Советы авторам нарративов

Нарратив — это формат публикаций, разработанный для показа в мобильной ленте Дзена. Он представляет собой последовательность экранов, которые пользователь листает один за другим. На каждом из экранов могут размещаться изображение, видеоролик или короткий текст.

Нарративы доступны в общей ленте рекомендаций Дзена. Они сортируются точно так же, как и все остальные материалы — на основании индивидуальных предпочтений пользователя. Популярные нарративы привлекают новых читателей и тем самым улучшают выдачу всех ваших материалов в ленте рекомендаций. Просмотры нарратива также положительно влияют на ранжирование ваших публикаций.

Вы можете зарабатывать на размещении рекламы в своих нарративах. Самые привлекательные и качественные нарративы можно увидеть на отдельной странице. Чтобы научиться создавать такие нарративы, следуйте нашим рекомендациям, собранным в этой статье.

  1. Рекомендации по созданию
  2. Рекомендации по оформлению
  3. Обратная связь

Рекомендации по созданию

Нарратив — это полноценный формат публикации, а не просто краткая заметка для привлечения внимания. Идеальный нарратив выглядит как набор тезисов, которые подкреплены аргументами.

Экспериментируйте, чтобы найти свой подход к созданию нарративов:

  • Создавайте по два-три нарратива в неделю. Регулярность привлечет постоянный поток посетителей и улучшит выдачу ваших материалов в ленте рекомендаций.
  • Нарратив может дополнять материал сайта или канала. Лучше связать нарратив с основной темой ваших материалов, но при этом он должен быть интересен читателю как самостоятельная подборка.
  • Если есть такая возможность, пользуйтесь услугами дизайнера при создании нарративов. Продумайте, чем ваш нарратив будет отличаться от публикаций других издателей.
  • Будьте честны с читателями. Не уводите их из нарратива сразу на свой сайт или канал, публикуя обрывочную информацию с предложением сразу перейти по внешней ссылке.

  • В качестве инфоповодов выбирайте события, которые останутся актуальными еще долгое время после публикации. Не привязывайте сюжет и выпуск нарратива к конкретной дате. Прогнозы погоды, срочные новости или афиша на неделю не подходят для этого формата — такая информация быстро устаревает.
  • Будьте последовательны: пусть нарративы соответствуют тематике вашего издания.

Читатели активно интересуются нарративами, которые сообщают новую, интересную, сложно добываемую информацию. Используйте не общие фразы, а конкретные формулировки, не всем известные советы, а проверенные опытом рекомендации. Пусть ваш нарратив не будет похож на информацию, скопированную с другого ресурса. Выше всего ценится материал, над созданием которого авторам пришлось потрудиться. Тщательно проверяйте все факты перед публикацией.

Попробуйте оформить в виде нарратива свои самые популярные материалы. Мы выявили форматы нарративов, которые особенно интересны читателям.

Популярные форматы нарративов

Если у вас есть свой бренд и вы хотите его продвигать, используйте дизайн-элементы бренда при создании нарратива. Вы можете размещать свой обычный логотип или разработать новый. Читатели должны легко узнавать ваш бренд.

Примечание. Чтобы дизайн-элемент бренда был узнаваем, но не отвлекал внимание читателя от основного содержания, размещайте логотип в углу экрана.

Рекомендации по оформлению

Нарратив — это последовательность главного, промежуточных и последнего экранов. Вы сами настраиваете внешний вид экранов и выбираете их количество. Максимальное количество экранов нарратива — 12, однако мы рекомендуем не создавать больше 5–10 экранов за один раз. Это позволит вам удержать внимание читателя.

Главный экран нарратива — это его обложка. Выберите для ее оформления привлекательное изображение и емкий заголовок.

На промежуточные экраны вы можете добавить до трех элементов каждого типа: текст, изображение и видео. Комбинируйте и накладывайте их друг на друга в разной последовательности. Подробнее читайте в этой статье.

Последний экран нарратива создается автоматически. Он содержит ссылку, которая возвращает читателя в ленту рекомендаций, а также блок ссылок, чтобы пользователи могли поделиться прочитанным в соцсетях.

Внешний вид

Хорошо составленный нарратив — это единая визуальная история. Чтобы добиться такого эффекта, соблюдайте логику и единообразие при оформлении экранов.

