3.16.1. Правила рисования объектов водного транспорта

Водный транспорт на карте представлен участками водных транспортных линий, станциями и маршрутами водного транспорта.

3.16.1.1. Правила рисования участков водных транспортных линий

При отрисовке участков водных транспортных линий требуется выполнять следующие правила:

3.16.1.1.1

Водные транспортные линии (маршруты) рисуются для следующих разновидностей маршрутов:

  • регулярные пассажирские маршруты водного транспорта, включая сезонные;
  • паромные переправы, в которых возможна перевозка пассажиров без транспортных средств (т. н. «пеших» пассажиров);
  • прочие фактически существующие маршруты водного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров на регулярной основе по установленному расписанию.
3.16.1.1.2

Водные транспортные линии (маршруты) следует отрисовывать по возможности как можно ближе к реальным маршрутам движения судов.

При отрисовке водных транспортных линий (маршрутов) допустимо использовать открытые источники, например, навигационные атласы и лоции.

При этом манёвры судов около причалов и пристаней (например, для подхода к пристани носом против течения), движения судов по разным сторонам судового хода усредняются при рисовании маршрутов водного транспорта.

В случае если траектории движения по маршруту в течение дня или в разные дни отличаются, то следует выбрать наиболее частотную траекторию.

Рисовать движение маршрута в разные стороны, используя разные участки линий водного транспорта, можно только в исключительных случаях, когда есть достоверные сведения о регулярном движении прямых и обратных рейсов по разным траекториям. Такие действия могут выполнять только сотрудники.

3.16.1.1.3

Водные транспортные линии рисуются так, чтобы выполнялось 2.6.1.1.1. Общее правило рисования линейных объектов.

3.16.1.1.4

В исключительных случаях возле станции водного транспорта могут быть нарисованы технические участки водных транспортных линий, образующие петлю, которая обеспечит правильную работу ниток водного транспорта.

Дорисовывать технические участки разрешено только пользователям, имеющим права на работу с нитками маршрутов общественного транспорта (см. раздел 3.14.3. Правила создания и атрибутирования ниток маршрутов общественного транспорта).

3.16.1.1.5

Линия маршрута не должна проходить по островам, отмелям и прочим участкам суши, кроме маршрутов, действующих на период паводка или морских приливов.

Например, маршруты Волгоград – Зайчики, Архангельск – Патракеевка:

3.16.1.2. Правила рисования станций водного транспорта

В разделе:

3.16.1.2.1. Картирование пристаней и прочих причальных сооружений

Станциями водного транспорта типа Пристань разрешено рисовать пристани, пирсы, причальные стенки, причальные понтоны, яхт-клубы и марины, лодочные стоянки и станции, а также необорудованные места посадки и высадки на берег на маршрутах водного транспорта. Также разрешено рисовать дебаркадеры, выполняющие роль пристаней.

Станциями водного транспорта типа Пристань могут обозначаться как непосредственно каждый отдельный причал, так и группа причалов.

Одиночные объекты обозначаются в следующих случаях:

  • пристань или причал имеет транспортное значение (участвует в маршрутах водного транспорта);
  • пристань или причал входит в состав порта, комплекса сооружений речного или морского вокзалов и имеет собственное, подтверждаемое на местности или расписаниями и схемами, название или номер (не используемый исключительно в служебных документах);
  • пристань или причал имеет важное историческое значение, является достопримечательностью;
  • пристань оборудована дебаркадером;
  • пристань или причал является отдельно расположенным объектом, другие пристани и причалы рядом отсутствуют.

В остальных случаях значком пристани обозначается группа объектов:

  • Понтоны, пирсы, причалы, дебаркадеры, принадлежащие яхт-клубам, лодочным стоянкам, маринам,— обозначаются как группа причалов, обозначающих непосредственно данный яхт-клуб, лодочную станцию, стоянку или марину.

    Как отдельные причалы они не размечаются, даже при наличии подтверждаемых на местности названий и номеров внутри яхт-клуба, лодочной станции, стоянки или марины.

  • Все прочие не подлежащие именованию причальные сооружения, стенки, понтоны, мостки, пирсы, расположенные близко друг к другу вдоль единой береговой линии (включая пристани и причалы на территории портов, в составе комплекса сооружений речных и морских вокзалов — при отсутствии или невозможности установить их собственное название или номер).

    Такие пристани и причалы отмечаются группами до десяти объектов в каждой. Значок устанавливается в центр группы на наиболее значимую или наибольшую по размерам пристань или причал. Допустимо также корректировать состав группы по потенциальной или фактической принадлежности пристаней и причалов к определённой организации.

