Лесное машиностроение. Вчера! Сегодня

Алексей Шульгин 23.07.2013 в 07:00

Завтра

Во второй половине ХХ века в нашей стране была создана мощная материальная база лесного машиностроения, включавшая в себя заводы, научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения, которые обеспечивали выпуск всех необходимых лесозаготовителям систем машин, базировавшихся на гусеничных и на колесных движителях.

Выпускались известные всем трелевочные трактора ТДТ-55, ТТ-4, К-703, многооперационные машины: валочно-пакетирующие и валочно-трелевочные, сучкорезные машины, бесчекерные трелевочные и т.д. В тот период ЦНИИМЭ даже приступил к разработке робото - технологических комплексов.

За счет систем машин вытеснялся тяжелый ручной труд на лесозаготовках. Во многих леспромхозах механизация трудоемких работ достигала 100%.

В период экономических реформ лесное машиностроение вместе с отраслевой наукой практически было разрушено за исключением отдельных предприятий, которые возглавляют способные и талантливые организаторы: Сергиенков Сергей Николаевич (компания «Велмашсервис»), Кузнецов Владимир Иванович («Лестехком»).

С болью в сердце можно говорить о том, что флагман лесной науки - ЦНИИМЭ, а это мощное научно-производственное объединение, лаборатории, ЭВМ, экспериментальные заводы, опытные леспромхозы – сократилось до небольшой группы специалистов и ученых из 30 человек во главе с патриотом лесного машиностроения Николаем Сергеевичем Еремеевым.

На сегодняшний день из научных учреждений пока еще функционирует Государственный научный центр лесопромышленного комплекса.

В настоящее время в лес поступает техника импортного производства, и во многих случаях - после реставрации, бывшая в употреблении. Только

крупные компании, такие как группа «Илим», могут приобретать современные, соответствующие мировым стандартам машины.

Для всех очевидно, что Россия – это лесная держава (а у нас почти четверть мировых запасов леса), и она не может эффективно развивать лесной сектор экономики без собственной материальной базы лесного машиностроения.

Каковы же пути вывода отрасли из кризиса?

Во-первых, необходимо проанализировать причины разрушения отечественного лесного машиностроения.

Во-вторых, определить меры, обеспечивающие возрождение отраслевой науки и развития лесного машиностроения.

Одной из главных причин невостребованности продукции отечественного машиностроения являются массовые процессы разукрупнения лесопромышленных крупных предприятий — леспромхозов, объединений, при проведении экономических реформ и появление многочисленных мелких лесозаготовителей: различных ООО, ЧП и т.д. Усугубило ситуацию разрушение сельхозорганизаций. Люди, потеряв работу, пошли заниматься лесным промыслом. Например, по Вологодской области в дореформенный период было 68 леспромхозов, сейчас же - работает более 2 тысяч различных лесозаготовителей. И этот процесс характерен для большинства лесных регионов. Таким образом, возможно, решаются проблемы занятости, но не проблемы эффективности лесной отрасли.

Абсолютное большинство мелких лесозаготовителей не имеют финансовой возможности приобретения техники и используют в лесу изношенную отремонтированную кустарным способом, а во многих случаях используют даже сельхозтехнику.

Вот здесь и появляются проблемы и низкой эффективности и экономической деградации, а самое главное — безопасности выполнения работ, т.к. на этих предприятиях происходит основная масса несчастных случаев.

Следующие причины кризиса в отрасли относятся к общим для машиностроения:

-    физический и моральный износ оборудования и технологий лесного машиностроения;

-    агрессивная рыночная интервенция западных фирм лесного машиностроения (Джон-дир», «Понссе», Валмет и др.);

-     развал отраслевой науки;

-     дефицит финансовых ресурсов;

-     дефицит и старение профессиональных кадров.

Не будет преувеличением отметить, что аналогичные проблемы характерны для многих подотраслей Российского машиностроения, но наиболее остро, на мой взгляд, они проявляются в лесном машиностроении.

Отвечая на главный вопрос: какие меры определить для развития отечественного лесного машиностроения, мы должны прежде всего знать, какой должна стать лесозаготовительная техника завтрашнего дня, какие следует ожидать российские и мировые тенденции в развитии лесного машиностроения.

Используя материалы ученых и практиков, можно отметить, что в настоящее время парк лесозаготовительных машин имеет множество типов и моделей.

Анализ номенклатуры лесозаготовительных машин показывает, что зарубежные фирмы предлагают потребителям более 200 моделей, в том числе различные скиддеры, харвестеры, форвардеры.

При всем многообразии предлагаемых для леса машин, есть основания прогнозировать, что в течение длительного времени (20-30 лет) сохранятся хлыстовая и сортиментная заготовка   древесины,   следовательно,   и   конструкция техники   должна будет    соответствовать   этим   технологиям (в т.ч., примерно на 30-40% - хлыстовой технологии).

Исходя из тенденций мирового развития техники и технологий, можно     ожидать, что более 60% лесных машин будут изготавливаться на колесном ходу и распределяться, в основном, по трем типоразмерным классам:

-     машины легкого класса (от 5 до 10 тонн);

-     машины среднего класса (от 10 до 13 тонн);

-     машины тяжелого класса (от 15 тонн).

Эти типы машин будут удовлетворять как крупные компании, так и небольшие предприятия малого бизнеса.

Спрос на лесозаготовительную технику в России в ближайшем будущем должен удовлетворяться отечественными производителями. Им предстоит разработать и выйти на внутренний рынок с техникой нового поколения широкого диапазона массомощностей и геометрических параметров, конкурентоспособной по критерию цена / качество.

Для создания и производства отечественных лесных машин высокого технического уровня, и обеспечения их конкурентоспособности на рынке необходимо разработать новый руководящий документ - систему технологий и машин для комплексной механизации лесозаготовительного производства с учетом региональных особенностей по природно-производственным условиям.

Нет сомнения, что лесная отрасль нашей страны в перспективе должна стать одним из приоритетов экономического развития, а обеспечить эту задачу можно за счет развития лесного машиностроения.

Очевидно, что для этого необходима серьезная государственная программа развития лесного машиностроения.

Такая программа должна включать:

-   глубокое изучение внутренней и внешней конъюнктуры рынков,

- восстановление отраслевой науки на базе Государственного научного центра;

-    финансовую поддержку предприятий при производстве новых технологий и машин;

- грантовую поддержку за создание инновационных технологий, соответствующих мировому уровню;

- внешне - экономическую интеграцию создания совместных предприятий по примеру автопрома;

- решение назревающей проблемы утилизации лесной техники.

Очевидно, настало время Союзу машиностроителей России, Ассоциации лесного машиностроения, при поддержке Минпромторга инициировать разработку и принятие соответствующей Правительственной программы поддержки и развития лесохозяйственного сегмента машиностроения.

Директор Некоммерческого

Партнерства «Лесной Союз»,

доктор экономических наук, академик РАЕН, заслуженный работник лесной промышленности

В.В.Грачев