Советы авторам нарративов

Нарратив — это формат публикаций, разработанный для показа в мобильной ленте Дзена. Он представляет собой последовательность экранов, которые пользователь листает один за другим. На каждом из экранов могут размещаться изображение, видеоролик или короткий текст.

Нарративы доступны в общей ленте рекомендаций Дзена. Они сортируются точно так же, как и все остальные материалы — на основании индивидуальных предпочтений пользователя. Популярные нарративы привлекают новых читателей и тем самым улучшают выдачу всех ваших материалов в ленте рекомендаций. Просмотры нарратива также положительно влияют на ранжирование ваших публикаций.

Вы можете зарабатывать на размещении рекламы в своих нарративах. Самые привлекательные и качественные нарративы можно увидеть на отдельной странице. Чтобы научиться создавать такие нарративы, следуйте нашим рекомендациям, собранным в этой статье.

  1. Рекомендации по созданию
  2. Рекомендации по оформлению
  3. Обратная связь

Рекомендации по созданию

Нарратив — это полноценный формат публикации, а не просто краткая заметка для привлечения внимания. Идеальный нарратив выглядит как набор тезисов, которые подкреплены аргументами.

Экспериментируйте, чтобы найти свой подход к созданию нарративов:

  • Создавайте по два-три нарратива в неделю. Регулярность привлечет постоянный поток посетителей и улучшит выдачу ваших материалов в ленте рекомендаций.
  • Нарратив может дополнять материал сайта или канала. Лучше связать нарратив с основной темой ваших материалов, но при этом он должен быть интересен читателю как самостоятельная подборка.
  • Если есть такая возможность, пользуйтесь услугами дизайнера при создании нарративов. Продумайте, чем ваш нарратив будет отличаться от публикаций других издателей.
  • Будьте честны с читателями. Не уводите их из нарратива сразу на свой сайт или канал, публикуя обрывочную информацию с предложением сразу перейти по внешней ссылке.

  • В качестве инфоповодов выбирайте события, которые останутся актуальными еще долгое время после публикации. Не привязывайте сюжет и выпуск нарратива к конкретной дате. Прогнозы погоды, срочные новости или афиша на неделю не подходят для этого формата — такая информация быстро устаревает.
  • Будьте последовательны: пусть нарративы соответствуют тематике вашего издания.

Читатели активно интересуются нарративами, которые сообщают новую, интересную, сложно добываемую информацию. Используйте не общие фразы, а конкретные формулировки, не всем известные советы, а проверенные опытом рекомендации. Пусть ваш нарратив не будет похож на информацию, скопированную с другого ресурса. Выше всего ценится материал, над созданием которого авторам пришлось потрудиться. Тщательно проверяйте все факты перед публикацией.

Попробуйте оформить в виде нарратива свои самые популярные материалы. Мы выявили форматы нарративов, которые особенно интересны читателям.

Популярные форматы нарративов

Если у вас есть свой бренд и вы хотите его продвигать, используйте дизайн-элементы бренда при создании нарратива. Вы можете размещать свой обычный логотип или разработать новый. Читатели должны легко узнавать ваш бренд.

Примечание. Чтобы дизайн-элемент бренда был узнаваем, но не отвлекал внимание читателя от основного содержания, размещайте логотип в углу экрана.

Рекомендации по оформлению

Нарратив — это последовательность главного, промежуточных и последнего экранов. Вы сами настраиваете внешний вид экранов и выбираете их количество. Максимальное количество экранов нарратива — 12, однако мы рекомендуем не создавать больше 5–10 экранов за один раз. Это позволит вам удержать внимание читателя.

Главный экран нарратива — это его обложка. Выберите для ее оформления привлекательное изображение и емкий заголовок.

На промежуточные экраны вы можете добавить до трех элементов каждого типа: текст, изображение и видео. Комбинируйте и накладывайте их друг на друга в разной последовательности. Подробнее читайте в этой статье.

Последний экран нарратива создается автоматически. Он содержит ссылку, которая возвращает читателя в ленту рекомендаций, а также блок ссылок, чтобы пользователи могли поделиться прочитанным в соцсетях.

Внешний вид

Хорошо составленный нарратив — это единая визуальная история. Чтобы добиться такого эффекта, соблюдайте логику и единообразие при оформлении экранов.

