3.3.4. Препятствия и условия движения на дорогах
Чтобы отразить запреты и ограничения движения в том или ином направлении на пересечениях дорог, запреты и ограничения движения по участкам дорог, отделенным от дорожной сети препятствиями (КПП, шлагбаумами, воротами, дорожными знаками, бетонными блоками и т.п.), предотвратить построение маршрутов через ограниченные территории, на карте используются специальные объекты ─ «Условия движения» (или «Манёвры»).
В настоящий момент манёвры, действующие исключительно на грузовой транспорт, создаются и редактируются только сотрудниками.
3.3.4.1. Условия движения
На Народной карте используются «Условия движения» трёх типов:
- 3.3.4.1.1. Запрещённый манёвр
-
Применяется для отображения:
действия знаков, запрещающих различные манёвры (например, «Поворот направо запрещён», «Поворот налево запрещён» и т. п.);
въездов/входов, не использующихся в настоящее время и постоянно закрытых (постоянно закрытые ворота, бетонные блоки и т.п.);
резидентных въездов/входов на территорию при наличии гостевого въезда/входа;
запретов на проезд при наличии исключений для определённых транспортных средств (например, проезд запрещён разметкой или знаками, но специальные документы позволяют части транспортных средств игнорировать этот запрет);
действия знака «Въезд запрещён» («Запрещённый манёвр» ставится при этом непосредственно на перекрёсток автомобильных дорог, после которого расположен знак);
запретов на какой-либо манёвр для определенного вида транспорта (например, запрет поворота налево для велосипедистов на многополосных автодорогах);
ограничений или препятствий, действующих для прохода пешеходов и/или велосипедистов, проезда такси на определённую территорию при наличии альтернативного входа и выхода, въезда и выезда с территории (например, через КПП разрешён только въезд автомобилей, для пешеходов есть отдельный вход);
технических запретов на более длинный проезд перекрёстка, при наличии короткого проезда по съезду/основной дороге (если хотя бы один из участков дороги не имеет твёрдого покрытия, технический запрет не добавляется). Например:
технических запретов на короткий проезд перекрёстка, не предусмотренный ПДД (если хотя бы один из участков дороги не имеет твёрдого покрытия, технический запрет не добавляется):
запретов кольцевого разворота на перекрёстке (применяются только сотрудниками в исключительных случаях, когда на перекрёстке двухрёберных дорог маршрут прокладывается с использованием двух разворотов подряд):
- 3.3.4.1.2. Разрешённый разворот
-
Устанавливается:
- на однорёберных дорогах классов 1-7 в местах разрыва сплошной разметки;
- в пересечениях однорёберных дорог классов 1-7 с дорогами классов 1-9 (если разворот не запрещён знаками и/или разметкой);
- на дорогах класса 1-9 — если в данном месте осуществляется разворот маршрутного транспорта (при этом в поле «Доступен для» включается только значение «Общественный транспорт»).
- 3.3.4.1.3 Ограничение на въезд/вход
-
Применяется для отображения:
- шлагбаумов (в том числе шлагбаумов на платных парковках и шлагбаумов на въезде на общедоступную территорию аэропортов);
- контрольно-пропускных пунктов, проходных (ограничивающих проезд транспорта и/или проход пешеходов);
- въезда на территорию по единственной дороге, если он закрыт знаком «Въезд запрещён» или его аналогом, но фактически под знак разрешено проезжать местным жителям и работникам организаций, расположенных на закрытой знаком территории. Ограничение в таком случае устанавливается в ближайшем пересечении перед знаком;
- ситуации, когда проезд по общедоступной дороге (класс 6-7, не помечена атрибутом «Жилая зона» из-за установленных в других местах знаков) с одной стороны ограничен знаком «Движение запрещено» или «Движение механических транспортных средств запрещено», а с другой стороны беспрепятственен. Ограничение в таком случае устанавливается в ближайшем пересечении перед знаком.
