Индекс качества для модели Экспресс

Эта статья рассказывает об особенностях индекса качества магазинов, работающих по модели Экспресс. Чтобы узнать, что это за индекс, прочтите общую вводную статью.

На что влияет индекс качества

На то, сколько вы заплатите, если заказ не собран ко времени сборки, или за отмену заказа по своей вине.

Важно

Если индекс качества вашего магазина опустится ниже 40, через 24 часа после изменения индекса магазин будет отключен, а ваши товары будут временно скрыты с витрины на 7 дней. О том, как вернуть товары на витрину, рассказано ниже.

Как начисляется плата

Плата за сборку с опозданием или отмену заказа начисляется за каждый товар — или квант — в заказе.

Она суммируется с начислениями по остальным услугам Маркета для этого заказа и автоматически удерживается из платежей покупателей.

Например, по собранному с опозданием заказу нужно будет заплатить за доставку покупателю, размещение товара на витрине и опоздание, а за отмененный по вине магазина заказ — сумму за отмену.

Если продавец не успел вовремя собрать заказ и из-за этого магазину или Маркету пришлось его отменить, на индекс качества повлияют и опоздание, и отмена, но заплатить нужно только за отмену. Если заказ с опозданием отменяет сам покупатель, магазину нужно будет заплатить только за опоздание.

Как рассчитывается стоимость

За опоздание или отмену нужно заплатить процент от стоимости размещения товара — сверх основной платы. Процент начисляется за каждый товар — или квант — в заказе.

Если заказ отменен и за размещение вы не платите, берется значение, которое вы бы заплатили за доставленный заказ.

Для расчета платы за отмену учитывается то значение индекса, которое было у магазина на момент отмены заказа. Для расчета платы за опоздание — индекс на момент перехода заказа в статус Доставлен или Отменен.

Значение индекса качества

Плата за отмену по вине магазина

Плата за опоздание

95–100

50%

10%

80–94

75%

15%

0–79

100%

20%

Получившаяся сумма за отмену будет не меньше 50 ₽, но не больше 650 ₽, за опоздание — не меньше 10 ₽, но не больше 300 ₽.

Примечание

Если вы только начали работу на Маркете и индекс качества вашего магазина еще не рассчитан — для вас будут действовать процент уровня 95–100.

Как поддерживать высокий индекс

Чтобы индекс не опускался ниже 95, следующие показатели не должны превышать контрольные значения:

Показатель

Советы

Не более 4% заказов, не собранных вовремя

Подтверждайте (если вы работаете через API), упаковывайте и собирайте заказы ко времени, которое указано в кабинете или которое Маркет прислал по API. Обратите внимание, что на сборку дается больше времени, только если покупатель выбрал отдаленный промежуток времени для получения товаров.

Не забывайте передавать статус Готов к отгрузке (READY_TO_SHIP — для API) после того, как собрали заказ.

Правильно указывайте график отгрузки, чтобы Маркет его учитывал (например, если график с 10 до 17, заказ от 16:59 необходимо будет подготовить до 10:29 следующего рабочего дня).

Не более 2% заказов, отмененных по вашей вине

Остатки

  • Своевременно обновляйте данные об остатках, чтобы при поступлении заказа не оказалось, что товара нет на вашем складе. Актуализировать остатки нужно в соответствии с фактическим наличием и оборотами.
  • Регулярно сверяйте информацию о наличии товара у поставщиков.
  • Старайтесь не размещать товары, которые пользуются большим спросом, но которых при этом осталось мало на складе.
  • Если вы размещаетесь на нескольких площадках, рассчитывайте остатки с учетом числа заказов, поступающих вам через все точки продаж.
  • Регулярно проводите инвентаризацию остатков на складе и проверяйте, нет ли повреждений товаров и упаковки.

Режим работы и логистика

  • Вовремя принимайте заказы. Если при обработке заказов через API вы не ответите на запрос POST /order/accept о новом заказе в течение 30 минут, то этот заказ будет считаться отмененным по вашей вине.

