S&P global ratings: процесс оздоровления проблемных российских банков может остаться недостаточно прозрачным при новом регулировании

28 марта 2017

В опубликованном 27 марта 2017 года отчёте "Процесс оздоровления проблемных российских банков может остаться недостаточно прозрачным при новом регулировании" S&P global ratings анализирует пересматриваемые ЦБ РФ правила финансового оздоровления проблемных банков. Предлагаемые нормативные изменения предусматривают передачу контроля над процессом санации банков от "Агентства по страхованию вкладов" (АСВ) Банку России. Кроме того, предусматривается более активное участие Банка России в процессе санации, в том числе его прямое участие в капитале проблемных организаций за счёт средств вновь создаваемого "Фонда консолидации банковского сектора", а также управление их активами при помощи специальной управляющей компании. Эти изменения направлены на повышение эффективности, снижение расходов и сокращение сроков финансового оздоровления. Вместе с тем неясно, смогут ли новые правила устранить существенные недостатки действующего механизма, повысить его прозрачность и усилить контроль за рисками, возникающими в процессе санации проблемных финансовых институтов.

До настоящего времени процесс финансового оздоровления российских банков характеризовался невысоким уровнем прозрачности. В частности, участникам рынка не всегда было ясно, каким образом Банк России определяет проблемные банки, которым необходимо оказывать помощь в рамках процедуры финансового оздоровления. Кроме того, процесс выбора инвесторов, ответственных за реализацию плана санации, и оценка объёма выделяемых средств также вызывали вопросы. У нас нет уверенности в том, что новый механизм сможет обеспечить большую прозрачность этих процессов.

Пока остаётся неясным и вопрос о том, сможет ли регулирующий орган усилить контроль за рисками, возникающими в процессе финансового оздоровления, в частности интеграционными рисками и рисками, связанными с ростом объёма активов, взвешенных с учётом рисков, в банковских группах, объединяющих банки-санаторы и проблемные финансовые организации.

Мы ожидаем, что Банк России будет применять более жёсткий подход к предоставлению средств на цели финансового оздоровления. Объем финансирования, вероятнее всего, сократится в 2017-2018 гг. по сравнению с уровнем 2008-2015 гг.

На наш взгляд, пока ещё слишком рано судить о том, позволят ли изменения в регулировании достичь поставленных целей по повышению эффективности процесса финансового оздоровления. При этом, на наш взгляд, ещё меньше ясности в том, сможет ли регулятор улучшить контроль за рисками, уже аккумулированными в процессе финансового оздоровления, и сможет ли он сделать этот процесс более прозрачным для участников рынка. Вместе с тем нам представляется более вероятным, что цель снижения расходов на финансовое оздоровление будет достигнута, поскольку подход регулятора к предоставлению ресурсов продолжает ужесточаться.