Как продавать товары с маркировкой

Товары некоторых категорий в России отслеживаются с помощью специальных систем. Производитель или импортер закрепляет на каждой единице товара индивидуальный код, который сопровождает ее на всех этапах, и в некоторых случаях печатается на покупательском чеке.

Если вы продаете такие товары, их коды нужно передавать Маркету.

Сначала изучите особенности работы с конкретной системой, а потом — как передавать коды.

Особенности систем маркировки

«Честный знак»

Маркировка ювелирных изделий

Импортные прослеживаемые товары — регистрационный номер партии товара (РНПТ) и грузовая таможенная декларация (ГТД)

«Честный знак»

Актуальный список категорий, относящихся к «Честному знаку», можно смотреть на сайте системы.

Примечание

  • С 1 апреля 2024 года список категорий, для которых маркировка обязательна, расширится — посмотреть его можно на сайте «Честного знака».

    Отгружать товары из списка без передачи кодов маркировки можно до 1 июля.

  • С 1 мая 2024 года к списку обязательных категорий добавятся БАДы и антисептики. До 1 мая такие товары можно отгружать как обычно — коды не обязательны.

    Информация, как отгружать товары этих категорий после 1 мая, скоро появится — следите за обновлениями.

Чтобы продавать такие товары на Маркете, нужно:

  1. Подключиться к системе маркировки по инструкции на сайте «Честного знака».
  2. Передавать коды маркировки Маркету. Инструкция
  3. Заходить в кабинет «Честного знака» и следить за тем, чтобы все проданные товары выводились из оборота.
  4. Вводить возвращенные товары обратно в оборот в системе «Честного знака» в течение 3 дней — или получать и передавать для них новый код маркировки.

Внимание

Если вы добавите маркируемые товары в каталог до регистрации в «Честном знаке», эти товары будут скрыты с витрины и не появятся на ней автоматически.

Чтобы начать их продавать, после регистрации в «Честном знаке» напишите службе поддержки.

Как отметить товары с кодом

Маркет определяет, нужна ли товару обязательная маркировка, по коду ТН ВЭД. Обязательно указывайте его в категориях, где есть маркируемые товары. Как это сделать

Если товар не подлежит обязательной маркировке, но вы все равно будете передавать его код для участия в эксперименте «Честного знака», поставьте отметку Буду маркировать. Это можно сделать в кабинете, YML- или Excel-файле.

Как посмотреть маркируемые товары в своем каталоге

Чтобы посмотреть все товары с маркировкой в каталоге, перейдите в раздел Товары → Каталог → Маркируемые товары. В нем показаны товары с двумя видами маркировки: Обязательная — товары, подлежащие обязательной маркировке по данным Маркета, Буду маркировать — товары, не подлежащие обязательной маркировке, но с отметкой Буду маркировать. На странице можно посмотреть и скачать полный список этих товаров, проверить и при необходимости исправить коды ТН ВЭД.

Как указать коды ТН ВЭД для товаров

На странице укажите код в поле Код ТН ВЭД и нажмите галочку.

Чтобы передать коды сразу для нескольких товаров, скачайте Excel-файл, заполните в нем коды и загрузите обратно на Маркет.

Совет

Если Маркет запрашивает у вас маркировочные коды для товаров, не подлежащих маркировке, проверьте, правильно ли вы указали код ТН ВЭД в каталоге. Если код верный, напишите в службу поддержки и предоставьте документы, которые подтверждают, что товар не подлежит маркировке.

В список попал товар, необязательный для маркировки

Напишите в службу поддержки — нажмите на значок сообщения на странице.

Как узнать коды «Честного знака» для своих товаров

В печатном варианте код «Честного знака» выполняется в формате Data Matrix. Такой код можно считать сканером штрихкодов или просто смартфоном — подойдет любое приложение, умеющее работать с Data Matrix.

Для RFID-меток понадобится специальный считыватель.

Расшифрованный код выглядит по-разному в зависимости от категории. Описание всех вариантов есть на сайте «Честного знака» (скачать pdf).

Как подготовить коды «Честного знака» к передаче Маркету

В кодах «Честного знака» используется символ-разделитель, который обычно при сканировании отображается как пробел или как квадратик.