  • Вовремя отгружайте заказы. Если вы не отправите статус Готов к отгрузке (READY_TO_SHIP — для API) спустя еще 60 минут после времени, которое указано в кабинете или которое Маркет прислал по API, заказ будет отменен, а индекс качества — понижен еще раз.

  • Заранее проставляйте выходные и праздничные дни, чтобы не получать в них заказы. Если заказ уже получен до выставления выходного дня, не забудьте его собрать.

  • Если вы понимаете, что из-за проблем (технические сбои, форс-мажоры, отсутствие сотрудников) не можете обрабатывать заказы, сразу отключайте магазин.

  • Если вы не можете обработать или отгрузить заказ по зависящим от Маркета причинам, то фиксируйте (скриншотами, на фото или видео) происходящее и как можно скорее информируйте службу поддержки, чтобы мы успели разобраться до того, как ситуация повлияет на индекс качества.

Упаковка

  • Обращайте внимание на правила упаковки товаров.
  • Распечатывайте и клейте ярлыки так, чтобы не возникало ошибок при их считывании.

Цены

  • Регулярно обновляйте цены — особенно если они зависят от курса валют.
  • Когда добавляете новый товар в каталог, проверяйте, соответствует ли он карточке, на которую вы его размещаете.
  • Обращайте внимание на условия проведения промо-акций, распродаж и следите за уведомлениями о них: например, мы предупреждаем, когда выставленная при заведении товара цена слишком низкая.

Как уменьшить расходы

Повысьте качество выполнения заказов. Продолжайте работать, стараясь не допускать новых ошибок и недочетов. Со временем индекс повысится и для вас начнет действовать самый низкий тариф.

Что делать, если магазин отключен

Маркет отключает магазин на 7 дней. Через 7 дней товары вернутся на витрину автоматически.

Если вы хотите разблокировать магазин досрочно, то:

  1. Разберитесь, что мешает вашему магазину хорошо выполнять заказы.
  2. Подумайте, как можно исправить эти недочеты.
  3. Напишите Маркету о своих действиях через форму обратной связи на Сводке (Сводка → Индекс качества → Смотреть детали → Возобновить продажи).

Если сотрудники Маркета увидят, что недочеты исправлены, или вы понимаете, как их исправить — разблокируют магазин. После включения некоторое время будет действовать максимальное ограничение на количество заказов, которое вы можете получить в сутки.

Как оспорить изменение индекса

Если вы считаете, что индекс качества снижен несправедливо, сообщите об этом Маркету.

В кабинете выберите Сводка → Индекс качества → Смотреть детали → Оспорить индекс. Если индекс опустился ниже 40, магазин не будет отключен, пока Маркет рассматривает ваше обращение.

После рассмотрения обращения, если это необходимо, Маркет скорректирует сумму начислений за опоздания и отмены.

Как рассчитывается индекс

В этом разделе в точности описано, как Маркет рассчитывает индекс качества. Вы можете воспользоваться этими формулами, если хотите проверить расчет своего индекса. Удобнее всего это делать с помощью специального Excel-файла, в который уже введены все формулы. Чтобы его получить, откройте раздел Сводка в кабинете, найдите виджет Индекс качества и нажмите Скачать отчет.

Расчет индекса в общих чертах устроен следующим образом:

  • вначале вычисляется доля не вовремя собранных заказов;
  • затем — доля заказов, отмененных по вине продавца;
  • из того и другого определяется тариф за опоздание со сборкой или отмену заказа для магазина, а затем и точное значение индекса.

Какие заказы влияют на индекс

В расчете участвуют заказы, которые должны были быть переданы курьеру в течение последних 7 дней, не включая сегодняшний.

Если за последние 7 дней должно было быть собрано и передано меньше 50 заказов, в расчет принимаются предшествующие дни — так, чтобы набралось 50.

Вес дней или заказов

Разные дни и разные заказы оказывают разное влияние на индекс качества. Наибольший вес имеют самые последние, наименьший — самые давние.