Ограничения на въезд/вход не устанавливаются для следующих объектов:
- шлагбаумы на железнодорожных переездах (см. раздел 3.8.6. Железнодорожные переезды);
- шлагбаумы на пунктах оплаты проезда платных дорог, в том числе на паромных и ледовых переправах, а также шлагбаумы на постах ГИБДД;
- шлагбаумы на участках дорог с доступностью только для общественного транспорта (или для общественного транспорта в сочетании с пешеходами и/или велосипедистами);
- никогда не закрывающиеся ворота и шлагбаумы;
- КПП на государственных границах;
- знаков «Въезд запрещён» с поясняющей табличкой, что знак не действует для людей, проживающих за знаком, работников организации и т.п., а также знаков «Движение запрещено», установленных перед дорогой класса 8;
- шлагбаумов на выездах с полностью ограниченной территории.
3.3.4.2. Правила рисования
- 3.3.4.2.1
-
В состав условия движения включается минимальное число рёбер, которые однозначно опишут запрет/ограничение.
При создании запрещённого/ограничивающего манёвра на перекрёстке, в который входит дорога, отрисованная в два ребра, узлом для разметки манёвра следует выбирать тот узел, который является начальным для проезда перекрёстка в соответствующем направлении:
Правильно Неправильно Правильно Неправильно - 3.3.4.2.2
-
При отображении на карте препятствий для проезда/прохода (КПП, ворот, шлагбаумов и т.п.) участки дорожного графа в месте установки манёвров типа «Ограничение на въезд, вход» разрезаются. Использовать уже существующие пересечения для создания подобных манёвров не разрешается.
Правильно Неправильно Правильно Неправильно - 3.3.4.2.3
-
Наличие на дороге препятствий (КПП, ворот, шлагбаумов, бетонных блоков, дорожных знаков) не должно приводить к отключению видов транспортных средств (ТС) на участках дорог. Если проезд в пределы ограниченной территории технически возможен, и при этом нет дополнительных ограничений (знаками дорожного движения) по видам транспортных средств, а на въезде/выезде уже поставлено условие проезда по пропускам, то убирать из атрибутов участков дорог доступность ТС не следует.
Исключением являются случаи, когда въезд такси на ограниченную территорию запрещён административно (без установления знака запрета на въезд). В таких случаях на всех въездах на эту территорию и участках дорог, находящихся на ней, следует отключить доступность такси с участков дорожного графа.
- 3.3.4.2.4
-
Если единственный или все въезды/входы на территорию (предприятия, жилого комплекса, коттеджного посёлка или иную) ограничены препятствиями, то манёвры типа «Ограничение на въезд, вход» создаются на единственном или на всех въездах/входах на территорию. Манёвры, ограничивающие выезд/выход с территории, при этом не создаются.
Если не все въезды/входы на территорию ограничены препятствиями, то в местах расположения препятствий устанавливаются «Ограничения на въезд, вход» в обоих направлениях. При оценке ограниченности территории для механических ТС учитываются только дороги 1-8 класса.
Например, на картинке ниже показан гаражный комплекс, въезд в который с одной стороны ограничен шлагбаумом (белая стрелка), а с другой — свободен (желтая стрелка). В месте расположения шлагбаума создаются два встречных «Ограничения на въезд, вход».
- 3.3.4.2.5
-
Если на ограниченную территорию есть несколько въездов/входов, один из которых ─ гостевой, а остальные ─ служебные, то на всех въездах/входах на территорию создаются «Ограничения на въезд, вход», а для служебных въездов/входов в этом же пересечении добавляются два встречных «Запрещённых манёвра».
