Fitch изменило со "Стабильного" на "Позитивный" прогноз по долгосрочным рейтингам РФ, и подтвердило его на уровне "BBB-"

1 октября 2017

Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 22 сентября 2017 года изменило со "Стабильного" на "Позитивный" прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента ("РДЭ") России в иностранной и национальной валюте, и подтвердило РДЭ на уровне "BBB-", сообщила пресс-служба агентства.

Изменение прогноза на "Позитивный" отражает следующие ключевые рейтинговые факторы и их относительный вес:

Россия продолжает продвигаться вперёд с укреплением проводимой политики на фоне повышения гибкости обменного курса, чёткой нацеленности на инфляционное таргетирование и взвешенной налогово-бюджетной стратегии, что нашло отражение в недавно одобренном бюджетном правиле. Такие меры обеспечат улучшение макроэкономической стабильности и, наряду с хорошими уровнями внешнего и фискального балансов, повышают устойчивость экономики к шокам.

После сокращения до уровня ниже целевого показателя центрального банка равного 4% в июле (и достижения исторически низкого уровня в 3,3% в августе), инфляция в среднем составит 4,1% в 2017 г., понизившись по сравнению с 7,1% в 2016 г. Fitch ожидает, что центральный банк по-прежнему будет фокусироваться на достижении устойчиво низкого уровня инфляции посредством взвешенных послаблений, укрепления передаточных механизмов и доверия к институтам, а также устойчивой привязки ожиданий. Инфляционные риски обусловлены волатильностью обменного курса, восстановлением внутреннего спроса (что отражает рынок труда с высоким спросом на рабочую силу) и шоками по ценам на продукты питания. В то же время инфляция в среднем составит 4,5% в 2018-2019 гг., что является беспрецедентно низким уровнем инфляции для России, хотя по-прежнему выше медианы для рейтинговой категории "BBB" в 2,1%.

В соответствии с бюджетным правилом, одобренным в июле, расходы планируются на основе консервативного ориентира по цене на нефть в 40 долларов (в реальном выражении). Кроме того, государство продолжит аккумулировать нефтяные доходы сверх заложенных в бюджет, используя валютные интервенции, чтобы предотвратить повышение реального эффективного обменного курса, сократить зависимость бюджета от нефти и восстановить фискальные буферы. Нефтяные доходы, вероятно, останутся на уровне около 36% от всех доходов, что существенно ниже среднего показателя в 50% в 2011-2014 гг. Правительство придерживается правила в условиях позитивной динамики доходов, что подкрепляет ресурс доверия. Власти пересмотрели целевой дефицит бюджета на 2017 г. в сторону понижения с 3,2% до 2,1% от ВВП, при этом дополнительные расходы будут финансироваться за счёт ненефтяных доходов сверх заложенных в бюджет уровней в соответствии с бюджетным правилом. Целевой уровень дефицита составляет 1,4% от ВВП на 2018 г.

Fitch ожидает, что дефицит федерального бюджета снизится до 2% от ВВП по сравнению с 3,4% в 2016 г. и достигнет целевого уровня исходного дефицита в 0% в 2019 г. Ненефтяной дефицит федерального бюджета может снизиться с 9,1% от ВВП в 2016 г. до 6,2% в 2019 г. при сокращении федеральных расходов на 3 п.п. за тот же период. Более высокий рост ненефтяных доходов может обеспечить некоторую возможность ослабления сокращения реальных расходов в случае необходимости.

Резервы достигли 424 млрд. долларов в начале сентября 2017 г., и сохраняющиеся профициты счета текущих операций, умеренный отток капитала и более высокие, чем заложено в бюджет, цены на нефть будут способствовать росту резервов до свыше 500 млрд. долларов в 2019 г., возвращая их к уровням конца 2013 года. Россия уже имеет самый высокий показатель внешней ликвидности в рейтинговой категории "BBB", и её позиция внешнего нетто-кредитора укрепилась с 2014 г., как относительно ВВП, так и относительно текущих поступлений в иностранной валюте, за счёт снижения левериджа у банков и компаний и более высокой гибкости обменного курса. Чистые суверенные иностранные активы являются существенными на уровне 28% ВВП.