Если индекс рассчитывается за 7 дней, последний день получает вес 7, а самый давний — 1:

День

Вес

Вчера

7

Позавчера

6

Три дня назад

5

Четыре дня назад

4

Пять дней назад

3

Шесть дней назад

2

Неделю назад

1

Если индекс рассчитывается по 50 заказам, вес получает каждый заказ. Последний заказ получает самый большой вес, а самый давний весит меньше всех:

Заказ

Вес

Последний

50

Предпоследний

49

Предпредпоследний

48

...

...

Самый давний из этих пятидесяти

1

Выстраивание заказов по порядку для определения их веса происходит в два этапа:

  • вначале заказы выстраиваются по дате передачи курьеру;
  • затем внутри каждого дня — по дате оформления.
Пример


Предположим, за последние 7 дней должно было быть передано курьеру 40 заказов. Это меньше, чем 50, поэтому в расчете будут участвовать и более ранние заказы.

Самыми последними будут считаться заказы с плановой датой передачи курьеру накануне расчета. Внутри этой даты они будут сортированы по моменту оформления.

Например, накануне расчета индекса было 7 заказов. Тот, что был оформлен последним, получит вес 50. Следующий за ним — 49, следующий — 48 и так далее до 44. Затем последуют заказы, переданные курьеру днем ранее.

Вот полный пример:

День

Количество заказов к передаче

Какой вес будут иметь эти заказы

Вчера

7

50, 49, 48, 47, 46, 45, 44

Позавчера

5

43, 42, 41, 40, 39

3 дня назад

4

38, 37, 36, 35

4 дня назад

7

34, 33, 32, 31, 30, 29, 28

5 дней назад

5

27, 26, 25, 24, 23

6 дней назад

6

22, 21, 20, 19, 18, 17

Неделю назад

6

16, 15, 14, 13, 12, 11

8 дней назад

4

10, 9, 8, 7

9 дней назад

5

6, 5, 4, 3, 2

10 дней назад

7

1

Из семи заказов c плановой датой передачи курьеру 10 дней назад, в список уместился только один — оформленный позже остальных.

Доля не вовремя собранных заказов

К не вовремя собранным относятся заказы, которые:

  • не были собраны и после планового времени сборки были отменены;
  • были собраны позже планового времени сборки.

Чтобы увидеть, какие из ваших заказов Маркет считает не вовремя собранными, откройте Сводку в кабинете, найдите виджет Индекс качества и нажмите Скачать отчет. Список будет на листе Не вовремя собранные заказы в блоке Информация по заказам.

Расчет

Доля не вовремя собранных заказов рассчитывается с учетом веса дней (если расчет по семи дням) или веса заказов (если расчет по пятидесяти заказам).

  1. Для каждого из дней возьмите общее число заказов и умножьте на вес соответствующего дня. Например, если в последний — самый важный — день всего должно было быть собрано и передано курьеру 27 заказов, это даст 27 × 7 = 189. Всего у вас получится семь чисел.
  2. Сложите эти числа вместе и запишите в знаменатель дроби.
  3. Для каждого из дней возьмите число заказов, собранных не вовремя, и умножьте на вес соответствующего дня. Например, если в последний день вы не вовремя собрали 2 заказа, это даст 2 × 7 = 14. Так получится еще семь чисел.
  4. Сложите эти числа вместе и запишите в числитель дроби.

Формула получается такая:

НСЗ=НВ7×7+НВ6×6+...+НВ1ВСЕГО7×7+ВСЕГО6×6+...+ВСЕГО1НСЗ = \frac{НВ_{7}\times7+НВ_{6}\times6+...+НВ_{1}}{ВСЕГО_{7}\times7+ВСЕГО_{6}\times6+...+ВСЕГО_{1}}

В ней:

  • НВ — количество не вовремя собранных заказов в каждый из дней. Индекс обозначает день. 7 — последний, 1 — самый давний.
  • ВСЕГО — общее количество заказов, которое нужно было собрать в каждый из дней. Индекс обозначает день. 7 — последний, 1 — самый давний.
  • НСЗ — доля не вовремя собранных заказов.
  1. Сложите веса всех пятидесяти заказов (получится 1275) и запишите в знаменатель дроби.
  2. Сложите веса всех не вовремя собранных заказов. Например, если вы не вовремя собрали самый давний и самый последний заказ, получится 1 + 50 = 51. Запишите сумму в числитель дроби.
Если непонятно, где взять вес заказа

Пронумеруйте эти пятьдесят заказов числами от 1 до 50, где 1 — это самый давний, а 50 — последний. Получится, что номер — это и есть вес.

