2.3.1. Спутниковые снимки
Яндекс Карты и Народная карта Яндекса строятся на основе спутниковых снимков Земли.
О спутниковых снимках и их использовании на Яндекс Картах можно прочесть здесь и в разделе Спутниковые снимки Клуба Народной Карты.
В этом разделе описаны наиболее важные (при рисовании карты) характеристики космических снимков и географических объектов.
2.3.1.1. Особенности космических снимков
- 2.3.1.1.1. Детальность снимков
-
Космические снимки имеют разную детальность. На одних хорошо видны автомобильные дороги и здания (левая часть снимка), а на других — даже при максимальном приближении различить можно только крупные объекты, такие как озёра (правая часть снимка):
Наносить на карту следует те объекты, геометрию которых позволяет отрисовать имеющийся спутниковый снимок. Реки, основные дороги, контуры населённых пунктов, как правило, можно нарисовать и по неподробному снимку. Для рисования же небольших объектов (мелких дорожек, в том числе пешеходных, отдельных зданий и т. п.) — лучше дождаться появления более детального снимка.
- 2.3.1.1.2. Обновление снимков
-
Космическая съёмка производится регулярно. Спутниковое покрытие на Яндекс Картах постоянно обновляется: неподробные снимки заменяются подробными, устаревшие — актуальными. Подробнее об этом см. в разделе Спутниковые снимки Клуба Народной Карты.
Иногда новое спутниковое покрытие территории оказывается смещено относительно предыдущего, и объекты на карте отображаются смещёнными относительно космического снимка (на снимке слева).
В таких ситуациях не следует редактировать карту, перемещая объекты по отдельности на новые позиции. Такой участок карты будет отредактирован картографами Яндекса, и объекты будут перемещены туда, где они должны находиться (снимок справа):
Космическая съёмка со временем устаревает: на снимках может отображаться пустырь на месте недавно застроенной территории, снесённое здание на месте нового и т. д.
Например, на левом снимке мы видим гаражный комплекс и пустырь (отмечены зелёными стрелками), а на правом, сделанном через несколько лет, на их месте расположены здания:
Если в подобной ситуации (например, в вашем распоряжении есть левый снимок, а реальность уже соответствует правому) нарисованные или отредактированные вами объекты не совпадают с материалами космической съёмки, обязательно прокомментируйте свою работу, объяснив, чем вызваны отступления от снимков.
- 2.3.1.1.3. Облачность
-
Если космическая съёмка проводилась в облачную погоду, значительная часть территории на снимках может оказаться скрытой под облаками. На таких участках снимка невозможно бывает распознать даже крупные объекты (на снимке слева; справа — снимок того же участка местности в безоблачную погоду):
Если территория, которую вы намерены картировать, на имеющихся снимках закрыта облаками, нарисовать нужный объект можно схематично, опираясь на снимки вокруг закрытого участка. Затем, при появлении подробного снимка, рисунок можно будет скорректировать. Мелкие объекты, которые целиком скрываются под облаком, лучше не рисовать вообще.
- 2.3.1.1.4. Снежный покров
-
Космические снимки территории, покрытой снегом (снимки слева), имеют свои особенности. Они зависят от мощности снежного покрова и отличают эти снимки от снимков тех же участков местности без снежного покрова (снимки справа).
Иногда снег позволяет увереннее распознавать объекты, например реки и дороги, которые маскируются растительностью. Иногда — затрудняет распознавание, скрывая деревья и другую растительность (верхняя пара снимков).
Снег может маскировать объекты до невозможности их распознать (нижняя пара снимков):
Если территория, которую вы намерены картировать, на имеющихся снимках покрыта снегом, картирование следует выполнять с учётом особенностей заснеженных ландшафтов.
2.3.1.2. Здания
Отличить на космическом снимке здания от других объектов, как правило, довольно просто. Для населённых пунктов обычно используются детальные космические снимки:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
При отрисовке контуров зданий важно помнить, что обычно космическая съёмка проводится не из точки зенита над объектом, а под тем или иным углом к поверхности Земли. Поэтому на снимках контуры крыш не совпадают с футпринтами — контурами зданий по фундаменту (именно футпринты рисуются на карте). Чем выше здание, тем сильнее такое смещение.
На снимке справа отчетливо видимый контур крыши выделен оранжевым прямоугольником, видимый фрагмент футпринта — оранжевой пунктирной линией. Видно, что сместившийся контур крыши закрывает собой проезжую часть внутридворового проезда (синий пунктир):
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Если рисовать здание по контуру его крыши, то перекрытие улицы или внутридворового проезда этим контуром может создать конфликт в данных карты. Чтобы этого не произошло, требуется выполнять основное правило: здание всегда рисуют по футпринту (о других правилах рисования зданий см. в разделе 3.4.1. Правила рисования зданий).
Чтобы здания, состоящие из разновысотных частей, отображались на карте верно, для разновысотных частей таких зданий задаются разные футпринты.
Разновысотность частей здания на космическом снимке можно распознать по их теням (и по стенам, если они видны). Но определить и задать высоту здания по космическому снимку возможно не всегда. При рисовании зданий сложной конструкции полезно обращаться к их изображениям на панорамах (если они доступны). Например, при рисовании подобного здания (на карте справа нарисованы не все части здания):
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
В сельской местности здания в основном малоэтажные, и проблема смещения очертаний для них не так актуальна. Но возникают другие проблемы: контуры зданий в сельской местности обычно невелики, а космические снимки менее детальны.