  • Набирайте текст на всех экранах одинаковым шрифтом либо сочетающимися шрифтами. Соблюдайте единообразие в выравнивании текста и его размере.
  • Используйте изображения одинакового размера и разрешения. Размещайте их на экранах в едином стиле.
  • Следите за тем, чтобы визуальные эффекты (заливки экрана, цвета текста и т. д.) сочетались с изображениями.
  • Соблюдайте единообразие при размещении материалов. Если текстовый блок выравнивается по левой стороне, а картинка — по правой, пусть такое оформление будет на всех экранах.
  • Оставляйте широкие отступы между текстовым блоком и краем экрана. Текст не должен «прилипать» к краю. Ориентируйтесь на сетку и направляющие.
  • Следите, чтобы границы текстовых блоков, заголовки и ссылки не накладывались друг на друга.
  • Проверьте, чтобы в тексте не было лишних пробелов.

Заголовок

Заголовок нарратива должен быть коротким и содержательным. Выбирайте формулировки, которые обещают практическую пользу, подталкивают к действию и вызывают положительные эмоции. Заголовок должен привлекать внимание читателя, предлагать ему новую информацию и оправдывать ожидания после прочтения.

Примечание. Рекомендованная длина заголовка — 15–25 символов с пробелами. Но вы можете увеличить его, если короткий заголовок не отражает суть вашего материала.
Неудачный заголовок Удачный заголовок
Лентикулярные облака Патагонии Невероятные облака над Патагонией
Фильмы про неудачу, которые закончились хорошо 10 вдохновляющих фильмов
Звезды в детстве Узнай звезду на детском фото
Квартира в хрущевке до ремонта 5 студий в хрущевках

Текст на экранах

Нарратив рассчитан на быстрый просмотр с мобильных устройств. Мы советуем следовать принципу: один экран — одна мысль. Текстовый блок может сопровождаться изображением, в том числе в формате GIF, или видеороликом. Подробнее читайте в этой статье.

Внимание. Мы запустили полноэкранные нарративы. Теперь при просмотре с мобильных устройств карточка нарратива занимает весь экран, а не его часть. Размещайте текст ближе к центру экрана, ориентируясь на точечную сетку в Редакторе. Содержимое, выходящее за пределы сетки, может обрезаться на некоторых устройствах.

Для создания экранов с текстом используйте возможности нашего Редактора. Текст на экране должен быть легко различим и хорошо читаем. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы этого добиться:

  • Читатель лучше воспринимает текст, размещенный в верхней или нижней части изображения.
  • Мы советуем не добавлять в нарратив изображения с заранее размещенным на них текстом. Текст, наложенный на изображение в фоторедакторе, хуже распознается. Это может негативно отразиться на рекомендациях вашего нарратива в ленте Дзена.
  • Экспериментируйте с цветом и жирностью текста, используйте специальный инструмент для его выделения . Подробнее об инструментах — в этой статье.
  • Изображения с контрастным текстом легче воспринимаются. Вы можете затонировать изображение перед загрузкой или настроить его прозрачность в конструкторе. Используйте в качестве подложки изображение в формате PNG. Он позволяет настраивать прозрачность без потери качества.

Изображения и видеоролики

Для создания нарратива вы можете использовать изображения в форматах JPG или PNG. PNG больше подходит для иллюстраций с прозрачным фоном, например подложек, в остальных случаях лучше использовать JPG.

Рекомендации для подбора качественных изображений:

  • Рекомендуемое соотношение сторон — 9:14. При таких параметрах изображение полностью соответствует размеру экрана. Примеры удачного соотношения: 675х1050, 720х1120 пикселей.
  • Подбирайте изображения с четкими и хорошо различимыми деталями. Важно, чтобы картинка выигрышно смотрелась на экране смартфона.
  • Мы не рекомендуем использовать стоковый клип-арт и изображения, созданные простейшими средствами фоторедактора (линии, геометрические фигуры, эффекты теней). Там, где это уместно, можно использовать эмодзи.

Следите за тем, чтобы изображение органично вписывалось в экран нарратива. Перед загрузкой попробуйте растушевать границы изображения в фоторедакторе таким образом, чтобы оно плавно сливалось с фоном экрана.

Примечание. Добавляйте небольшие текстовые пояснения к изображениям — это удерживает внимание читателя.

Если вы планируете добавить текст на изображение, обратите внимание на наши советы по оформлению текстовых блоков.

Чтобы оживить статичный экран нарратива, на него можно добавить изображения в формате GIF и видеоролики.

Продолжительность видеоролика, который можно загрузить на один экран нарратива, не должна превышать 10 секунд, а размер — 30 МБ. Длинное видео можно нарезать на смысловые фрагменты и последовательно разместить их на нескольких экранах.

Примечание. Попробуйте чередовать экраны с текстом и видео. Такой прием позволяет создать последовательную историю и удерживает внимание читателя.