  • Набирайте текст на всех экранах одинаковым шрифтом либо сочетающимися шрифтами. Соблюдайте единообразие в выравнивании текста и его размере.
  • Используйте изображения одинакового размера и разрешения. Размещайте их на экранах в едином стиле.
  • Следите за тем, чтобы визуальные эффекты (заливки экрана, цвета текста и т. д.) сочетались с изображениями.
  • Соблюдайте единообразие при размещении материалов. Если текстовый блок выравнивается по левой стороне, а картинка — по правой, пусть такое оформление будет на всех экранах.
  • Оставляйте широкие отступы между текстовым блоком и краем экрана. Текст не должен «прилипать» к краю. Ориентируйтесь на сетку и направляющие.
  • Следите, чтобы границы текстовых блоков, заголовки и ссылки не накладывались друг на друга.
  • Проверьте, чтобы в тексте не было лишних пробелов.

Заголовок

Заголовок нарратива должен быть коротким и содержательным. Выбирайте формулировки, которые обещают практическую пользу, подталкивают к действию и вызывают положительные эмоции. Заголовок должен привлекать внимание читателя, предлагать ему новую информацию и оправдывать ожидания после прочтения.

Примечание. Рекомендованная длина заголовка — 15–25 символов с пробелами. Но вы можете увеличить его, если короткий заголовок не отражает суть вашего материала.
Неудачный заголовокУдачный заголовок
Лентикулярные облака ПатагонииНевероятные облака над Патагонией
Фильмы про неудачу, которые закончились хорошо10 вдохновляющих фильмов
Звезды в детствеУзнай звезду на детском фото
Квартира в хрущевке до ремонта5 студий в хрущевках

Текст на экранах

Нарратив рассчитан на быстрый просмотр с мобильных устройств. Мы советуем следовать принципу: один экран — одна мысль. Текстовый блок может сопровождаться изображением, в том числе в формате GIF, или видеороликом. Подробнее читайте в этой статье.

Внимание. Мы запустили полноэкранные нарративы. Теперь при просмотре с мобильных устройств карточка нарратива занимает весь экран, а не его часть. Размещайте текст ближе к центру экрана, ориентируясь на точечную сетку в Редакторе. Содержимое, выходящее за пределы сетки, может обрезаться на некоторых устройствах.

Для создания экранов с текстом используйте возможности нашего Редактора. Текст на экране должен быть легко различим и хорошо читаем. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы этого добиться:

  • Читатель лучше воспринимает текст, размещенный в верхней или нижней части изображения.
  • Мы советуем не добавлять в нарратив изображения с заранее размещенным на них текстом. Текст, наложенный на изображение в фоторедакторе, хуже распознается. Это может негативно отразиться на рекомендациях вашего нарратива в ленте Дзена.
  • Экспериментируйте с цветом и жирностью текста, используйте специальный инструмент для его выделения . Подробнее об инструментах — в этой статье.
  • Изображения с контрастным текстом легче воспринимаются. Вы можете затонировать изображение перед загрузкой или настроить его прозрачность в конструкторе. Используйте в качестве подложки изображение в формате PNG. Он позволяет настраивать прозрачность без потери качества.

Изображения и видеоролики

Для создания нарратива вы можете использовать изображения в форматах JPG или PNG. PNG больше подходит для иллюстраций с прозрачным фоном, например подложек, в остальных случаях лучше использовать JPG.

Рекомендации для подбора качественных изображений:

  • Рекомендуемое соотношение сторон — 9:14. При таких параметрах изображение полностью соответствует размеру экрана. Примеры удачного соотношения: 675х1050, 720х1120 пикселей.
  • Подбирайте изображения с четкими и хорошо различимыми деталями. Важно, чтобы картинка выигрышно смотрелась на экране смартфона.
  • Мы не рекомендуем использовать стоковый клип-арт и изображения, созданные простейшими средствами фоторедактора (линии, геометрические фигуры, эффекты теней). Там, где это уместно, можно использовать эмодзи.

Следите за тем, чтобы изображение органично вписывалось в экран нарратива. Перед загрузкой попробуйте растушевать границы изображения в фоторедакторе таким образом, чтобы оно плавно сливалось с фоном экрана.

Примечание. Добавляйте небольшие текстовые пояснения к изображениям — это удерживает внимание читателя.

Если вы планируете добавить текст на изображение, обратите внимание на наши советы по оформлению текстовых блоков.

Чтобы оживить статичный экран нарратива, на него можно добавить изображения в формате GIF и видеоролики.

Продолжительность видеоролика, который можно загрузить на один экран нарратива, не должна превышать 10 секунд, а размер — 30 МБ. Длинное видео можно нарезать на смысловые фрагменты и последовательно разместить их на нескольких экранах.

Примечание. Попробуйте чередовать экраны с текстом и видео. Такой прием позволяет создать последовательную историю и удерживает внимание читателя.