Например, отсканированный код молочного продукта может выглядеть так:

01030410947874432155Qbag! 93Zjqw

Перед передачей кода Маркету пробелы и квадратики нужно заменять на \u001d.

То есть код из примера выше нужно передавать в таком виде:

В некоторых случаях символ-разделитель не отображается в коде вовсе. Если никаких пробелов и квадратиков в коде нет, а Маркет его не принимает, откройте описание с сайта «Честного знака» (скачать pdf), найдите свою категорию и посмотрите, куда вставлять символ-разделитель.

Например, вы продаете обувь и сканированием получили такой код:

010406161553897121YGyGsbGntabQY240640291ffd092q51NeGGfePUGf/z0S9YRiCjhdgBk7uBzP8/X1FulMFqswrXvQCXz6z0zDI+cN1pFY1tnq

В табличке «Честного знака» указано, что для обуви символ-разделитель нужен в двух местах (он обозначен как <GS>):

Добавьте \u001d в соответствующие места кода:

010406161553897121YGyGsbGntabQY2406402\u001d91ffd0\u001d92q51NeGGfePUGf/z0S9YRiCjhdgBk7uBzP8/X1FulMFqswrXvQCXz6z0zDI+cN1pFY1tnq

После этого код станет корректным.

Вывод кодов «Честного знака» из оборота

По закону именно продавец отвечает за то, чтобы проданные единицы товаров выводились из оборота.

FBS, DBS

В некоторых категориях это происходит само собой после печати чека, но иногда что-то может пойти не так — поэтому лучше проверять статусы кодов в кабинете на сайте «Честного знака». Для остальных категорий вам нужно вывести товары из оборота на сайте «Честного знака» в течение трех дней после того, как товар будет отгружен со склада для доставки покупателю.

Категория товара

Через чек

На сайте Честного знака

Упакованная вода

✔︎

Детская упакованная вода

✔︎

Молоко и молочная продукция

✔︎

Слабоалкогольные напитки

✔︎

Безалкогольные напитки

✔︎

Табачные изделия

✔︎

Медицинские изделия

✔︎

Лекарства

✔︎

БАДы

✔︎

Товары легкой промышленности

✔︎

Обувные товары

✔︎

Шубы

✔︎

Парфюмерия

✔︎

Фотоаппараты

✔︎

Кресла-коляски

✔︎

Шины

✔︎

FBY

Внимание

Для одежды, обуви и текстиля нужно передавать Маркету коды маркировки и УПД заранее.

Обычно товары выводит из оборота Маркет в момент печати чека покупателю. Коды проданных товаров можно найти на странице Заказы → Маркированные товары.

Примечание

Статус товаров в вашем личном кабинете на сайте «Честного знака» обновляется в течение 24 часов.

Если после продажи товар не выведен из оборота Маркетом, вам нужно сделать это самостоятельно на сайте «Честного знака» в течение трех рабочих дней.

Что делать, если маркируемый товар вернули

Если покупатель вернул товар, подлежащий маркировке, вам нужно снова ввести его в оборот в системе «Честного знака» в течение 3 дней.

Через 3 дня после возврата сделать это будет нельзя. В этом случае нужно получить новый код маркировки и передать его Маркету.

Что делать, если Маркет скрыл с витрины маркируемый товар

Убедитесь, что магазин работает с кодами без ошибок:

  • Магазин зарегистрирован в «Честном знаке».
  • Все товары, требующие маркировки, отмечены в каталоге галочкой Товар подлежит обязательной маркировке в системе «Честный знак».
  • Для каждого проданного товара передается соответствующий ему код.
  • Для каждого поставленного на склад товара передается соответствующий ему код.

Все проверив и, если нужно, исправив ошибки, напишите в поддержку (Общение → Поддержка), выбрав тему обращения Контроль качества.

Маркировка ювелирных изделий

Уникальный идентификационный номер (УИН) расположен на бирке ювелирного изделия и состоит из 16 цифр.

