3.3.1. Правила рисования участков дорог и дорог

Внимание.

Рисовать дороги требуется тщательно. Дорожная сеть на карте используется при построении маршрутов, поэтому неточность в отрисовке приводит к ошибкам маршрутизации.

Приёмы рисования и редактирования участков дороги аналогичны приёмам рисования и редактирования всех линейных объектов Народной карты.

Их описания см. в разделах 2.6.1.1. Простой линейный объект: рисование, 2.6.1.2. Простой линейный объект: редактирование.

При рисовании круговых участковых дорог можно воспользоваться инструментом рисования круговых участковых дорог.

При рисовании участка дороги следует иметь в виду, что некоторые правила отрисовки связаны с особенностями не конкретного участка дороги, а той дороги, которой он принадлежит. Например, некоторые дороги рисуются одной линией, некоторые — двумя (подробнее об этом см. п. 3.3.1.2. Правила рисования дорог в одно/два ребра (одной или двумя линиями)).

Поэтому правила рисования участка дороги включают:

При рисовании участков дорог точки пересечения участков дороги (начальная или конечная точка каждого участка) образуют самостоятельные объекты типа «Пересечение». Пересечения создаются автоматически в процессе отрисовки участков дорог и могут использоваться при редактировании геометрии дорожной сети (подробнее см. в разделе 2.9. Пересечения) и при задании условий дорожного движения, светофоров и камер видеофиксации.

При рисовании участков дорог не следует создавать участки дорог (и ограничивающие их пересечения) без необходимости. Начальные и конечные точки участков дороги должны совпадать:

3.3.1.1. Правила рисования дорожной сети в целом

3.3.1.1.1

Дорожная сеть должна быть связной — все фрагменты дорожной сети, связанные на местности, должны образовывать связную сеть на карте. Например:

Правильно Неправильно




Связность дорожного графа подразумевает не только геометрическую, но и атрибутивную связь участков дорог, обеспечивающую возможность проезда по ним на различных видах транспортных средств.

Если на какой-либо участок дорожной сети невозможно попасть (или покинуть его) на определенном виде ТС, при этом он не расположен на крупной ограниченной территории или изолированном объекте рельефа, то такой участок считается исключенным из связного дорожного графа и требует внесения атрибутивных или геометрических правок.

Примечание. Пешеходные участки дорог без доступности для велосипеда не исключаются из велосипедной маршрутизации и не считаются изолированными.

Если до какого-либо «изолированного» участка дорожной сети можно добраться только через железнодорожную или паромную переправу (а только по автомобильным дорогам — нельзя), то в дорожную сеть включаются и участки этих переправ, атрибутированные соответствующим образом (см. раздел 3.3.2.6. Тип сооружения).

Строящиеся дороги могут быть связаны с дорожной сетью дорогами более низкого класса (см. п. 3.2.11).

Примечание. Участок дороги, ограниченный запрещающим манёвром со временем действия, не считается изолированным от дорожной сети.

При дорисовке дорог в местах смещения дорожной сети относительно спутникового снимка желательно предварительно уложить существующие дороги на спутниковый снимок, однако делать это не обязательно. В подобных случаях новые участки следует рисовать примерно с тем же смещением, которое имеет в указанном месте сеть дорожного графа.

3.3.1.1.2

При отрисовке дорожной сети надо следить, чтобы рисунок не содержал наложений (одного участка на другой), самоналожений (наложений участка самого на себя) и дублирования участков:

Правильно Неправильно




При отрисовке объекта на карте программа контролирует правильность отрисовки и сообщает об ошибке:



Но не все ошибки могут быть распознаны автоматически.

3.3.1.1.3

При отрисовке стыков дорог и перекрёстков, узлы на концах участков дорог, образующих перекрёсток, должны совпасть между собой и образовать пересечение участков. Не должно образовываться «висячих узлов» (исключая ситуации, когда проезд перекрыт на местности):

Правильно Неправильно




Примечание.

При перерисовке дорог запрещено перемещать «лишние» участки графа с дорожного полотна. Если наличие служебных объектов не позволяет удалить излишний участок дорожного графа, его следует оставить в неизменном геометрическом виде.

3.3.1.1.4

Дорожный граф следует отрисовывать по спутниковым снимкам.

Если спутниковый снимок смещён относительно треков, то дороги могут быть скорректированы сотрудниками в соответствии с информацией с треков (например, когда из-за особенностей рельефа местности между линией треков и центральной линией проезжей части есть смещение, и треки не лежат в пределах полотна дороги на снимке).

Данный инструмент доступен только сотрудникам.

При отрисовке двухсторонних дорог в одно ребро линия дороги проводится по полосе дорожной разметки, разделяющей встречные потоки движения легковых автомобилей.

При отрисовке дорог линии проводятся по геометрическому центру полос, предназначенных для движения автомобилей, в том числе трамвайных путей, по которым разрешено движение авто (полосы, используемые исключительно для движения такси и общественного транспорта, не учитываются). При этом линию не следует смещать при появлении парковочных карманов или дополнительных полос для поворота транспорта перед перекрёстками.