Поэтому здесь важно увидеть ситуацию своими глазами, иначе отличить дома, которые мы рисуем на карте (зелёные стрелки), от автомобильного навеса, который мы на карте не рисуем (красная стрелка), — невозможно:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Подробнее о рисовании зданий см. раздел 3.4. Здания
2.3.1.3. Дороги
В зависимости от освещённости поверхности Земли в момент выполнения космической съёмки, от детальности снимка, а также от типа дорожного покрытия (для автодорог) автомобильные и железные дороги могут отображаться на снимке линиями разных цветов и оттенков:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Дороги, как правило, более прямолинейны, чем реки. Но если автомобильная дорога проложена вдоль реки, то их очертания неотличимы. Иногда рисунок, напоминающий меандры (изгибы) рек, имеют дороги на участках серпантинов в горных районах:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
В подобных сложных случаях отличить дороги от других линейных объектов (например, рек) можно по их включённости в дорожную сеть (а не в гидрографическую).
На снимке зелёной стрелкой отмечен объект, который может оказаться как дорогой, так и рекой (снимок не даёт оснований определить его принадлежность):
При рассмотрении взаимной связи этого объекта с другими (например, с объектом, уверенно опознаваемым как автомобильная дорога) становится ясно, что объект включён в дорожную сеть, следовательно представляет собой автомобильную дорогу (пересечения объектов помечены синими стрелками):
Важность отображаемой на Народной карте дороги связана с её ролью в дорожной сети. Эта роль определяется не только характеристиками самой дороги (покрытием, количеством полос и т. п.), но и типами тех населённых пунктов (или их частей), которые она соединяет.
Узкая дорога с одной проезжей частью может играть более важную роль (соединяя несколько населённых пунктов), чем дорога с двумя проезжими частями, которая соединяет только соседние части города и не имеет транзитного значения.
Подробнее см. в разделе 3.3.3. Правила атрибутирования дорог.
Железные дороги на космических снимках можно отличить по их включённости в железнодорожную сеть, по плавности очертаний (отсутствию крутых поворотов), по наличию железнодорожных составов, по специфике мостов (имеющих, как правило, ферменную конструкцию), по наличию опор контактной сети:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
2.3.1.4. Мосты
Мосты на космическом снимке отличить от других объектов довольно просто. Они располагаются на пересечениях линейных объектов (автомобильных и железных дорог, рек и каналов) и на детальных снимках имеют отчётливые очертания:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
При отрисовке мостов (так же, как и зданий) важно помнить, что на космических снимках, сделанных под углом к поверхности Земли (не из точки зенита над объектом), поверхность моста (располагающаяся выше уровня земли) на снимке может оказаться смещена относительно картируемого контура (проекции полотна моста на поверхность земли). При этом чем выше мост, тем сильнее смещение.
На рисунке внизу отчётливо видимый контур полотна моста (участок которого выделен оранжевой пунктирной линией) заметно смещён относительно проекции моста на земную поверхность (выделенной сплошной оранжевой линией). Величина смещения показана зелёными стрелками:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
При картировании мостов следует учитывать это смещение. В противном случае дорога, нарисованная по проезжей части на смещённом контуре моста, может наложиться на проезжую часть другой автомобильной дороги, исказив тем самым рисунок дорожной сети.
В таких случаях дорогу следует рисовать, ориентируясь на расположение опор моста:
Иногда на снимке смещены относительно дороги оказываются опоры моста (отмечены красными стрелками), установленные в долине существенно ниже полотна дороги. В таких случаях рисовать дорогу следует не по опорам моста, а по полотну дороги:
Мосты, пересекающие долины, могут оставаться в плоскости дороги (не возвышаясь над ней). В этом случае смещения линии дороги относительно полотна моста может не потребоваться:
2.3.1.5. Реки и каналы
В зависимости от освещённости поверхности Земли в момент космической съёмки реки и каналы могут отображаться на снимке разными цветами и оттенками:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Понять, что на снимке отображена именно река, зачастую можно только по включённости её в гидрографическую сеть. Надо проследить, с какими объектами связана линия. Если она связана с водоёмом или с другой рекой, скорее всего, это река:
Сказанное выше относится и к каналам. Они обычно прямолинейны, и отличить канал от дороги также можно, если проследить, куда и откуда направлена линия. Если она связана с водоёмом, скорее всего, это канал:
Характерная особенность рек — их меандрирование (изгибы русла).
Меандрирование горных рек выражено слабее, ведь обычно они текут в узких долинах. Но на равнинах меандры позволяют выделить на снимке реку даже тогда, когда зеркала воды не видно под кронами деревьев:
Меандры, отделившиеся от речного русла, часто образуют старицы — озёра со специфическими дугообразными очертаниями. Наличие старицы — явный признак близости реки, а близость реки позволяет уверенно диагностировать старицы:
При анализе снимка важно помнить, что иногда каналы пересекают реки по акведукам, и в этом случае их легко перепутать с автомобильными дорогами, пересекающими реки по мостам (на снимке — канал):
Основные правила рисования рек:
- Реку требуется рисовать по середине русла. Если река широкая и рисуется не только линией, но и контуром, то его надо рисовать по линиям берегов (а не по линиям крон деревьев, нависающих над водой).
- Реки, образующие гидрографическую сеть в реальности, должны образовывать сеть и на карте.
Подробнее правила рисования рек см. в разделе 3.10.1. Правила рисования гидрографических объектов.