РДЭ России "BBB-" также отражают следующие ключевые рейтинговые факторы:

Государственный долг остаётся среди самых низких в рейтинговой категории "BBB", и в 2017 г. прогнозируется увеличение долга федерального правительства до 13,4% от ВВП и до 16,3% на общегосударственном уровне (с учётом долга субнациональных образований и гарантий). Новое бюджетное правило включает консолидацию двух существующих бюджетных фондов сбережений, которые вместе будут составлять 4% от ВВП к концу 2017 г. Фискальные буферы остаются низкими в сравнении с другими нефтедобывающими странами с аналогичными рейтингами, но умеренно увеличатся в 2018 и 2019 гг.

Центральный банк продолжает расчистку банковского сектора, а также укрепление надзора и системы работы с проблемными банками. Переход под управление ЦБ РФ банка Открытие, одного из 10 банков, на тот момент отнесённых к системно значимым, предотвратил распространение проблем и нестабильность на финансовых рынках. Данное вмешательство является важной проверкой способности властей продолжать расчистку банковской системы и укреплять систему работы с проблемными банками, при этом сохраняя доверие к финансовому сектору. По мнению агентства, риски со стороны банковской системы для суверенного баланса в настоящее время представляются ограниченными.

Рост возобновляется, но останется слабым относительно сопоставимых эмитентов. Fitch ожидает роста в России на 2% в 2017 г. и в среднем на 2,1% в 2018-2019 гг. на фоне сокращения неопределённости, ослабления монетарной политики, поддерживающего восстановление кредитования, стабильности рубля и благоприятных перспектив по ценам на нефть. Это сравнимо с медианными темпами роста в 3,1% для рейтинговой категории "BBB". Более широкую программу реформ для достижения более высокой траектории роста при поддержании улучшившейся макроэкономической стабильности предстоит реализовывать после президентских выборов 2018 г.

Помимо геополитической напряжённости, связанной с конфликтом в Восточной Украине, конгресс США в июле 2017 г. расширил и законодательно закрепил существующие секторальные и индивидуальные санкции. Данное законодательство не только усложняет ослабление санкций, но и создаёт существенные риски их дальнейшего ужесточения и может ограничивать гибкость суверенного эмитента по привлечению финансирования в случае нацеленности на государственный долг. Доступность альтернативных источников финансирования и соответствующие расходы, а также влияние на суверенный баланс будут определять краткосрочное влияние на общую кредитоспособность.

Президент Владимир Путин по-прежнему имеет комфортную позицию, чтобы выиграть выборы на новый срок в марте 2018 г., хотя он ещё не выставил свою кандидатуру. Fitch не ожидает политических изменений, которые негативно сказались бы на улучшившейся макроэкономической среде, но составляющие и темпы программы реформ после выборов остаются неопределёнными. Позиции России в рэнкинге Всемирного банка по качеству управления существенно ниже медианы для сопоставимых эмитентов.

По суверенной рейтинговой модели Fitch Россия имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB" по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте.

Комитет агентства по суверенному рейтингу применил корректировки к результатам модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте с учётом качественных факторов относительно рейтингуемых сопоставимых эмитентов следующим образом: Структурные характеристики -1 уровень, чтобы учесть геополитическую напряжённость и повышенные риски санкций с момента нашего последнего пересмотра, что может в будущем сдерживать гибкость суверенного эмитента в плане привлечения финансирования и может также оказать негативное влияние на макроэкономическую стабильность, деловую среду и перспективы роста.

Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трёхлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учёт агентством качественных факторов предназначен позволить скорректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или не отражены в полном объёме в суверенной рейтинговой модели.

Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к повышению рейтингов:

– Рост уверенности в том, что санкции не повлияют на гибкость суверенного эмитента в плане финансирования.

– Продолжение повышения макроэкономической стабильности за счёт укрепления монетарной и фискальной политики.

– Продолжение укрепления фискальных буферов и буферов внешних накоплений, например, в результате устойчивого восстановления цен на нефть и незапланированных доходов.

– Реализация структурных реформ, которые способствовали бы потенциальному росту.

Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к стабилизации прогноза по рейтингам:

– Повышение геополитической напряжённости или введение дополнительных санкций, которые сказались бы на макроэкономических показателях и гибкости суверенного эмитента в плане привлечения финансирования.

– Ослабление проводимой политики, что сказалось бы на макроэкономических и фискальных показателях.

– Продолжительное сокращение международных резервов.

Fitch исходит из сохранения санкций ЕС и США в течение длительного времени и наличия риска их дальнейшего ужесточения.

Fitch прогнозирует, что цена на нефть Brent будет в среднем составлять 52,5 долларов/баррель в 2017 г. и 55 долларов/баррель в 2018 г.