет меньше 3.
Количество запросов для одного пользователя (user_login) 5000 в сутки В 00:00 по Гринвичу (GTM).
Количество запросов на один счетчик
Количество добавленных представителей для одного счетчика 3 в час В начале каждого часа (00 минут).
Количество запросов на доступ к одному счетчику

Обработка и хранение данных

Полученные данные обрабатываются сервисом. На их основе в хранилище счетчика формируются статистические объекты.

Сервис непрерывно обрабатывает данные по мере их поступления. Обычно данные становятся доступны для аналитики в отчетах через 10–15 минут после события. В некоторых случаях обработка может занять больше времени.

Метрика работает с несколькими уровнями данных и оперирует следующими типами статистических объектов:

Объект Уровень

Просмотр (страницы);

загрузка страницы;

загрузка файла;

внешний переход

Базовый
Визит Второй
Посетитель Третий

Статистический объект характеризуется набором атрибутов.

Часть атрибутов является общей для всех типов статистических объектов. Например, объект любого типа может характеризоваться операционной системой и страной посетителя, если их удалось определить.

Часть атрибутов характерна только для определенных типов статистических объектов. Например, характерным атрибутом просмотра является адрес страницы, с которого совершен переход (реферер), атрибутом визита — его длительность, а атрибутом посетителя — дата первого визита.

Эти уровни можно представить в виде схемы:

В Метрику можно передавать дополнительные параметры во время взаимодействия посетителя с сайтом. При этом важно различать, какие параметры относятся к визиту или просмотру, а какие — к посетителю. Свойства посетителя отличаются от свойств просмотра и визита тем, что они не привязаны к конкретному времени посещения сайта.

Например, событие «отправка отзыва» приходится на конкретный визит: за всю историю посещений человек мог оставить отзыв только один раз. Поэтому нет смысла делать такое событие атрибутом посетителя: в этом случае в отчетах вы будете видеть, что якобы на каждый визит этого посетителя приходилось по одному отзыву.

Чтобы сравнить поведение посетителей, которые хотя бы однажды написали отзыв, и тех, кто не оставил ни одного отзыва, необходимо настроить передачу соответствующего события через параметры визитов, а затем создать соответствующие сегменты. В параметрах посетителей следует передавать только те характеристики, которые не меняются от визита к визиту и не содержат персональные данные посетителей. Например, можно передать тип клиента — «розничный» или «оптовый».

Метрики

Каждый объект характеризуется временем начала соответствующего события (последовательности событий).

Таким образом, можно выбрать статистические объекты определенного типа внутри некоторого интервала времени. Затем с помощью значений атрибутов можно вычислить ряд абсолютных или усредненных показателей. Такие показатели называются метриками. Например, общее количество просмотров или количество визитов, с глубиной просмотра больше 5.

Метрики всегда вычисляются по статистическим объектам одного типа.

При анализе метрики типовой задачей является определение вклада той или иной группы объектов в общий показатель. Например, может возникнуть необходимость узнать, какое число посетителей сайта составляют мужчины, а какую — женщины. Метрика позволяет выделить группы объектов с помощью условий, наложенных на значения атрибутов, и вычислить значения метрики для каждой группы. Такой процесс разбиения общего показателя на составные части называется группировкой.

Зачастую интерес представляют не все объекты, а лишь те, которые соответствуют заданным условиям. Например, необходимо проанализировать поведение посетителей, пришедших по ссылкам в рекламных объявлениях. Метрика позволяет сформировать выборку интересующих объектов с помощью условий, наложенных на значения атрибутов. Такой процесс называется сегментацией, а выбранный набор объектов — сегментом.

Сегментацию и группировку можно использовать одновременно. То есть можно, например, выделить сегмент визитов, источником которых являются поисковые системы и сгруппировать визиты по поисковой фразе.

Для просмотра и анализа метрик используются отчеты и виджеты. Для исследования поведения пользователей предназначены Вебвизор, карты и сервис аналитики форм.

Обратите внимание: служба поддержки не обзванивает пользователей. Не следуйте указаниям людей, которые вам звонят и представляются службой поддержки Яндекс Метрики.

 Написать в чат

Обратите внимание: служба поддержки не обзванивает пользователей. Не следуйте указаниям людей, которые вам звонят и представляются службой поддержки Яндекс Метрики.