Поведение покупателя во время кризиса

2 октября 2015

По данным исследовательского холдинга "Ромир" сегодня среднестатистическая семья в России состоит трёх человек: родители и ребенок. Обычно их ежемесячный доход составляет 53 тысячи рублей. Траты на товары повседневного спроса (еда и непродовольственные товары) составляют 41% от общего дохода, то есть 21 тысячу рублей. За прошедший год в период с января по август расходы выросли на 14 %, в то время как инфляция на 17%, и это говорит о том, что покупатель старается максимально экономить.

Согласно проведенному "Ромир" опросу, семьи с детьми до 14 лет составляют треть от всего населения городской России и тратят на товары повседневного спроса 26,5 тысяч рублей, из них 3,5 тысячи рублей приходятся на такую продукцию индустрии детских товаров как: игрушки, детское питание и подгузники. Среди семей с детьми до 14 лет превалирует возраст детей от 0 до 3 лет, и в основном в домохозяйствах числится только один ребёнок. За исследуемый период в таких семьях траты увеличились на 18%, в то время как расходы с двумя и более детьми – на 16%. Такая разница обуславливается тем, что хозяйства с двумя и более детьми могут экономить на игрушках и одежде, передавая эти вещи от старших поколений младшим.

В виду экономической ситуации ожидания потребителей по желаемой и реальной заработной плате так же сокращаются. Если раньше разрыв составлял примерно 10 тысяч рублей, то сейчас он примерно сошёлся. На этом фоне потребитель сокращает свои расходы, а от чего-то вообще отказывается. В основном это отдых, покупка деликатесов, гаджетов и развлечения. Стоит отметить, что даже на еду, одежду и транспорт покупатель старается минимизировать свои расходы. Безусловно, есть и доля покупателей, которая не экономит, но по сравнению с прошлым годом она заметно сократилась — с 28% до 16%.

Анализируя стратегию экономии покупателей, "Ромир" делает вывод о том, что покупатели, которые уменьшили частоту походов в магазин, снизили свои траты на 7% по сравнению с теми, кто частоту походов в магазин увеличил. Несмотря на то, что средний чек первых увеличился на 17%, они всё равно остаются в выгоде по сравнению с частыми посетителями магазинов, сократившими свой средний чек покупок.

В данной ситуации для ритейла важно понимать, что промо-акции не могут стать панацеей в привлечении покупателей. Покупатель привыкает к ценам, которые он видит, и даже если сделать скидки на обычные товары и убрать специальные предложения, это будет казаться ростом цен. Прибыль рынка индустрии детских товаров можно увеличивать за счёт наращивания частоты покупок, а также благодаря внимательному отношению к поведению потребителя.