Чтобы продавать такие товары на Маркете, нужно:

  1. Зарегистрироваться и подключиться к системе ГИИС ДМДК.
  2. Передавать коды маркировки Маркету. Инструкция

Как передавать коды Маркету

Внимание

Обязательно передавайте действительные коды, соответствующие проданным единицам товаров. Если Маркет обнаружит в кодах ошибки, товар может быть скрыт с витрины.

Вам нужно самостоятельно отсканировать коды единиц товаров и передать Маркету в виде текстовых строк.

Если вы работаете по модели FBY, передавайте коды при поставке товаров. Воспользуйтесь инструкцией.

Если вы работаете по FBS, Экспресс или DBS, передавайте коды во время обработки заказов:

  1. Откройте нужный заказ на странице Заказы и отгрузки.

  2. Укажите коды в полях Маркировка возле соответствующих товаров. Это нужно сделать прежде чем:

    • переводить заказ в статус Готов к отгрузке, если вы работаете по модели FBS или Экспресс;
    • передавать заказ в доставку — для работы по модели DBS.

    Если код не указан, поменять статус не получится.

Коды можно также передавать по API. Для этого используйте метод PUT campaigns/{campaignId}/orders/{orderId}/identifiers.

Импортные прослеживаемые товары — регистрационный номер партии товара (РНПТ) и грузовая таможенная декларация (ГТД)

Важно

Передавать РНПТ или ГТД нужно, если вы работаете по модели FBS или FBY и продаете юридическим лицам.

РНПТ

Для импортных товаров с 8 июля 2021 года действует система прослеживаемости. Она позволяет контролировать передвижение импортных товаров по России.

Узнать список товаров, подлежащих прослеживанию, можно на сайте Правительства РФ.

Чтобы продавать такие товары на Маркете, нужно:

  1. Получить при ввозе товара РНПТ.

  2. Передать РНПТ Маркету до перевода заказа в статус Готов к отгрузке, а по модели FBY — до поставки на склад. Как указывать номер — ниже в статье.

    Если у вас есть номер РНПТ, вы должны передать его покупателю — это требование налоговой службы к продавцам на маркетплейсах. Поскольку Маркет оформляет документы для покупателя, нужно передать РНПТ Маркету.

    Если у вас нет номера РНПТ, вы можете скрыть прослеживаемые товары с витрины. Перейдите в раздел Юридические данные и во вкладке Продажи юрлицам выберите Скрыты для юрлиц.

Как выглядит РНПТ

РНПТ состоит из четырех частей, отделенных друг от друга косой чертой. Например: (1)XXXXXXXX/(2)XXXXXX/(3)XXXXXXX/(4)XXX, где:

  • 1 — код таможни, зарегистрировавшей декларацию на товары;
  • 2 — дата регистрации декларации (день, месяц и две последние цифры года);
  • 3 — порядковый номер декларации (присваивается по журналу регистрации деклараций);
  • 4 — порядковый номер товара в декларации.

Как получить РНПТ

  • Если вы ввозите товары из Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии, отправьте в Налоговую службу Уведомление о ввозе (КНД 1169008) в течение 5 рабочих дней с даты ввоза товара. В ответ налоговая пришлет вам квитанцию с присвоенным РНПТ.
  • Если вы ввозите товары из других стран, составьте номер РНПТ самостоятельно по шаблону выше.

Подробнее о системе прослеживания вы можете прочитать на сайте ФНС.

ГТД

Для импортных товаров, которым не присвоен номер РНПТ, нужно указывать регистрационный номер таможенной декларации — ГТД. Если у вас есть номер ГТД, вы должны передать его покупателю — это требование налоговой службы к продавцам на маркетплейсах. Передайте номер Маркету, и Маркет внесет его в документы.

Как указывать номер — ниже в статье.

Как выглядит ГТД

ГТД состоит из трех частей, отделенных друг от друга косой чертой. Например: (1)XXXXXXXX/(2)XXXXXX/(3)XXXXXXX, где:

  • 1 — код таможни, зарегистрировавшей декларацию на товары;
  • 2 — дата регистрации декларации (день, месяц и две последние цифры года);
  • 3 — порядковый номер декларации (присваивается по журналу регистрации деклараций).