Например, при отрисовке участков дорог, проходящих по мостам, следует контролировать смещение изображения моста на космическом снимке (подробнее см. раздел 2.3.1.4. Мосты).

При масштабных сдвигах снимков относительно треков вручную править геометрию дорожного графа не следует — нужно сообщить о масштабном сдвиге в форму обратной связи.

3.3.1.1.5

Детальность отрисовки дорожной сети не должна быть избыточна.

Например, не следует рисовать подъезды к каждому дому в частной застройке:

Правильно Неправильно

Это ограничение не распространяется:

  • на дорожки класса 10 в пределах площадей, парков, скверов и т. п., имеющие твёрдое покрытие и образующие геометрически правильный рисунок. В таком случае сеть дорожек отрисовывается полностью. Например:

  • на пешеходные дорожки в городской застройке, имеющие твердое покрытие и физически выделенные на местности (в том числе на подходы к подъездам, осуществляемые с внутриквартальных проездов):

    Примечание. Пешеходные дорожки между соседними подъездами считаются физически выделенными на местности, если они разделены между собой.

    Указанное ниже расширение дворового проезда выделенной дорожкой не считается:

    При картировании дорожек ко входам в многоквартирные дома допустима их отрисовка до входной группы, лестницы, крыльца и других подобных объектов. Наиболее точной считается отрисовка с входной лестницей. При этом отрисовку лестницы необходимо заканчивать до козырька или пристройки подъезда:

  • на дороги, проходящие по общедоступному (не частному) участку и являющиеся подъездными к отдельным жилым домам, расположенным в глубине квартала, на второй линии относительно основного проезда (даже если они ограничены шлагбаумом и/или проходят через арку):

  • на пешеходные дорожки, ведущие в организации, для которых нарисованы схемы помещений и вход в которые в том числе осуществляется снаружи здания (для служебных входов отрисовка дорожек считается избыточной и не допускается).

3.3.1.1.6

Дороги, ведущие на крыши зданий, рисуются только в том случае, если это здание типа «постройка, сооружение» или «стилобат».

Дороги в подземных и многоуровневых паркингах рисуются, если:
  1. Паркинг расположен под зданием торгового или бизнес-центра, либо над паркингом нет строений.
  2. Общедоступный паркинг расположен в здании типа «постройка, сооружение», и дорога полностью расположена в пределах здания (в таком случае допускается отрисовка минимального количества дорог, соединяющих все въезды и выезды из здания):

    Правильно Неправильно
  3. Односторонний въезд и выезд из подземного паркинга расположены в непосредственной близости друг от друга (в таком случае участки въезда и выезда следует дугообразно соединить в пределах строения, не заводя их вглубь здания):

Для обеспечения связности дорог на односторонних заездах/выездах с подземных парковок, расположенных на расстоянии друг от друга и обрывающихся у контура здания, проставляется направление движения А ⇆ Б.

3.3.1.1.7

Участки дорог, пересекающие границы стран, должны быть разрезаны в точке пересечения государственной границы, разделяющей эти страны. На участке дороги в месте пересечения границы создаётся Пересечение дорог:

Автомобильные дороги, проходящие через несколько стран (в основном это дороги типа Трасса с номером, такие как М-1 Беларусь, М-2 Крым и т. п.), при пересечении государственных границ разрезаются в точке пересечения границы на фрагменты, проходящие по территориям разных стран (см. также п. 3.3.3.1.1).

Это позволяет выполнить привязку дороги к единице административно-территориального деления (стране), в пределах которой расположена дорога, независимо для фрагментов, проходящих по территориям разных стран.

3.3.1.1.8

В пределах территорий регулярной застройки объекты растительности можно пересекать автомобильными дорогами, если эти дороги имеют класс 10 (Пешеходные и велодорожки), 9 (Полевые и лесные дороги) или 7 (Дороги минимальной значимости) и доступность только для пешеходов или для пешеходов и велосипедистов.

За пределами кварталов регулярной застройки объекты растительности можно пересекать железными и однорёберными автомобильными дорогами.

Как в пределах, так и за пределами кварталов регулярной застройки объекты растительности типов «Парк, сквер», «Заповедник» и «Кладбище» могут пересекаться автомобильными дорогами любых типов, если эти дороги представляют собой заезды на территорию или сквозные проезды через территории объектов растительности перечисленных типов.

См. также п. 3.9.1.5.

3.3.1.1.9

При отрисовке дорог (улиц), пересекающих границы населённых пунктов, в точке пересечения границы дорогу (улицу) необходимо разрывать (создавать соединение двух участков дороги).

Примечание.

Улица, привязанная к населённому пункту, должна целиком располагаться в пределах границ этого населённого пункта. См. п. 3.3.1.4.

