Fitch Ratings подтвердило рейтинги России в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-", но оставила их в подвешенном состоянии из-за негативного прогноза. Скорее всего, рейтинг будет снижен в ближайшем будущем

20 октября 2015

Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 16 октября 2015 года подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) России в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-" c "Негативным" прогнозом, сообщила пресс-служба агентства.

Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций России в иностранной и национальной валюте также подтверждены на уровне "BBB-". Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне "BBB-", а краткосрочный РДЭ в иностранной валюте – на уровне "F3".

С июля произошло ухудшение внешней конъюнктуры, что привело к более слабому прогнозу по ценам на нефть, более значительной волатильности рубля и более высокой инфляции. Однако снижение курса рубля продолжает оказывать благоприятное влияние на платежный баланс при падении импорта (в стоимостном выражении) на 39% за 9 мес. 2015 г. к аналогичному периоду предыдущего года и значительном снижении импорта в сфере услуг и перечислений прибылей за рубеж. В отношении счёта текущих операций ожидается повышение профицита до 5%-6% ВВП в 2015 г. относительно 3% в 2014 г.

В качестве противовеса профициту счёта текущих операций выступает и продолжит выступать чистый отток частного капитала, который сократился с 2014 г. Уровни рефинансирования долга частного сектора превышают ожидания, при этом остальная часть чистого оттока стала более умеренной. Рынки капитала вновь открываются для заемщиков, не подпадающих под санкции. В результате перечисленных факторов и профицита счета текущих операций спрос на валюту для обслуживания долга, как ожидается, не приведет к чрезмерному давлению на резервы.

Суверенный баланс остается ключевым фактором, поддерживающим кредитоспособность. Ожидается, что к концу 2015 г. государственный долг составит 13% ВВП, а чистые иностранные активы государства оцениваются на уровне 26% от ВВП за 2015 г. Резервы Центрального банка России ("ЦБ РФ") остаются стабильными с 1 кв., и на конец сентября составляли 371 млрд. долл., или более 10 месяцев от будущего счета текущих операций (CXP), и Fitch в настоящее время ожидает, что эти показатели не претерпят значительных изменений в долларовом выражении в 2016-2017 гг. В июле ЦБ РФ приостановил регулярные покупки иностранной валюты, однако они могут быть возобновлены для поддержки планов пополнения резервов. Более низкие цены на нефть и/или более сильный спрос на иностранную валюту представляют собой основной риск для ухудшения прогноза по резервам.

Монетарная политика нацелена на сдерживание рисков, связанных с долларизацией, и целевой уровень инфляции у ЦБ РФ равен 4% к концу 2017 г. Долларизация депозитов составляет 41%, что значительно превышает уровни до 2014 года, однако факторы давления находятся под контролем. На своём заседании в сентябре ЦБ РФ принял решение оставить свою ключевую ставку без изменения на уровне 11%. Возобновление роста спроса на иностранную валюту, как это было в декабре 2014 г. (возможно в результате политического или геополитического шока) остаётся риском для прогноза. При условии сдерживания волатильности рубля средняя инфляция может упасть до 9% в 2016 г. с 15,5% в 2015 г.

Fitch ожидает, что дефицит федерального бюджета увеличится до 2,8% ВВП в 2015 г., что не выходит за рамки целевого показателя в 3,7% ВВП, заложенного в пересмотренный бюджет на 2015 г. Власти планируют аналогичный дефицит в 2016 г., что представляет собой более медленные темпы улучшения, чем Fitch ожидало в июле. Рост расходов будет ограничен уровнем в 4%, что значительно ниже ожидаемой (среднегодовой) инфляции в 9% на 2016 г. Власти ограничили повышение заработной платы, а также сократят рабочие места в госсекторе.

Что касается доходов, единственной существенной мерой является повышение налоговой нагрузки на нефтяные компании. Это также создаст резерв в бюджете на случай непредвиденного развития ситуации. Fitch прогнозирует дефицит федерального бюджета на уровне 2% ВВП исходя из более оптимистичных допущений по цене на нефть в 60 долл./барр. в 2016 г. против официальной оценки в 50 долл./барр.

Как и в 2014 г., правительство будет финансировать дефицит за счет средств из резервного фонда, что приведет к сокращению фискальных буферов и снижению гибкости в плане финансирования. После приостановки действия бюджетного правила и трёхлетнего бюджетирования министерство финансов по-прежнему рассматривает сохранение запаса резервного фонда как ключевую задачу налогово-бюджетной политики. Однако оно ожидает сокращения резервного фонда до 1,8 трлн. руб. к концу 2016 г., что меньше половины текущего уровня в рублевом выражении.

Экономика находится в рецессии, и лишь небольшое восстановление прогнозируется во второй половине 2016 г. Экономика сократилась на 3,5% в 1 полугодии 2015 г., и, как ожидается, за полный 2015 г. сокращение составит 4% на фоне падения потребления и инвестиций. Позитивный вклад отмечается лишь со стороны нетто-торговли: экспортеры сырьевых товаров смогли увеличить экспорт в результате повышения конкурентоспособности за счет более слабого рубля. Потребление и инвестиции вряд ли восстановятся в 2016 г. Согласно пересмотренным прогнозам Fitch, мы теперь ожидаем стабилизации экономики с ростом на уровне до 0,5% в 2016 г. и в 1,5% в 2017 г. Пересмотр в сторону понижения наших прогнозов роста относительно июля отражает более низкие ожидания по ценам на нефть, более слабый рубль и жесткую монетарную и фискальную политику.

Fitch полагает, что риск введения в отношении России более серьезных санкций – в частности мер, которые повлияли бы на платежную систему или торговлю – сократился. Уровень человеческих жертв и военной активности в Восточной Украине снизился.

В то же время будущие события, которые могут в отдельности или вместе привести пересмотру прогноза по рейтингам на "Стабильный", включают:

-Ослабление макроэкономического стресса и стресса в финансовом секторе и прогресс с сокращением инфляции

-Избежание дальнейшего существенного снижения международных резервов

-Прогресс с консолидацией бюджета

-Дальнейшие свидетельства того, что перспективы экономического роста и внешние финансы устойчивы к долгосрочным ограничениям по доступу к зарубежному финансированию, или ослабление санкций

Будущие события, которые могут в отдельности или вместе привести к понижению рейтинга, включают:

-Ослабление суверенного баланса

-Отсутствие восстановления от рецессии в сочетании с существенным отходом от заявленных макроэкономических целей и задач фискальной политики

-Увеличение геополитической напряженности и/или рисков санкций.

Fitch исходит из сохранения санкций ЕС и США в среднесрочной перспективе.

Fitch исходит из того, что цены на нефть будут в среднем составлять 55 долл./барр. в 2015 г., 60 долл./барр. в 2016 г. и 70 долл./барр. в 2017 г.

Fitch исходит из того, что военные действия России в Сирии не усилятся до такой степени, чтобы это привело к существенному фискальному или экономическому влиянию.