Например, на схеме синей стрелкой отмечен гостевой въезд, красной ─ служебный, зеленой ─ место установки запрещённых манёвров (тот же узел, в котором установлено ограничение на въезд):
К служебным въездам/входам относят резидентные въезды/входы (въехать/войти через которые можно только при наличии ключа, пропуска и т.п.), въезды для спецтехники (в том числе служб доставки почты, подвоза товаров в торговые организации), въезды, предназначенные для использования в нештатных или аварийных ситуациях.
Односторонние резидентные въезды на территорию не считаются изолированными от дорожной сети:
- 3.3.4.2.6
-
Препятствия для проезда/прохода, расположенные внутри ограниченной территории, показываются двумя встречными «Ограничения на въезд, вход».
Например, на картинке ниже белыми стрелками показаны шлагбаумы, ограничивающие въезд на территорию, а желтой стрелкой показан шлагбаум, расположенный внутри этой ограниченной территории. В местах, показанных белыми стрелками, создается по одному «Ограничения на въезд, вход», а в месте, показанном желтой стрелкой ─ два встречных «Ограничения на въезд, вход».
- 3.3.4.2.7
-
Манёвры типа «Ограничения на въезд, вход» должны быть согласованы на всех въездах и входах на ограниченную территорию. При создании нового манёвра следует проверять расстановку остальных манёвров на территории, создавать недостающие манёвры и удалять лишние, согласовывать доступность ТС в манёврах.
- 3.3.4.2.8
-
Если расположенные близко друг к другу шлагбаумы или ворота (либо шлагбаум + ворота) работают в качестве комплексного пропускного пункта, то они должны быть отмечены одним манёвром «Ограничение на въезд, вход»:
- 3.3.4.2.9
-
Если на дороге установлено препятствие для проезда/прохода, которое фактически перекрывает движение по этой дороге (например, если сквозной проезд по внутриквартальному проезду перекрыт бетонным блоком), то в месте его установки создаются два «Запрещённых манёвра» (запрещают проезд/проход через препятствие в обоих направлениях):
При такой отрисовке дорожная сеть в месте установки препятствия сохраняет связность, но маршрут, пересекающий препятствие, не может быть построен.
Если же на какой-либо участок дороги невозможно попасть на автомобиле из-за препятствий, установленных на дороге с обеих сторон (например, бетонных блоков в начале и конце участка), то ему следует присвоить класс 10 (Пешеходные и велодорожки), при этом «Запрещённые манёвры» на карте не создаются.
- 3.3.4.2.10
-
Наличие дорожных знаков «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено» задаётся атрибутом Жилая зона (см. п. 3.3.2.15. Жилая зона).
- 3.3.4.2.11
-
Если единственная дорога, ведущая на территорию, закрыта знаком «Въезд запрещён», и движение под знак запрещено для всех, кроме спецтранспорта, то на этой дороге убирается доступность всем видам транспорта, кроме пешеходов и велосипедистов, и класс дороги понижается до «Пешеходные и велодорожки» (класс 10).
- 3.3.4.2.12
-
Так как пешеходная маршрутизация не учитывает атрибут направления движения на участках дорожного графа, то допустимо создавать ограничение на проход пешеходов против направления движения на дороге в случае, если шлагбаум или ворота ограничивают вход на территорию.
3.3.4.3. Правила добавления и атрибутирования
Условие дорожного движения может быть задано только после того, как завершено картирование участков дороги, на которые оно распространяется.
Для каждого перекрёстка может быть задано столько условий движения, сколько необходимо.
Объект «Условие дорожного движения» задаётся как совокупность компонентов:
- Пересечение (или перекрёсток), на котором условие движения вступает в силу.
- Тип условия движения: «Запрещённый манёвр», «Разрешённый разворот», «Ограничение на въезд, вход».
Участок или участки дороги, на которых действует условие движения.
Для условий типа «Разрешённый разворот» это один участок дороги; для условий «Ограничение на въезд, вход» и «Запрещённый манёвр» это два участка дороги или более — до и после того пересечения, на котором вступает в силу условие движения.