3.3.1.1.10

При рисовании расширения дороги и увеличения количества полос у пунктов оплаты проезда и пограничных переходов — геометрия основной дороги не меняется: проезды, соответствующие отдельным пунктам пропуска, отдельными рёбрами дороги не рисуются.

Правильно:

Неправильно:

3.3.1.1.11
Разворотные площадки для общественного транспорта (ОТ) рисуются по периметру площадки ребром дороги класса 8, односторонним в направлении движения ОТ, с доступностью только для ОТ в следующих случаях:
  • разворотная площадка отделена от основной проезжей части разметкой;
  • разворотная площадка является крупным расширением проезжей части, в котором расположена остановка или стоянка (зона отстоя) ОТ.
Правильно Неправильно

3.3.1.1.12

Подъезд к АЗС допустимо рисовать отдельным участком дороги класса 8, даже если он не отделен от основной дороги физическим разделителем или разметкой.

3.3.1.2. Правила рисования дорог в одно/два ребра (одной или двумя линиями)

Дороги на Народной карте рисуются двумя способами:

  • «в одно ребро» — одной линией, для дорог как с односторонним, так и с двухсторонним движением:

  • «в два ребра» — двумя линиями, по одной для проезжих частей разных направлений:

3.3.1.2.1. Двухрёберная отрисовка

Двумя рёбрами всегда рисуются участки дорог, имеющих физический разделитель.

Также двухрёберная отрисовка является более точной и желательной, но не обязательной в следующих случаях:

3.3.1.2.1.1

Дорога имеет класс 1 (Автострада):

3.3.1.2.1.2

Дорога имеет:

  • три и более полос движения в одну сторону;
  • двойную сплошную разметку и две и более полос движения, доступных для легкового транспорта, по каждому из направлений;
  • элемент, который отделяет полосы встречного движения друг от друга, при этом сам элемент дороги выделен конструктивно и (или) с помощью разметки и разделяет смежные проезжие части и части, не предназначенные для движения и остановки транспортных средств.

Примечание.

Центральные поворотные полосы (существуют, например, в США) следует учитывать при отрисовке дорог в одно или два ребра и считать полноценными полосами движения. Пример центральной поворотной полосы:

3.3.1.2.1.3

Дорога имеет физический разделитель проезжих частей:

  • а) Отбойник или разделительные дорожные столбики:




  • б) Газон, клумба:
  • в) Трамвайные пути, на которые невозможен или запрещен выезд автомобиля (приподнятые над дорожным полотном, либо отделенные сплошной разметкой):
3.3.1.2.1.4

Если пункт взимания платы, на котором осуществляется оплата проезда в обе стороны, расположен в одном и том же месте для обоих направлений движения автомобилей, то дорога, по остальным критериям рисующаяся в одно ребро, раздваивается недалеко от пункта оплаты и сводится в одно ребро после него.

3.3.1.2.2. Однорёберная отрисовка

Все дороги, не имеющие признаков двухрёберных дорог (см. 3.3.1.2.1), должны быть отрисованы в одно ребро.

3.3.1.2.2.1

Дополнительные рёбра дорог для выделенной разметкой полосы встречного или попутного движения общественного транспорта не рисуются:

3.3.1.2.3

Разноуровневые развязки рисуются аналогично самой дороге — в одно ребро для однорёберных и в два ребра для двухрёберных дорог:

3.3.1.2.4

Изменять способ отрисовки дороги (в одно либо в два ребра) на коротких участках из-за изменения количества полос движения или изменения разметки недопустимо. На территории населённых пунктов коротким считается участок длиной менее одного квартала.

При наличии на дороге физического разделителя дорога рисуется в два ребра. Исключение из этого правила ─ случаи, когда пара объектов, физически разделяющих полосы движения (образующих «островок безопасности» на пешеходном переходе), расположены один от другого на расстоянии, меньшем или приблизительно равном ширине пешеходного перехода. Например, пары светофоров или бордюров не изменяют отрисовку дороги с однорёберной на двухрёберную:

Не должны приводить к смене способа отрисовки разрывы в двойной сплошной разделительной линии, островки безопасности перед перекрёстком, заданные разметкой:

Сведение двухрёберной дороги в однорёберную должно производиться плавно (в противном случае сведение может быть ошибочно расценено навигатором как поворот):

Правильно

(изменение отрисовки — плавное)

Неправильно

(изменение отрисовки — не плавное)





3.3.1.2.5

Участки дорог, отрисованных в два ребра, должны быть параллельны, если они параллельны в действительности (зелёная стрелка на рисунке). Исключение из этого правила составляют места сужения или расширения дороги (синяя стрелка на рисунке):



3.3.1.3. Правила рисования прямолинейных и криволинейных участков дорог и поворотов

Правила рисования прямолинейных и криволинейных участков дорог следуют из общего правила рисования линейных объектов:

3.3.1.3.1. Рисование прямолинейных участков дорог

На прямолинейных участках дорог не должно быть промежуточных вершин:

Правильно Неправильно




3.3.1.3.2. Рисование криволинейных участков дорог

На криволинейных участках дорог количество задаваемых вершин должно быть таким, чтобы при просмотре карты в масштабе 18 не было заметно углов на плавных поворотах. Не следует рисовать узлов больше, чем нужно для выполнения этого требования:

Правильно Неправильно






3.3.1.3.3. Рисование поворотов

Повороты дорог рисуются так, чтобы при просмотре карты в масштабе 18 они выглядели плавными, без углов.

