Метрика

Как работает Метрика

Работа с Метрикой начинается с создания счетчика — кода, включаемого в содержимое веб-страниц. Одновременно с созданием счетчика Яндекс.Метрика создает связанное с ним хранилище данных.

Посетители взаимодействуют со страницами сайта, на которых установлен счетчик. Код счетчика исполняется и передает сервису Яндекс.Метрика данные как о самой странице, так и событиях, произошедших при взаимодействии с ней посетителя.

Сбор и отправка данных

Код счетчика состоит из двух частей: JavaScript-кода, размещенного в элементе script и HTML-кода, включенного в элемент noscript.

Если страница загружается браузером, то стандартным поведением является следующее. Если браузер поддерживает исполнение JavaScript-кода и его исполнение не заблокировано (настройками браузера или сторонними расширениями), выполняется JavaScript-код, включенный в элемент script. В противном случае обрабатывается содержимое элемента noscript.

Если страница загружается не браузером (например, т. н. роботом), интерпретация кода счетчика может быть произвольной.

Когда JavaScript-код счетчика не исполняется, количество собираемых данных не очень велико. Информация о посещении извлекается сервером Яндекс.Метрики из заголовков HTTP-запроса на загрузку изображения. Ссылка на изображение находится внутри элемента noscript. Из заголовков HTTP-запроса можно извлечь IP-адрес посетителя, адрес страницы, содержащей изображение, информацию о браузере и операционной системе, данные из cookie и (по факту интерпретации элемента noscript) признак отсутствия поддержки JavaScript.

В случае исполнения JavaScript-кода счетчика количество доступной информации увеличивается. JavaScript-код имеет доступ к информации о заголовке HTML-страницы, URL источника перехода на страницу, параметрах экрана и окна браузера, дополнительных расширениях браузера (Flash, Silverlight, Java) и пр. В ряде случаев наиболее важно, что JavaScript-код позволяет отслеживать события, происходящие при взаимодействии пользователя со страницей. Например, заполнение и отправку форм, переходы по ссылкам, скроллинг. Кроме того, JavaScript-код измеряет параметры загрузки страницы (например, время до отрисовки) и позволяет отправлять данные о достижениях целей.

Легко заметить, что Яндекс.Метрика позволяет получить больше информации о посетителях и их взаимодействии со страницами сайта, чем собирается непосредственно счетчиком. Например, браузер не имеет информации о том, какой пол и возраст у пользователя и в каком населенном пункте он находится. Эта информация определяется сервисом, и часто для этого используются значительные вычислительные ресурсы и объемы данных.

Таким образом, собираемые счетчиком данные обрабатываются на серверах Яндекс.Метрики и дополняются различной информацией.

Обработка и хранение данных

Полученные данные обрабатываются сервисом. На их основе в хранилище счетчика формируются статистические объекты.

Яндекс.Метрика работает с несколькими уровнями данных и оперирует следующими типами статистических объектов:

ОбъектУровень

Просмотр (страницы);

загрузка страницы;

загрузка файла;

внешний переход

Базовый уровень
ВизитВторой уровень
ПосетительТретий уровень

Статистический объект характеризуется набором атрибутов.

Часть атрибутов является общей для всех типов статистических объектов. Например, объект любого типа может характеризоваться операционной системой и страной посетителя, если их удалось определить.

Часть атрибутов характерна только для определенных типов статистических объектов. Например, характерным атрибутом просмотра является адрес страницы, с которого совершен переход (реферер), атрибутом визита — его длительность, а атрибутом посетителя — дата первого визита.

Эти уровни можно представить в виде схемы:

В Метрику можно передавать дополнительные параметры во время взаимодействия посетителя с сайтом. При этом важно различать, какие параметры относятся к визиту или просмотру, а какие — к посетителю. Свойства посетителя отличаются от свойств просмотра и визита тем, что они не привязаны к конкретному времени посещения сайта.

Например, событие «отправка отзыва» приходится на конкретный визит: за всю историю посещений человек мог оставить отзыв только один раз. Поэтому нет смысла делать такое событие атрибутом посетителя: в этом случае в отчетах вы будете видеть, что якобы на каждый визит этого посетителя приходилось по одному отзыву.

Чтобы сравнить поведение посетителей, которые хотя бы однажды написали отзыв, и тех, кто не оставил ни одного отзыва, необходимо настроить передачу соответствующего события через параметры визитов, а затем создать соответствующие сегменты. В параметрах посетителей следует передавать только те характеристики, которые не меняются от визита к визиту и не содержат персональные данные посетителей. Например, можно передать тип клиента — «розничный» или «оптовый».

Получение и отображение данных. Метрики

Каждый объект характеризуется временем начала соответствующего события (последовательности событий).

Таким образом, можно выбрать статистические объекты определенного типа внутри некоторого интервала времени. Затем с помощью значений атрибутов можно вычислить ряд абсолютных или усредненных показателей. Такие показатели называются метриками. Например, общее количество просмотров или количество визитов, с глубиной просмотра больше 5.

Метрики всегда вычисляются по статистическим объектам одного типа.

При анализе метрики типовой задачей является определение вклада той или иной группы объектов в общий показатель. Например, может возникнуть необходимость узнать, какое число посетителей сайта составляют мужчины, а какую — женщины. Яндекс.Метрика позволяет выделить группы объектов с помощью условий, наложенных на значения атрибутов, и вычислить значения метрики для каждой группы. Такой процесс разбиения общего показателя на составные части называется группировкой.

Зачастую интерес представляют не все объекты, а лишь те, которые соответствуют заданным условиям. Например, необходимо проанализировать поведение посетителей, пришедших по ссылкам в рекламных объявлениях. Яндекс.Метрика позволяет сформировать выборку интересующих объектов с помощью условий, наложенных на значения атрибутов. Такой процесс называется сегментацией, а выбранный набор объектов — сегментом.

Сегментацию и группировку можно использовать одновременно. То есть можно, например, выделить сегмент визитов, источником которых являются поисковые системы и сгруппировать визиты по поисковой фразе.

Для просмотра и анализа метрик используются отчеты и виджеты. Для исследования поведения пользователей предназначены Вебвизор, карты и сервис аналитики форм.

Если у вас есть вопросы, напишите в службу поддержки