Условие дорожного движения можно добавить разными способами:
- Выбрать команду, в открывшейся панели выбрать нужное условие дорожного движения, затем выбрать на карте то пересечение, с которым будет связано новое условие.
- Выбрать на карте нужное пересечение, затем связать с ним новое условие движения.
Дальнейшие действия выполняются одинаково.
- Определите нужное пересечение (например, по наличию дорожного знака).
Если такого пересечения нет, его следует создать.
Например, на рисунке предписывающие знаки перед перекрёстком показывают обязательные направления движения и запрещают поворот налево:
На Яндекс Карте это место выглядит так (направление движения указано зелёной стрелкой):
- Нажатием выделите пересечение на карте (откроется панель атрибутирования Пересечение дорог):
- В открывшейся панели атрибутирования Пересечение дорог, в области Условия движения нажмите Добавить. Откроется панель Условие движения):
- В открывшейся панели Условие движения выбором из списка задайте значение типа манёвра:
- На карте нажатием укажите начальный элемент манёвра — участок дороги, на который распространяется условие движения, до того перекрёстка, на котором оно вступает в силу:
Заданный (начальный) элемент манёвра помечается красной стрелкой:
Если на предыдущем шаге задан тип манёвра «Разрешённый разворот», то указывается только один (начальный) элемент манёвра.
При создании на карте он помечается значком:
Панель дополнена кнопкой Перерисовать
.
Примечание.При её нажатии введённые данные удаляются и задание условия движения выполняется повторно.
- На карте нажатием укажите конечный элемент (или несколько элементов) манёвра (участок или несколько участков дороги, на которые распространяется условие движения, после того перекрёстка, на котором оно вступает в силу):
Заданный (конечный) элемент манёвра также помечается красной стрелкой:
Повторное нажатие на участок дороги исключает его из состава манёвра.
В поле Действует для укажите, на какие виды транспортных средств распространяется действие манёвра (следует указывать те транспортные средства, на которые распространяется данное ограничение, за исключением ОТ: например, если через ограничение нельзя проехать на велосипеде не спешившись, то его следует включить в указанное поле).
Значение атрибута задаётся нажатием нужной пиктограммы левой кнопкой мыши (последовательные нажатия включают/выключают признак доступности участка дороги для пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта, грузовиков, легковых автомобилей, такси).
Включение/выключение признака маркируется отображением пиктограммы (при выключении признака доступности кнопка становится полупрозрачной):
→
При создании нового «Ограничения на въезд, вход» поле Действует для заполняется максимально корректно в соответствии с реальной ситуацией на местности, которую следует уточнить по открытым источникам. Если уточнить ситуацию возможности нет, разрешается не включать в ограничение пешеходов и велосипеды.
Для условий дорожного движения «Разрешённый разворот» и «Ограничение на въезд, вход» в значении атрибута Действует для «Общественный транспорт» (ОТ) должен быть отключен (неактивен).
Редактировать атрибут общественного транспорта в поле Действует для разрешается только сотрудникам и пользователям, имеющим экспертные права в слое «Транспорт» или права на редактирование ниток ОТ (указанные правки вносятся в случаях исключительной необходимости).
Для уже существующих на карте манёвров редактирование доступности ОТ не является обязательным.
Примечание.Включение признака доступности велосипедисту в атрибутах условия движения является обязательным условием создания манёвра на дороге класса 10, даже если на участках дорожного графа, участвующих в манёвре, доступность велосипедисту отключена.
Включение признака доступности пешеходу в манёвре, действующем на участки графа с выключенной пешеходной доступностью, является избыточным, но не ошибочным.
- Для некоторых условий движения, действующих с временными ограничениями (т. е. не постоянно, а только в определённые периоды), укажите эти ограничения.Внимание. Для общественного транспорта временные ограничения не задаются.