Примечание.

Повороты лестниц и примыкающих к ним пешеходных дорог, а также дорог класса 10, обеспечивающих связность пешеходных переходов с дорожным графом, разрешается не скруглять, сохраняя их реальную геометрию.

Не следует рисовать узлов больше, чем нужно для выполнения этого требования (как правило, достаточно трёх точек):

Правильно Неправильно




Чтобы нарисовать плавный поворот дороги, можно воспользоваться командой или инструментом скругления углов.

Внимание.

Если поворот дороги является частью Т-образного перекрёстка, следует руководствоваться правилом рисования таких перекрёстков (см. пункт 3.3.1.5.3.5).

См. также раздел 2.10.2. Объект: связанные правки.

3.3.1.4. Правила рисования разворотов при двухрёберной отрисовке

Если на дороге, отрисованной в два ребра, имеется разворот:

3.3.1.4.1

Двухсторонний разворот рисуют отрезком, перпендикулярным к рёбрам дороги.

Если полосы разворотов отделены друг от друга конструктивно (барьером, отбойником, газоном) или островком безопасности, заданным разметкой, то разворот рисуют двумя дугами:





3.3.1.4.2

Односторонний разворот рисуют дугой, указывая направление движения:



Пересечение с основной дорогой рисуется в точке, где прерывистая линия разметки переходит в сплошную.

3.3.1.5. Правила рисования перекрёстков

Перекрёстки, независимо от того, пересекаются на них однорёберные или двухрёберные дороги, рисуются на основании реальной возможности проезда по ним (с учётом имеющейся разметки, дорожных знаков, разрешённых поворотов и т. п.).

Правила рисования перекрёстков следующие:

3.3.1.5.1

Если дорога пересекается с двумя другими дорогами, проезжие части которых плавно переходят друг в друга (т. е. проезд с одной на другую производится без манёвров), то для таких дорог задаётся одна общая точка пересечения с первой (верхняя пара рисунков).

Если это условие не выполнено, задаются две точки пересечения (нижняя пара рисунков):









3.3.1.5.2

Размечать отдельными рёбрами повороты (съезды) на перекрёстках, а также съезды и выделенные полосы, проходящие параллельно основному движению дороги, требуется, только если они отделены от основной части дороги физическим препятствием (барьером, отбойником, газоном) или одним из указанных видов дорожной разметки:

  • островок безопасности;
  • разделительная автобусная полоса или велополоса;
  • двойная сплошная линия.
Примечание.

Расширение дороги перед перекрёстком на одну-две полосы отдельным ребром не рисуется.

Примеры случаев, когда необходимо создание съездов:

Примеры корректной и некорректной отрисовки съездов:

Правильно Неправильно




Пример правильной отрисовки съездов при наличии физического разделителя:

Примеры сложных развязок в ОАЭ, требующих отрисовки съездов отдельными ребрами:

3.3.1.5.2.1

Если съезд фактически является отдельной полосой (дальнейшее движение транспорта по другим направлениям, кроме самого съезда невозможно), то пересечение с основной дорогой рисуется в точке, где прерывистая линия разметки переходит в сплошную линию, отделяющую полосу, в которой возможно движение в основном направлении.

Если съезд выделен только островком безопасности без сплошной линии разметки, то его следует рисовать по центральной оси дорожного полотна от начала островка безопасности, а затем максимально быстро, но плавно сводить к основной дороге.

Правильно:

Неправильно:

Например, на рисунках у правой дороги первая полоса отдана исключительно под поворот, а у левой в первой полосе возможен как поворот, так и проезд прямо:

Правильно Неправильно

Если съезд не является отдельной полосой (возможно как движение на съезд, так и движение по основной дороге), то пересечение с основной дорогой рисуется в точке ответвления съезда от крайней полосы движения.

На изображении ниже синей стрелкой указана точка, в которой корректно начинать отрисовку съезда, красной — ошибочно:

3.3.1.5.2.2

Если между съездами есть участок, предназначенный только для проезда общественного транспорта (и такси, в случае отсутствия дополнительных знаков), то отрисовка съездов производится по общему правилу (без искусственных скруглений):

3.3.1.5.3

При отрисовке перекрёстков с комбинацией однорёберных и двухрёберных дорог с разделителями:

3.3.1.5.3.1

На перекрёстке двухсторонних дорог сведение двухрёберной дороги в однорёберную должно производиться после пересечения участков дорожного графа (за перекрёстком):





Внимание.

