Количество действующих кредитов на покупку потребительских товаров в России за 9 месяцев 2015 года сократилось на 10,2%

8 декабря 2015

По данным 3350 кредиторов, передающих сведения в "Национальное бюро кредитных историй" (НБКИ), по состоянию на 1 октября 2015 года количество действующих кредитов на покупку потребительских товаров в целом по России сократилось на 10,2% до 22,5 млн. единиц. При этом средний размер таких кредитов увеличился на 4% до 202 764 рублей.

"В 2015 году основным источником развития необеспеченного кредитования, и, в частности, сегмента кредитов на покупку потребительских товаров, стали собственные клиентские базы и заёмщики с хорошей кредитной историей, – говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Использование этого потенциала требует от кредитора развитой системы управления рисками, контроля поведения заёмщиков на всём протяжении действия кредитного договора, мощной аналитике по прогнозу дефолта. Однако, в результате, кредитор получает кредитный портфель существенно лучшего качества и с прогнозируемой доходностью. Тот факт, что многие кредиторы в 2015 году существенно повысили эффективность систем управления рисками, говорит о том, что рынок выбрал путь развития, ориентированный, прежде всего, на качество портфеля, а не на его размер".

Следует отметить, что в различных регионах РФ динамика действующих кредитов на покупку потребительских товаров и их размер существенно отличаются. Так, наибольшее снижение количества действующих кредитов показали Ненецкий автономный округ (-13,1%), Орловская область (-14,0%), Архангельская область (-14,3%), Томская область (-14,3%), Республика Хакасия (-15,2%). Вместе с тем, в ряде регионов за 9 месяцев 2015 года портфель действующих кредитов на покупку потребительских товаров сокращался значительно более низкими темпами, а в нескольких северокавказских республиках даже наметился рост: Республика Карачаево-Черкессия (13,6%), Республика Ингушетия (9,5%), Чеченская республика (2,2%). При этом положительная динамика кредитования на покупку потребительских товаров в этих регионах объясняется эффектом низкой базы и связана с общей недостаточной развитостью розничного кредитования в Северо-Кавказском федеральном округе.