Standard & Poors подтвердила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги "Газпромбанка" на уровне "ВВ+/В"

26 августа 2015

Служба кредитных рейтингов Standard & Poors 21 августа 2015 года подтвердила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги АО "Газпромбанк" (Москва) на уровне "ВВ+/В" и рейтинг банка по национальной шкале "ruAA+". Прогноз – "Негативный", сообщила пресс-служба агентства.

Подтверждение рейтингов отражает наше мнение о том, что недавнее увеличение капитала 1-го уровня посредством выпуска привилегированных акций не оказывает влияния на позицию капитала "Газпромбанка".

Мы присваиваем "высокую" классификацию субординированным некумулятивным привилегированным акциям самой низкой приоритетности "Газпромбанка". Насколько мы понимаем, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) классифицирует привилегированные акции на сумму 125,7 млрд руб., выпущенные "Газпромбанком" в августе 2015 г., как базовый капитал 1-го уровня. Как следствие, этот выпуск обусловил увеличение указанного в отчетности банка базового капитала 1-го уровня. В то же время выпуск акций и присвоение им "высокой" классификации не оказывают влияния на рейтинги "Газпромбанка".

Насколько мы понимаем, выпущенные ценные бумаги являются бессрочными, не имеют фиксированной даты погашения и носят глубоко субординированный характер; при этом не происходит изменения существующей структуры собственности. Они не являются привилегированными по отношению к дивидендным выплатам или ликвидационной стоимости и содержат механизм выплат некумулятивных дивидендов по усмотрению эмитента, который банк может применить. Условия выпущенных привилегированных акций не включают выплату фиксированных дивидендов, а размер дивидендных выплат (если они производятся) определяется на годовом общем собрании акционеров "Газпромбанка". Поэтому способность этих акций абсорбировать убытки такая же, как и у обыкновенных акций, что имеет большое значение в соответствии с нашими критериями присвоения классификации. Единственным приобретателем всего выпуска акций является российская государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). В качестве оплаты привилегированных акций АСВ предоставило банку облигации государственного федерального займа сроком погашения в 2025-2034 гг.

Мы полагаем, что выпущенные привилегированные акции имеют характеристики, свойственные государственным инструментам гибридного капитала (в соответствии с нашей методологией). Это означает, что они могут быть без ограничения включены в рассчитываемый аналитиками Standard & Poors совокупный скорректированный капитал "Газпромбанка", объем которого составлял 320 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2014 г. Акции были размещены в рамках государственной программы рекапитализации банковской системы, и мы считаем этот инструмент одним из механизмов поддержки банков. Насколько мы понимаем, этот инструмент имеет такие же характеристики, как и другие привилегированные акции объемом 40 млрд руб., выпущенные в декабре 2014 г. в рамках государственных мер по поддержке банковской системы страны.

Бессрочный характер данного инструмента, тот факт, что он находится в собственности государства, а также особая и очень важная роль "Газпромбанка" для российской экономики являются ключевыми факторами, которые обусловливают присвоение "высокой" классификации. В случае изменения бессрочного характера акций, например, в соответствии с законодательством, и последующего определения сроков их погашения мы можем пересмотреть их классификацию.

По нашему мнению, выпуск этих акций может снизить риски для собственной кредитоспособности "Газпромбанка", обусловив значительное увеличение совокупного скорректированного капитала, однако мы ожидаем, что коэффициент капитала, скорректированный с учетом рисков (risk-adjusted capital – RAC), останется на уровне ниже 5% до конца 2016 г. в сравнении с 3,9% по состоянию на 31 декабря 2014 г. Этот коэффициент обеспечивает лишь ограниченный запас прочности, принимая во внимание прогнозируемое повышение расходов на формирование резервов и давление на показатели прибыльности, которые могут не соответствовать ожидаемым темпам роста активов в ближайшие 12-18 месяцев.

В связи с этим мы полагаем, что в долгосрочной перспективе выпуск акций окажет лишь умеренное позитивное влияние на нашу оценку показателей капитализации "Газпромбанка", рассчитанных в соответствии с нашей методологией. Несмотря на их улучшение в последнее время, мы полагаем, что показатели капитализации Газпромбанка по-прежнему обеспечивают ему лишь ограниченную свободу маневра в стрессовой финансовой ситуации.

Вместе с тем мы отмечаем, что российское правительство продемонстрировало твердую готовность оказывать "Газпромбанку" поддержку, и ожидаем, что оно будет прямо или опосредованно поддерживать увеличение капитала банка, чтобы обеспечить его адекватные конкурентные позиции на рынке. Мы считаем "Газпромбанк" организацией, связанной с государством (ОСГ), и отмечаем "высокую" вероятность получения банком своевременной и достаточной экстраординарной поддержки со стороны государства. Наше мнение основывается на критериях присвоения рейтингов ОСГ и на следующих выводах:

"очень важная" роль "Газпромбанка" для правительства Российской Федерации. Банк имеет высокую системную значимость и играет важную роль в реализации инициатив правительства по поддержке банковского сектора и российской экономики в целом, а также осуществляет банковское обслуживание операционной деятельности ПАО "Газпром";

"прочные" связи с правительством Российской Федерации через собственника – ПАО "Газпром" – и другие связанные с ним компании, о чем свидетельствует государственная поддержка, которую банк неоднократно получал в прошлом.

В соответствии с нашими критериями рейтинги "Газпромбанка" определяются нашим мнением о его статусе как ОСГ. Как следствие, мы добавляем к долгосрочному кредитному рейтингу банка две дополнительные ступени относительно его оценки SACP, что отражает вероятность получения поддержки со стороны государства.

Прогноз "Негативный" отражает аналогичный прогноз по суверенным рейтингам Российской Федерации, а также наше мнение о том, что объемы государственной поддержки, предоставляемой банку, могут сократиться, а давление на позицию по риску и базу капитала банка, обусловленное ухудшением качества его активов, усилится. Мы можем понизить рейтинги банка, если качество его кредитного портфеля ухудшится в большей степени, чем в среднем по российскому банковскому сектору. Мы также можем предпринять негативное рейтинговое действие в отношении банка в случае понижения суверенных рейтингов Российской Федерации.

Мы можем пересмотреть прогноз на "Стабильный" в случае аналогичного пересмотра прогноза по суверенным рейтингам, а также в случае значительного укрепления базы капитала банка и более низких убытков, чем сейчас прогнозируется.