Сведение двухрёберной дороги в однорёберную должно рисоваться плавно (см. п. 3.3.1.2.4).

Примечание. Если за перекрёстком один из участков дорожного графа предназначен только для движения общественного транспорта, он также рисуется на карте и ему присваивается класс 7 (Дороги минимальной значимости):

Если к перекрёстку подходят две двухрёберные дороги и одна однорёберная с односторонним движением, то переход между двухрёберной и однорёберной дорогами рисуется не сведением, а способом, показанным на рисунке (зелёные стрелки указывают разрешённые направления движения):



3.3.1.5.3.2

Если к перекрёстку подходят две двухрёберных дороги (и одна или две однорёберные), то их сведение в одно ребро производится после перекрёстка:





3.3.1.5.3.3

Если двухрёберная дорога образует Т-образный перекрёсток с однорёберной дорогой, то она не сводится в однорёберную:





3.3.1.5.3.4

Если на перекрёстке комбинируются двухрёберные дороги с разделителями, то перемычки рисуются так, чтобы рисунок соответствовал реальным возможностям проезда по перекрёстку:

















3.3.1.5.3.5

На Т-образных перекрёстках дороги должны рисоваться без излишних изгибов и скруглений (даже если они присутствуют на местности). Слева правильно нарисованные пересечения показаны зелёными стрелками, неправильно — красной. Справа неправильный рисунок исправлен:

Правильно и неправильно Правильно

Это правило относится к дорогам всех классов, включая пешеходные дороги. Аналогично рисуются перекрёстки, когда дорога высшего класса поворачивает и к ней примыкает менее значимая дорога:

Правильно Неправильно

Плавным поворот рисуется только в случае наличия физического разделителя или соответствующей разметки:

3.3.1.5.3.6

Участки дорог, входящие в круговое движение, не должны иметь общей точки пересечения:

Правильно Неправильно

3.3.1.6. Правила рисования тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек

3.3.1.6.1

Пешеходные дороги (дороги класса Пешеходные дорожки) это:

  • дороги, ширина которых не позволяет двигаться на автомобиле,

  • пешеходные дорожки,

  • тротуары,

  • парковые и кладбищенские дороги,

  • пешеходные переходы через железнодорожные пути и автомобильные дороги,

  • пешеходные лестницы, мосты и тоннели.

Примечание.

При рисовании пешеходных дорог и тротуаров можно воспользоваться раскраской дорог Доступность пешеходам, в которой разными цветами выделены дороги, доступные и недоступные для пешеходов.

Не следует рисовать слишком много пешеходных дорог без твёрдого покрытия (тропинок) на ограниченной территории (например, в пределах одного двора), даже если их можно различить на спутниковом снимке. Следует выделить среди них ключевые (обеспечивающие доступ к пунктам культурно-бытового обслуживания, к остановкам общественного транспорта и т. п.) и рисовать только их.

Примечание.

Значимые пешеходные улицы (например, улица Арбат в Москве) относят к классу «7 Улицы в населённых пунктах» и устанавливают для них доступность только для пешеходов.

3.3.1.6.1.1

Не следует рисовать объекты, похожие на тротуары или пешеходные дорожки, но таковыми не являющиеся и не предназначенные для пешеходов (например, технические проходы):

Также техническими считаются узкие проходы вдоль дорог, дублирующие маршрут основного тротуара:

Кроме того, на карте не рисуются единичные участки пешеходных дорог, которые полностью физически изолированы от остальной сети.

Например, вход на данный мост ограничен постоянно закрытыми воротами, поэтому участок дороги на мосту не рисуется:

Не следует рисовать отдельными дорожками трамвайные пути с обустроенным дорожным покрытием, по которым запрещено движение транспорта:

3.3.1.6.1.2

Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки рисуются по условной «осевой» линии.

На площадных объектах, недоступных для проезда автомобилям, при отсутствии ярко выраженных «осевых» линий пешеходных дорог, отрисовку необходимо производить по кратчайшей траектории, по возможности под прямыми углами. Также дополнительно разрешается нарисовать пешеходные дороги по периметру площадного объекта.

3.3.1.6.2

Линии пешеходных переходов, тротуаров и пешеходных зон должны образовывать связную сеть со всей дорожной сетью в целом.

Сети парковых и кладбищенских аллей и пешеходных дорог должны соединяться с линиями тротуаров или автомобильных дорог (помеченных атрибутом доступности для пешеходов участков дороги) в тех местах, где они реально соединяются.

Например, на рисунке зелёной сплошной линией показан тротуар, пунктирной — сеть пешеходных дорог на кладбище, коричневой — участок автомобильной дороги; точка пересечения выделена красной стрелкой. Для простоты на рисунке изображен фрагмент дорожного графа:

3.3.1.6.2.1

Фрагменты дорожной сети, доступные для пешеходов, могут быть изолированы друг от друга.