Временные ограничения указываются только для следующих условий движения:
- типа «Запрещённый маневр» на дорогах с автомобильным движением;
- типа «Ограничение на въезд, вход» для пешеходов и любых видов транспорта, кроме общественного.
Временные ограничения могут быть указаны для любого вида ТС, на который они распространяются, и их следует создавать в следующих случаях:
Время действия ограничения отражено на знаках дорожного движения. Например:
Проезд или проход по дороге ограничен в связи с графиком работы территории, на которой расположена дорога.
При этом если точное время закрытия движения для пешеходных или велопешеходных дорог не известно, то в ограничении указывается интервал с 10 часов вечера до 6 часов утра.
Временные ограничения не указываются в следующих случаях:
Проезд по дороге закрывается по нерегулярному графику и может быть изменён (например, связан с разводом мостов).
Проезд по сезонным дорогам, наличие/отсутствие которых напрямую связано с погодными условиями (например, ледовые/паромные переправы).
По таким случаям отправляйте фидбек через веб-версию Карт или мобильное приложение.
Для указания временных ограничений:
- В панели атрибутирования Условия движения нажмите строку Добавить временное ограничение:
- В открывшихся полях укажите значения ограничений:
Время: время начала и окончания действия условия.
Время задается в формате <ЧЧ:ММ>, четырьмя цифрами. Например 8 часов 00 минут записывается как 08:00, а 23 часа 30 минут — как 23:30.
Если значения полей не заданы (пусты), условие действует постоянно.
В период: даты начала и окончания действия условия.
Даты задаются в формате <ДД.ММ>, четырьмя цифрами. Например 1 апреля записывается как 01.04, а 23 ноября — как 23.11.
Если значения полей не заданы (пусты), условие действует постоянно.
Будни, дни недели и выходные — устанавливаются флажки требуемых переключателей.
По умолчанию установлены все флажки. Если условие действует не по всем дням недели, то нужные флажки надо снять. Например, если условие движения действует только по будним дням, то снять следует флажки в полях «Выходные»:
Если условие предусматривает несколько разных временных рамок (например, для будних и для выходных дней или для разных календарных периодов), следует повторным нажатием строки Добавить временное ограничение открыть вторую (аналогично — последующие) область задания временных ограничений и указать требуемые значения ограничений.
Удалить лишнюю область задания временных ограничений можно нажатием кнопки
(Удалить).
Примечание.Временной запрет действует для всех отмеченных транспортных средств. Если требуется для каждого вида ТС создать индивидуальное ограничение (например, для грузовых — ночью, для автобусов — днём), то для каждого вида ТС создаётся отдельное условие движения.
В качестве интервала временного запрета следует указывать временные промежутки, в течение которых действует ограничение, в остальное время указанное условие движения действовать не будет.
- На панели атрибутирования объекта нажмите кнопку
.
- Панель Условие движения закроется, а в открывшейся панели Пересечение дорог, в области Условия движения, появится ссылка запрещённый манёвр. Если с одним пересечением связано несколько манёвров, то с каждым из них будет связана собственная ссылка:
Переход по ссылке открывает панель Условие движения.
Объект будет сохранён на карте, пересечение при наличии заданного условия движения выделяется зелёным цветом:
3.3.4.4. Условия дорожного движения: примеры
Условия дорожного движения нужно задавать на таких перекрёстках, где для автоматического построения маршрута необходима дополнительная информация о дорожных знаках, светофорах или разметке, определяющих конкретные правила проезда этого перекрёстка.