Заказы, отмененные по вашей вине

Заказ считается отмененным по вашей вине, если вы:

  • отменили его после оформления, потому что не смогли выполнить (например, всех товаров нет в наличии или они оказался поврежденными);
  • удалили один или несколько товаров из заказа из-за их отсутствия на складе или повреждения;
  • не передали вовремя статус сборки заказа и Маркету пришлось его отменить;
  • отправили статус Готов к отгрузке, но по прибытии курьера не передали ему заказ (например, потому что его не было в наличии или склад был закрыт).

Доля таких заказов рассчитывается точно так же, как доля не вовремя собранных заказов..

Расчет самого индекса

Сам индекс вычисляется в два этапа:

  • вначале определяется интервал, в который попадет значение индекса, — на этом этапе расчета уже ясно, какой тариф будет действовать и столкнется ли магазин с отключением;
  • затем просто для наглядности вычисляется точное значение индекса.

Определение интервала индекса качества

Интервал определяется очень просто — по таблице. Каждому значению доли не собранных вовремя и отмененных заказов соответствует определенный диапазон значений индекса.

Возможные значения индекса

Доля не вовремя собранных заказов

Доля заказов, отмененных по вине магазина

95–100

< 4%

< 2%

80–94

4–15%

2–7%

60–79

15–20%

7–10%

40–59

20–50%

10–25%

< 40

Отключение на 7 дней

> 50%

> 25%

Если значения долей указывают на разные интервалы, индекс попадет в тот, что лежит ниже.

Например, если доля не вовремя собранных заказов составляет 17%, а доля отмененных заказов — 5%, значение индекса окажется где-то между 60 и 79.

На этом этапе самая главная часть расчета закончена: определены тарифы, которые будут действовать для магазина при том или ином количестве проблемных заказов. Дальнейшие математические операции нужны исключительно для получения единого числа, на которое удобно ориентироваться. Они потребует небольшой арифметической сноровки.

Вычисление точного значения индекса качества

Чтобы получить точное значение индекса, первым делом нужно посчитать позицию конкретного значения каждой из долей внутри своего диапазона. Это число от 0 до 1. Ноль обозначает самую низкую позицию, единица — верхнюю.

Например, представим себе, что доля не вовремя собранных заказов составляет 17,5%. Таблица выше показывает, что это число попадает в интервал от 15 до 20%. Так как оно лежит ровно посередине этого интервала, его позиция равна 0,5. Позиция числа 15 в интервале равна нулю, позиция числа 20 — единице.

Рассчитывается позиция так:

П=ВЕРХxВЕРХНИЗ,П=\frac{ВЕРХ - x}{ВЕРХ-НИЗ},

где ВЕРХ — верхняя граница интервала, НИЗ — нижняя, а x — доля заказов, собранных не вовремя или заказов, отмененных по вине магазина.

Если доля соответствует более высокому диапазону индекса качества, чем тот, в котором находится его значение, ее позиция считается равной единице.

Пример

Представим, что доля не вовремя отгруженных заказов составляет 3%, а доля отмененных заказов — 7%. Интервал индекса — от 80 до 94. Так как доля не вовремя отгруженных заказов указывает на более высокий интервал индекса качества, ее позиция равна 1.

Получив позицию для не вовремя собранных (ПНСЗ) и отмененных по вине магазина (ПОВМ), нужно рассчитать их среднее:

Пср=ПНСЗ+ПОВМ2П_{ср}=\frac{П_{НСЗ}+П_{ОВМ}}{2}

После этого индекс качества рассчитывается по формуле:

И=Иниз+(ИверхИниз)×Пср,И=И_{низ} + (И_{верх}-И_{низ})\times П_{ср},

где Иниз — нижняя граница интервала индекса качества, Иверх — верхняя граница, Пср — среднее значение между двумя позициями.


Полезные ссылки