Например, пешеходные дороги Кронштадта образуют фрагмент дорожной сети, изолированный для пешеходов от других районов города, поскольку он соединяется с ними только автострадой А-118 (КАД), недоступной для пешеходов:

В подобных ситуациях не следует искусственно связывать между собой изолированные фрагменты доступной для пешеходов дорожной сети, указывая доступность для пешеходов там, где она отсутствует.

Исключения из этого правила допускаются в ситуациях, описанных в п. 3.3.1.6.3.6.

3.3.1.6.3. Тротуары
3.3.1.6.3.1

Тротуары рисуются как отдельные дороги, если тротуар отделён от проезжей части физическим разделителем (газоном, ограждением в виде забора или цепей и т. п.). Столбики без цепей, установленные между дорогой и тротуаром, физическим разделителем не считаются.

Тротуары, идущие вплотную к проезжей части (отделённые от неё только бордюром) рисуются как отдельные дороги вдоль дорог классов 1─7:

Также разрешается рисовать тротуары вдоль дорог 8 класса, при условии, что между тротуаром и дорогой есть перпендикулярная парковка авто:

3.3.1.6.3.2

Обочина автомобильной трассы не является тротуаром и не рисуется отдельной дорогой.

Если обочина участка дороги доступна для движения пешеходов, то тротуар вдоль этого участка не рисуется, а участок дороги помечается атрибутом доступности для пешеходов.

3.3.1.6.3.3

Для обеспечения связности дорожной сети в местах, где тротуар заканчивается, но дальнейшее движение пешеходов возможно по обочине автомобильной дороги, следует плавно соединить линии тротуара и автомобильной дороги отрезком пешеходной дороги (на рисунке зелёный пунктир):

3.3.1.6.3.3.1

Технические соединения пешеходных дорог и тротуаров с автострадами (дорогами класса 1) не рисуются. Например, линия тротуара на остановке на МКАД заканчивается на схеме там, где тротуар заканчивается на местности:

3.3.1.6.3.4

В случаях когда отсутствуют надземные и подземные пешеходные переходы, а также когда на перекрёстках нет ни знаков, ни разметки («зебры»), пешеходная дорога проводится через перекрёсток как продолжение линии тротуара, если:

  • проезжая часть/проезжие части пересекаемой дороги имеют 3 или менее полос движения,

  • пересекаемая дорога не имеет сплошной осевой линии:

3.3.1.6.3.5

В местах, где пешеходная дорога подходит к автомобильной, пересечение дорог может быть нарисовано:

  • по пешеходному переходу (при наличии такового),

  • без пешеходного перехода, если пересекаемая автомобильная дорога не имеет сплошной осевой линии:

Если пересекаемая автомобильная дорога имеет сплошную осевую линию, то пешеходная дорога или рисуется как отдельная дорога до ближайшего пешеходного перехода или (при отсутствии обочины) заканчивается тупиком:

3.3.1.6.3.6
Если часть дорожной сети с доступностью пешеходу изолирована от общей сети дорог с пешеходной доступностью (например, дороги промзоны выходят на улицу без тротуара и обочины с одной стороны), разрешается нарисовать переход: дорогу-перемычку класса 10 с доступностью пешеходам, которая соединит изолированный фрагмент сети дорог с тротуаром.
При этом должны выполняться следующие условия:
  1. Переход от изолированной части к тротуару не пересекает физическое препятствие (например, забор или газон).
  2. Встречные полосы движения автомобильной дороги, которую пересекает переход, не должны быть разделены разделительной полосой, либо односторонняя дорога имеет 3 полосы движения или менее.
Примеры:
  • Переход (зелёная линия) рисуется:

  • Переход (красная линия) не рисуется — ему бы пришлось пересечь физическое препятствие, газон:

  • Переход (красная линия) не рисуется — ему бы пришлось пересечь автомобильную дорогу, имеющую более трёх полос движения:

3.3.1.6.3.7

Разрешается наносить на карту дороги, находящиеся на разных уровнях и обеспечивающие быстрый проход между зданием аэропорта и его инфраструктурой (например, парковкой).

При этом дороги в здании, проходящие не по первому этажу, должны иметь уровень, отличный от нулевого.

3.3.1.6.4. Пешеходные переходы
3.3.1.6.4.1

Линии пешеходных переходов проводятся по середине переходов.

3.3.1.6.4.2

Если пешеходный переход заканчивается на площади, доступной для пешеходов, то точки окончания переходов и точки выхода на площадь пешеходных дорог связываются участками условных пешеходных дорожек. Такие дорожки рисуются по возможности под прямыми углами друг к другу и в минимально возможном количестве.

На рисунке пешеходные дороги показаны жёлтыми линиями, подземный переход — жёлтым пунктиром, условные соединительные дорожки — зелёными линиями:

3.3.1.6.4.3

Линии надземных и подземных пешеходных переходов доводятся до точек начала подъёма/спуска (многосекционные подъёмы/спуски рисуются упрощённо, не более чем двумя секциями):

3.3.1.6.4.4

Двойные пешеходные переходы (две расположенные рядом «зебры», по каждой из которых можно идти в одну сторону) рисуются в одно ребро с направлением движения в обе стороны.

