Fitch: предлагаемый вариант санации российских банков будет более эффективным и дешёвым

17 февраля 2017

Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 15 февраля 2017 года отмечает, что план Центрального банка России ("ЦБ РФ") по введению механизма рекапитализации санируемых российских банков за счёт взносов капитала будет более эффективным и менее дорогостоящим, чем действующая система дешёвых кредитов от ЦБ РФ, сообщила пресс-служба агентства.

Мы полагаем, что новый механизм, введение которого ожидается во второй половине этого года, позволит снизить риск, связанный с приобретением санируемых банков слабыми инвесторами с намерением перевести в них свои плохие активы для улучшения собственного финансового положения, что часто влечёт за собой дополнительные затраты на санацию для государства.

Согласно действующему режиму, санируемые банки не обязаны соблюдать нормативы, пока они не восстановят капитал за счёт прибыли от инвестирования дешёвых средств, полученных от ЦБ РФ. Это создаёт стимулы для слабых инвесторов приобретать санируемые банки и переводить в них плохие активы. Согласно предлагаемому варианту санации, регулятивный капитал банков будет восстанавливаться за счёт взноса капитала, и они сразу должны будут соблюдать нормативы, что снизит к ним интерес со стороны слабых покупателей.

Введение законодательства об участии кредиторов в санации банков (bail-in) может ещё больше снизить расходы для государства, хотя его реализация может быть отложена на период после 2017 года согласно недавним комментариям от первого заместителя председателя ЦБ РФ. Высокопоставленные чиновники из министерства финансов и ЦБ РФ ранее заявляли, что режим bail-in может распространяться на депозиты свыше 100 млн. рублей. Однако неясно, как bail-in будет действовать вместе с предлагаемым механизмом санации, хотя, по нашим базовым ожиданиям, основные государственные банки по-прежнему смогут рассчитывать на заблаговременную поддержку, а это означает, что понижения их рейтингов маловероятны.

Большинство финансовых проблем у банков связаны со слабым качеством их активов, а масштаб проблем обычно выявляется только в последний момент. Меры ЦБ РФ по спасению банков на сегодня включают предоставление фондирования по низким ставкам и поиск инвесторов, готовых приобрести санируемые банки за незначительную цену. По нашему мнению, процедура выбора инвестора не является прозрачной, нет жёстких требований к участию, а мониторинг за процессом санации является слабым. Даже более жёсткие финансовые требования к инвесторам, введённые в апреле 2016 года, не позволили бы в прошлом избежать участия в санациях некоторых слабых инвесторов, которые впоследствии сами потеряли финансовую устойчивость.

Согласно нашему анализу 30 российских банков, в отношении которых в настоящее время применяется процедура санации, в большинстве случаев стоимость оказания поддержки банкам существенно превышает затраты на их ликвидацию. Мы оцениваем общее превышение приблизительно в 0,5 трлн. рублей. По нашему мнению, лоббирование со стороны кредиторов было фактором при принятии некоторых решений о спасении таких банков, поскольку большинство из них нельзя было назвать системно или регионально значимыми, так как их рыночные доли составляли менее 0,1%. Распространение господдержки на незастрахованных кредиторов создаёт неравные условия на рынке, а также влечёт за собой их высокий аппетит к рискам.

Восстановление прибыльности банков отстаёт от целевых показателей, поскольку снизившиеся рыночные ставки ограничивают заработок банков от размещения дешёвого фондирования ЦБ РФ, что в свою очередь замедляет восполнение капитала. При предлагаемой новой системе восстановление капитала будет достигнуто одномоментно за счёт взноса в капитал.

С 2014 года российские власти направили на поддержку банковского сектора 3,2 трлн. рублей, что эквивалентно 3,7% от оценочного размера ВВП за 2016 году. Мы не ожидаем, что в краткосрочной перспективе потребуется дальнейшая значительная рекапитализация банковского сектора, однако расходы на санацию банков продолжат быть бременем для государства в свете продолжающейся чистки сектора.