Как получить ГТД

Номер ГТД вы можете взять из декларации на товары: он находится в первой строке графы «А» на основном и добавочном листах документа.

Как передавать РНПТ и ГТД

Передавайте номера во время обработки заказов:

  1. Откройте нужный заказ на странице Заказы и отгрузки.

  2. Нажмите кнопку Добавить код или номер и укажите РНПТ или ГТД в поле маркировки. Это нужно сделать прежде чем переводить заказ в статус Готов к отгрузке.
    Проверьте, что номер указан правильно. Маркет не блокирует отгрузку товаров, если номера не указаны или указаны с ошибкой. Маркет только передает данные, но налоговая служба может проверить номера. Ответственность за передачу данных остается на продавце.

    Если в заказе несколько товаров, для каждого из них вы можете добавить отдельное поле маркировки, или указать число товаров в поле справа от поля маркировки.

  3. Нажмите кнопку Готово.

Вы также можете указать РНПТ или ГТД сразу для нескольких заказов. Для этого:

  1. На странице Заказы и отгрузки выберите необходимые заказы, отметив их галочками.
  2. Нажмите кнопку Добавить код или номер и укажите РНПТ или ГТД в полях маркировки соответствующих заказов.
  3. Нажмите кнопку Готово.

Примечание

Возможность передавать номера РНПТ и ГТД появляется на Маркете постепенно — в течение месяца она появится у всех продавцов.

Передавайте номера после создания заявки на поставку товаров:

  1. Сразу после создания заявки на поставку откроется страница, на которой нужно передать номера РНПТ и ГТД.

    Передать их можно будет позже, на странице поставки. Делайте это не позже, чем за 24 часа до приезда на склад — когда до поставки остается меньше 24 часов, отредактировать заявку и исправить возможные ошибки уже нельзя.

    Важно

    Убедитесь, что созданная заявку на поставку оформлена корректно.

    После того, как вы примите решение передавать номера РНПТ и ГДТ или нет, отредактировать поставку будет нельзя.

    Выберите вариант Укажу, не хочу рисковать и нажмите Продолжить.

    Если не будете передавать номера

    Выберите опцию Не укажу, принимаю риски — если этого не сделать, поставку не примут на складе.

    Товары без номеров все равно смогут попасть на витрину, но налоговая служба может проверить номера. Если в будущем будут введены штрафы, Маркет не сможет вас от них защитить: ответственность за передачу данных остается на продавце. Маркет рекомендует всегда указывать коды РНПТ, если они есть.

  2. Маркет сформирует шаблон с товарами, для которых нужно передать номера — скачайте и откройте его.

  3. Для каждого товара в файле укажите номер ГТД или РНПТ в соответствующем столбце. Указывать оба не обязательно — достаточно только номера РНПТ. Если для товара нет номера — укажите нет в столбце, не оставляйте ячейки пустыми.

    Если какие-то товары с одинаковыми SKU были завезены разными партиями, укажите для них номера в разных строчках. Продублируйте строчку с SKU, названием товара и укажите в ней другой номер РНПТ или ГТД. Отредактируйте количество товара в этих строчках — в сумме должно получиться его общее количество в поставке.

    На склад нужно привезти именно то количество товара, которое вы указали в файле. Если количество в поставке будет больше — Маркет не сможет принять такие излишки и их нужно будет вывезти со склада.

    Если в файле оказались не все нужные товары, или наоборот, есть лишние, — напишите службе поддержки. Маркет проверит по номерам ТН ВЭД, требуются ли для товаров номера РНПТ или ГТД и, если это так, скорректирует данные. Вы можете продолжить создание поставки, но лучше дождаться окончания проверки и корректировки. Чтобы изменения применились, после этого поставку нужно создать заново — в файле будет корректный список товаров.

  4. Загрузите файл на Маркет и убедитесь, что он принят. Поставку без загруженного файла с номерами не смогут принять.

РНПТ и ГТД в электронном документообороте

Если ваш покупатель использует электронный документооборот (ЭДО), то РНПТ и ГТД будут указаны в универсальном передаточном документе (УПД) после продажи. Если он работает с бумажными документами, номера в них указываться не будут.


Полезные ссылки