Кредитная активность населения в феврале снизилась почти в 2 раза

19 марта 2015

Кредитная активность россиян в феврале 2015 года снизилась почти в 2 раза: количество заявок на кредиты снизилось на 51% по сравнению с февралем 2014 года, сообщила пресс-служба "Объединенного кредитного бюро" (ОКБ).

Снижение спроса наблюдается по всем видам кредитных продуктов. Сильнее всего пострадал сегмент ипотечных кредитов: спрос снизился на 72% по сравнению с февралем 2014 г., хотя на протяжение всего прошлого года этот сегмент демонстрировал рекордные темпы роста. Также значительно пострадали сегменты кредитов наличными и кредитных карт, спрос снизился на 55% и 42% соответственно.

Если сравнивать кредитную активность февраля 2015 года с январем 2015 года, то наблюдался резкий рост спроса на автокредиты, который составил 450%, Резкий рост спроса на автокредиты в феврале объясняется прежде всего возобновлением продаж автомобилей, так как в течение января многие дилеры "заморозили" продажи и поставки в связи с пересмотром курса валют. Кредитные карты выросли на 1%, ипотека сохранилась на уровне января, а спрос на кредиты наличными упал на 28%. В целом кредитная активность за месяц снизилась на 17%.

Генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский: "Мы продолжаем наблюдать последствия повышения ключевой ставки ЦБ, которое отразилось на ставках по кредитам. Заёмщики не торопятся брать кредиты под высокие проценты в условиях неопределенности, а в банки обращаются только те, кто действительно нуждается в этом. Особенно сильно повышение ставок отразилось на сегменте ипотеки, которая была драйвером роста розничного кредитования в 2014 году. Существующие ставки фактически являются заградительными, так как на "длинных" кредитах повышение ставки на 4-5% является очень чувствительным. Также, играет роль и ситуация экономической нестабильности, при которой заемщики опасаются брать на себя крупные обязательства перед банками.

Однако автокредиты, показавшие наиболее сильное падение спроса в январе, в феврале практически вернулись к значениям прошлого года. Автопроизводители пересмотрели цены и возобновили продажи, а многие кэптивные банки запустили в феврале специальные программы кредитования по ставкам заметно ниже ключевой ставки ЦБ с целью стимулирования спроса и поддержки продаж.

В текущей ситуации, когда спрос на кредиты среди населения, банкам стоит обратить внимание на работу с существующим портфелем. Одним из основных продуктов в 2015 году могут стать кредитные карты, в первую очередь за счет удобства использования и низкой стоимости кредита для дисциплинированных клиентов благодаря грейс-периоду.

Снижение кредитной активности населения, и как следствие сокращение темпов роста портфелей банков может в перспективе привести к значительному росту просроченной задолженности в течение года. В феврале 2015 года она уже достигла значения 17,07%".