3.3.1.6.4.5

Пешеходные переходы через железнодорожные пути рисуются только в том случае, если они представляют собой:

  • надземные переходы,
  • подземные переходы,
  • организованные наземные переходы (с ограждениями, настилами).
3.3.1.6.5. Велосипедные дороги

Велосипедные дороги рисуются как отдельные дороги только в том случае, если они физически выделены на местности как велосипедные дороги и/или подтверждены наличием дорожных знаков или дорожной разметки:

В остальных случаях следует ограничиться установлением атрибута Доступен для велосипедистов для участков автомобильных (или пешеходных) дорог.

Если с пешеходной дорожки/тротуара есть беспрепятственный доступ на велодорожку, то пешеходные дороги, соединяющиеся с этим тротуаром, необходимо доводить до велодорожки (не меняя доступности):

3.3.1.6.6

Пешеходные дороги, проходящие через внутренние помещения зданий, рисуются только в том случае, если это — отдельно расположенные контрольно-пропускные пункты (КПП) или пункты досмотра, через которые осуществляется пропуск пешеходов на закрытые (ограниченные) территории организаций.

Например:

3.3.1.7. Правила рисования препятствий на дорогах

Чтобы предотвратить автоматическое построение маршрутов, проходящих по участкам дорог, отделённым от дорожной сети препятствиями (контрольно-пропускными пунктами, шлагбаумами, воротами, дорожными знаками «Въезд запрещён» и «Движение запрещено», бетонными блоками, ж/д переездами и т. п.) и по участкам дорог, проходящим по ограждённым территориям, такие участки рисуются следующим образом:

3.3.1.7.1

Часть дороги, отделенная от дорожной сети контрольно-пропускными пунктами (кроме пограничных КПП — они не отмечаются условием движения «Ограничение на въезд, вход»), воротами или шлагбаумами, рисуется отдельным участком дороги. Там, где расположены ворота, шлагбаум или КПП, создается пересечение участков дорог (если участок дороги нарисован ранее, он разрезается на два):

Это пересечение дополняется условием движения типа «Ограничение на въезд, вход».

При создании нового ограничения на въезд, поле Действует для заполняется максимально корректно в соответствии с реальной ситуацией на местности, которую следует уточнить по открытым источникам.

Если уточнить ситуацию возможности нет, разрешается не включать в ограничение пешеходов и велосипеды.

Примечание.

Манёвры типа «Ограничение на въезд, вход» должны быть согласованы на всех въездах на ограниченную территорию (если создаётся новый манёвр, доступность ТС следует привести в соответствие с остальными въездами/входами на территорию).

Ограничение на въезд, вход не устанавливается на выездах с ограниченной территории, независимо от количества выездов на местности.

Если на ограниченную территорию (предприятия, жилого комплекса, коттеджного посёлка или иную) есть несколько въездов, один из которых ─ гостевой, а остальные ─ служебные, то все въезды дополняются условием движения типа «Ограничение на въезд, вход». Кроме того, для служебных въездов, ─ в этом же пересечении добавляются условия движения типа «Запрещённый манёвр».

Примечание.

К служебным въездам также относят резидентные въезды, въезды для спецтехники (в том числе служб доставки почты, подвоза товаров в торговые организации) и въезды, предназначенные для использования в нештатных или аварийных ситуациях.

Например, на схеме синей стрелкой отмечен гостевой въезд, красной ─ служебный, зеленой ─ место установки запрещённого манёвра (тот же узел, в котором установлено ограничение на въезд):

Примечание.

Если участки дороги находятся на не полностью ограниченной территории (не все въезды внутрь территории закрыты КПП или шлагбаумами), то в местах расположения КПП и шлагбаумов устанавливаются условия движения типа «Ограничение на въезд, вход» в обоих направлениях.

При оценке ограниченности территории для механических ТС учитываются только дороги 1-8 класса.

Если на ограниченной территории (предприятия, жилого комплекса, коттеджного поселка или иной) часть въездов или входов не предусматривают проход пешеходов и/или проезд такси, то в местах КПП создаются запрещённые манёвры с включённой пиктограммой пешехода и/или такси.

Если расположенные близко друг к другу шлагбаумы или ворота (либо шлагбаум + ворота) работают в качестве комплексного пропускного пункта, то они должны быть отмечены одним манёвром «Ограничение на въезд, вход»:

Примечание.

Односторонние резидентные въезды на территорию не считаются изолированными от дорожной сети:

3.3.1.7.2
Наличие дорожных знаков «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено» задаётся атрибутом Жилая зона (см. п. 3.3.2.15. Жилая зона).
3.3.1.7.3

При рисовании дорожной сети территорий, отделённых от дорожной сети контрольно-пропускными пунктами или шлагбаумами, доступность участков дорог задаётся в соответствии с реальной ситуацией. Если проезд в пределы такой территории технически возможен и при этом нет дополнительных ограничений (знаками дорожного движения) по видам транспортных средств, а на въезде/выезде уже поставлено условие проезда по пропускам, то убирать из атрибутов доступность ТС не следует.