    Примечание. Именованная пристань также может обозначать группу объектов. Создавать новые пристани в таком случае не нужно.
Внимание. Не размечаются пристанями:
  • Пристани, причалы и понтоны на территории частных домовладений, без доступа посторонних лиц:

  • Плавучие дома и бани:

  • Яхт-клубы, лодочные стоянки, станции и базы при отсутствии каких-либо причальных сооружений:

  • Прочие плавучие сооружения, включая суда и корабли, не имеющие пешеходной связи с берегом, даже если они находятся на постоянной стоянке.

    Например: устричные фермы, нефтяные платформы, плоты и их стоянки, плавмастерские и плавмагазины, земснаряды и драги:

При картировании нестационарных объектов следует понимать, что их могут убирать после завершения периода навигации. В межнавигационный период они могут находиться в затонах судоремонтных заводов, ремонтно-эксплуатационных базах флота и прочих стоянок. Если подобный объект в период навигации регулярно находится в одном и том же месте, то в межнавигационный период его не следует удалять с карты. Соответствующие объекты в местах стоянок в межнавигационный период не размечаются.

Картирование объектов зависит от типа сооружения:

3.16.1.2.1.1. Причальные стенки

При причаливании судов непосредственно к причальной стенке значок пристани ставится на границу гидрографии, приблизительно в центр длины такой стенки:

3.16.1.2.1.2. Причальные понтоны и дебаркадеры

При причаливании судов к понтону или дебаркадеру, значок пристани устанавливается на границу гидрографии в точке начала понтонного моста, ведущего на пристань:

3.16.1.2.1.3. Пирсы
  • Пирсы, расположенные на опорах (сваях), над поверхностью воды.

    Значок устанавливается на границу гидрографии в начало пирса над водой в середину его ширины:

  • Пирсы, представляющие собой полностью капитальную конструкцию (искусственное продолжение суши), выступающую в акваторию водоёма.

    Значок пристани устанавливается на наиболее дальний от берега конец такого пирса.

    Картирование пристаней, расположенных вдоль такого пирса, производится по тем же правилам, что и вдоль обычной береговой линии.

Важно. При картировании важно не путать пирсы с молами и другими гидротехническими сооружениями. Мол — это гидротехническое сооружение, построенное для защиты акватории порта от волн и обычно не предназначенное для швартовки судов. Но в маленьких портах стенка мола со стороны внутренней акватории может использоваться для швартовки судов. В таких случаях рекомендуется рассматривать объект как причальную стенку.
3.16.1.2.1.4. Необорудованные пристани и места посадки на маршруты водного транспорта

Необорудованные пристани размечаются в местах фактической посадки / высадки пассажиров на границе гидрографии.

3.16.1.2.1.5. Несколько вариантов прохода к судну

В случае, если проход к судну с берега возможен в нескольких вариантах (например, разделение потоков на посадку и высадку, разные проходы при разных уровнях урезов воды), то значок устанавливается на тот путь, который используется для посадки пассажиров и является наиболее часто используемым в период всей навигации. Все прочие пути дополнительными значками пристань не отмечаются.

Это же правило используется, если швартовка судов осуществляется к одному сооружению, а высадка и посадка производится через другое.

3.16.1.2.2. Картирование яхт-клубов, лодочных стоянок и станций, марин

Обозначаются по правилу «одна организация — один значок». Если определить принадлежность организации невозможно, то до появления уточняющей информации предлагается считать все близко расположенные друг к другу причалы как причалы одной организации.

Значок ставится на точку общего входа на пирсы, причалы, понтоны на границе гидрографии. Если проход на пирсы и понтоны с берега осуществляется на каждый индивидуально — картируется проход на наибольший пирс или понтон. В случае невозможности выделить таковой — значок пристань ставится приблизительно в центр стоянки, на границу гидрографии.

3.16.1.2.3. Картирование портов, морских и речных вокзалов

Значки устанавливаются так, чтобы не перекрывать адресную точку.

Значок порта устанавливается на главное здание диспетчерской, вышку управления работами и т. п.

В случае отсутствия диспетчерской, вышки управления и т. п. или при невозможности установить их местоположение, значок порта устанавливается на главное административное здание порта (при условии, что оно находится непосредственно на территории порта). В случае невозможности его установить значок порта устанавливается на сушу, приблизительно в центр территории порта.

Значок морского или речного вокзала устанавливается приблизительно в центр главного здания.