В разделе приведены примеры условий дорожного движения:
- Пример 1. Запрет правого поворота на перекрёстке
- Пример 2. Запрет левого поворота на перекрёстке
- Пример 3. Запрет разворота
- Пример 4. Запрет разворота (запрет поворота и предписанные направления движения)
- Пример 5. Запреты поворотов при раздвоении дорог и на перекрёстках со съездами
- Пример 6. Разрешённый разворот в месте разрыва сплошной разметки
- Пример 7. Разрешённый разворот (не запрещённый)
- Пример 8. Запрет левого поворота для велосипедов по ПДД
- Пример 9. Запрет кольцевого разворота на перекрёстке
Пример 1. Запрет правого поворота на перекрёстке
Перед перекрёстком установлены предписывающие знаки, показывающие обязательные направления движения и одновременно запрещающие поворот направо:

Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения (запретом правого поворота на перекрёстке):

Пример 2. Запрет левого поворота на перекрёстке
Перед перекрёстком установлены предписывающие знаки, показывающие обязательные направления движения и одновременно запрещающие поворот налево:

Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения (запрета левого поворота на перекрёстке):

Пример 3. Запрет разворота
На перекрёстке разрешено движение прямо и налево, но запрещён разворот:

Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения, показанного на рисунке. В состав манёвра включены два участка дороги после перекрёстка, на которые действует запрет (указаны зелёными стрелками) — чтобы не оказался запрещён разрешённый левый поворот:

Пример 4. Запрет разворота (запрет поворота и предписанные направления движения)
Перед перекрёстком установлен знак запрета поворота налево, а также предписывающие знаки, показывающие обязательные направления движения и одновременно запрещающие разворот:

Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения, показанного на рисунке:

Пример 5. Запреты поворотов при раздвоении дорог и на перекрёстках со съездами
- Пример 5.1. Раздвоение дороги
-
Улица при подходе к перекрёстку раздваивается на съезды, что порождает запрет разворота:
Эта ситуация картируется заданием условия дорожного движения, показанного на рисунке (запрет разворота при раздвоении дороги на съезды):
Примечание.Если запрет такого типа не задан, то при заторе на основной дороге автоматический маршрутизатор может построить маршрут, включающий запрещённый манёвр.
- Пример 5.2
-
Три двухрёберные дороги пересекаются через раздвоения рёбер:
Картируется заданием следующих условий движения (запреты на повороты/развороты в узле пересечения центральных участков дорог отмечены красными стрелками):
- Пример 5.3. Перекрёсток дорог со съездами
-
Перекрёсток дорог со съездами:
Картируется заданием следующих условий движения (запреты на повороты отмечены красными стрелками):
- Пример 5.4
-
Три однорёберные дороги пересекаются через раздвоения рёбер:
Картируется заданием следующих условий движения (запреты на повороты отмечены красными стрелками):
Пример 6. Разрешённый разворот в месте разрыва сплошной разметки
Разрешённый разворот в месте разрыва сплошной разметки задаётся соответствующим условием движения:
Пример 7. Разрешённый разворот (не запрещённый)
На перекрёстке однорёберных дорог, где нет знаков, запрещающих разворот, должно быть задано четыре манёвра типа «разрешённый разворот»:
Разворачиваться можно на всех перекрестках, на которых знаком не запрещён разворот, и не заданы направления движения по полосам, запрещающие разворот.
Также может быть запрещён разворот на перекрестке с дорогой, имеющей одностороннее движение.
Развороты на пересечении однорёберных дорог с двухрёберными, при условии, что они не запрещены ПДД, следует рисовать «внутри» перекрёстка — так, как указано на рисунке ниже (белой стрелкой указано ошибочное место для нанесения разрешённого разворота):
Пример 8. Запрет левого поворота для велосипедов по ПДД
Велосипедистам запрещено поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с трамвайными путями посередине дороги и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Поэтому на перекрестке с дорогой с трамвайным движением нужно добавить запрет на левый поворот для велосипедов:
Пример 9. Запрет кольцевого разворота на перекрёстке
Применяется в исключительных случаях, когда на перекрёстке двухрёберных дорог маршрут прокладывается с использованием двух разворотов подряд:
В таких случаях разрешается добавить сложный запрет разворота (при этом следует обязательно добавить пример некорректного маршрута в комментарии к объекту на карте):