Примечание. Если въезд такси на территорию запрещён административно (без установления знака запрета на въезд), то на всех въездах на эту территорию следует отключить доступность такси с участков дорожного графа.
3.3.1.7.4

Наличие знака «Въезд запрещён» задаётся условием движения типа «Запрещённый манёвр». Условие движения «Запрещенный маневр» ставится при этом непосредственно на перекрёсток автомобильных дорог, после которого расположен знак.

Исключения:
  • Если въезд на территорию осуществляется по единственной дороге, на которой установлен знак «Въезд запрещён», но фактически под знак разрешено проезжать местным жителям и работникам организаций, расположенных на закрытой знаком территории, то в ближайшем пересечении дорожного графа перед знаком устанавливается условие движения «Ограничение на въезд, вход».
  • Если единственная дорога на территорию закрыта знаком «Въезд запрещён» и движение под знак запрещено для всех, кроме спецтранспорта, то на этой дороге убирается доступность всем видам транспорта, кроме пешеходов и велосипедистов, и класс дороги понижается до «Пешеходные и велодорожки» (класс 10).

Если на дороге установлено препятствие для проезда (например, если сквозной проезд по внутриквартальному проезду перекрыт бетонным блоком или воротами, которые фактически не используются даже для проезда служебного транспорта или местных жителей / сотрудников /арендаторов), то в месте его установки дорога разрезается. С образовавшимся пересечением связываются два условия движения типа «Запрещённый манёвр» (запрещают проезд через препятствие в обоих направлениях):

При такой отрисовке дорожная сеть в месте установки препятствия сохраняет связность, но маршрут, пересекающий препятствие, не может быть построен.

Если же на какой-либо участок дороги невозможно попасть на автомобиле из-за препятствий, установленных на дороге с обеих сторон (к примеру, бетонных блоков в начале и конце участка), то ему следует присвоить класс 10 (Пешеходные и велодорожки), при этом условия движения типа «Запрещённый манёвр» на карте не создаются.

Внимание.

При отображении постоянного препятствия на дороге следует разрывать участок дорожного графа в месте установки препятствия.

Не разрешается использовать уже существующее пересечение графа для создания запрещённого манёвра данного типа.

Правильно Неправильно
3.3.1.7.4.1

Если проезд запрещён ПДД (разметкой или дорожными знаками), но специальные документы (пропуска) позволяют части транспортных средств (или конкретному автомобилю) игнорировать запрет, то условие движения проставляется на общих основаниях: Запрещённый манёвр, а не Ограничение на въезд, вход (см. п. 3.3.1.7.4).

3.3.1.7.5

При рисовании дорожной сети, которая пересекается с железнодорожным переездом, в месте пересечения следует задать размещение объекта «Железнодорожный переезд» (см. раздел 3.8.6. Железнодорожные переезды).

3.3.1.7.6

Шлагбаумы на паромных и ледовых переправах ограничением на въезд не размечаются.

3.3.1.7.7

Так как пешеходная маршрутизация не учитывает атрибут направления движения на участках дорожного графа, то допустимо создавать ограничение на проход пешеходов против направления движения на дороге в случае, если шлагбаум или ворота ограничивают вход на территорию.

3.3.1.8. Правила рисования сезонных дорог

К сезонным дорогам относятся паромные и ледовые переправы, автозимники.

Ввиду полного или частичного отсутствия сезонных дорог на спутниковых снимках, их отрисовка производится на основании личных знаний о том, как организована переправа, а также официальной информации, подтверждающей их существование и содержащей указание пункта отправления и пункта назначения.

3.3.1.8.1
Паромным переправам задаётся значение «паромная переправа» атрибута Тип сооружения; для ледовых переправ и автозимников значение этого атрибута оставляется незаполненным (значение «Нет»).
3.3.1.8.2

Для именованных сезонных дорог допускается указание названия типа «официальное». Название «для подписи на карте» — не задаётся. См. п. 3.3.3.3.3.4. Трассы без номера с собственным названием.

3.3.1.8.3

Ледовые переправы, организованные на месте временно прекращающих работу паромных переправ или в непосредственной близости от них (при условии, что начальный и конечный пункты ледовой переправы совпадают с таковыми паромной переправы), создаются путём редактирования атрибутов уже существующих на карте участков дорог.

Удалять паромные переправы с карты в таких местах запрещается. Все правки следует производить по уже имеющимся участкам дорог.

3.3.1.8.4

Пешеходные дороги, образующиеся и доступные только в зимний период, на карте не рисуются.

Например, лыжные трассы и пешеходные тропинки, проходящие по водоёмам.